Теория конкурентных преимуществ М. Портера
В 1991 г. опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран». В русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция». Исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М.Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминант) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 3.3).
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Факторные условия. Наделенность страны (фирмы) факторами производства:
- человеческие ресурсы
- физические ресурсы
- инфраструктура
- ресурс знаний
- денежные ресурсы
В современных условиях главную роль играют развитые специализированные факторы: научно-технические знания, высококвалифицированные и узкоквалифицированные кадры, современная инфраструктура, обмен информацией, базы данных узкой специализации и т.д. Именно эти факторы, целенаправленно создаваемые страной, обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга.
Рис. 3.3. Детерминанты конкурентного преимущества страны
II. Условия спроса представлены тремя составляющими:
- структурой внутреннего рынка, которая зависит от сегментной структуры рынка, требовательности и разборчивости потребителей, предполагаемой потребности покупателя;
- величиной и характером роста внутреннего спроса, что определяет емкость рынка, степень его насыщения
- интернационализацией спроса, связанной с мобильностью покупателей и интернационализацией торговли.
Параметры внутреннего спроса позволяют использовать эффект масштаба, стимулируют нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок.
III. Родственные и поддерживающие отрасли. Их наличие в национальной экономике обеспечивают фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, информацией. Завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке в значительной мере связано с развитием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественная кожа и колодки, исключающие возможность деформации изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.
IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентных преимуществ, а борьба с конкурентами стимулирует это. Внутренняя конкуренция, таким образом, обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.
Особые детерминанты конкурентных преимуществ
I. Случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).
- крупные технологические сдвиги;
- резкое изменение цен на ресурсы;
- значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);
- политические решения зарубежных правительств;
- войны и т.д.
II. Государство или правительство способны:
- усиливать факторные условия;
- содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;
-формировать конкурентную среду .
Детерминанты образуют взаимосвязанную комплексную систему отношений, находящуюся в процессе постоянного развития, что обеспечивает и усиливает конкурентные преимущества.
Таким образом, современные теории международной торговли:
1) либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства;
2) либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким – либо причинам остались не объясненными классическими теориями;
3) либо отрицают классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагают собственное объяснение международной торговли.
Контрольные вопросы
1. В чем смысл теории специфических факторов производства? Какими позициями она развивает теории предшественников?
2. Какие теории позволяют объяснить проблемы, связанные с так называемой «Голландской болезнью»?
3. В чем суть теории Т.М. Рыбчинского и какое отношение она имеет к проблемам структурной деформации российской экономики?
4. Почему появилась потребность в альтернативных теориях международной торговли?
5. Какими аргументами теории «жизненного цикла продукта» и «эффекта масштаба» объясняют рациональность и взаимовыгодность международной торговли?
6. В чем специфика теории «пересекающегося спроса» по сравнению с предшествующими теориями международной торговли?
7. Кто и ученых открыл феномен «пересекающегося спроса»? Почему данная теория наиболее эффективно может применяться для анализа торговли между развитыми странами?
8. Какие детерминанты конкурентных преимуществ обосновывает М. Портер и каким образом эти детерминанты связаны с мировой торговлей?
1.
Тема 4. Спрос и предложение на мировом рынке. Равновесный уровень цен
1. Определение мировой цены и объемов международной торговли.
2. Выигрыши от внешней торговли. Условие торговли.
3. Мультипликатор внешней торговли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|