|
Классификация по источнику получения знаний.
i. Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
«+»
· Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.
· Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.
| «–»
· Факты и представления даются в готовом виде.
· Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.
· Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
| | 1. ^ РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.
Ведущая функция – обучающая. Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная. Педагогические требования:
· Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
· С целью изложения нового материала.
· С целью обобщения.
· С целью закрепления материала.
· С целью подготовки к восприятию материала.
· Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
· Быть эмоциональнее.
· Иметь четкую логику изложений.
· Излагаться простым и доступным языком.
· Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
· Занимать 10-15 минут.
· Необходимо учитывать структуру:
· Начало.
· Развитие событий.
· Кульминационный момент.
· Финальная часть.
· Широкое использование наглядности.
| 2. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.
Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования:
· Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
· В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
· Вопросы не должны содержать ответа.
· Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
· Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
· Не ставить длинные или двойные вопросы.
· Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
· Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.
«+»:
· Активизирует деятельность ученика на уроке.
· Развивает память и речь.
· Помогает контролировать знания учащихся.
· Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
| 3. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.
Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования:
· Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:
· Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
· Последовательное изложение материала.
· Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
· Элементы беседы.
· Показ приемов работы, порядка действий.
· Проверка качества усвоения материала.
| 4. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
| 5. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
| 6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
· Конспектирование.
· Составление плана текста.
· Тезирование.
· Цитирование.
· Аннотирование.
· Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
· Составление базовых понятий по теме, разделу.
· Составление матрицы идей различных авторов.
Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно. Педагогические требования:
· Отбирать посильный для учащихся труд.
· Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
· Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
· Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут.
Факторы, определяющие эффективность:
· Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.
· Умение выделять главное в изучаемом материале.
· Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.
«–»:
· Малоэкономичен, большие затраты времени.
· Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.
· Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
| 7. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.
| ii. Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Цель:
· Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.
· Развитие наблюдательности.
· Изучение конкретных свойств предметов.
· Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
· Естественная (гербарий, минеральные камни).
· Рисунковая.
· Объемная.
· Звуковая (аудиозаписи).
· Графическая.
1. НАБЛЮДЕНИЕ:
· Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
· Наблюдение в классе.
Задачи:
· Развить интерес к окружающей жизни.
· Научить анализировать природные и социальные явления.
Педагогические требования:
· Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
· Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
· Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
| 2. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.
Педагогические требования:
· Наглядность применять в меру.
· Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
· Должна соответствовать возрасту.
· Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
· Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
· В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
· При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
| 3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.
^ Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
| 4. ВИДЕОМЕТОД
| Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.
iii. Практические методы обучения.
Назначение: формирование умений и навыков.
1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
1. Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
2. Письменные: закрепление знаний, их применение.
3. Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
4. Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
В зависимости от учащихся:
5. Воспроизводящие.
6. Тренировочные.
7. Творческие.
Педагогические требования:
· Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
· Знание правил выполнения действий.
· Системность проведения упражнения.
· Учет достигнутых результатов.
· Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
| 2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.
Могут проводиться:
1. В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.
2. В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.
| 3. ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
В начальной школе игры по правилам. Функции:
1. Активизирует познавательные процессы.
2. Воспитывает интерес и внимание детей.
3. Развивает способности.
4. Учит действовать детей по правилам.
5. Закрепляет знания и умения.
6. Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.
Элементы дидактической игры:
· Игровая ситуация.
· Упражнение.
· Прием.
Компоненты дидактической игры:
· Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.
· Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.
· Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
· Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.
| 4. ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.
| 4.4. По характеру участия учащихся в учебном процессе (не нашла)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|