Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация по источнику получения знаний.





i.
Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

«+» · Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний. · Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками. «–» · Факты и представления даются в готовом виде. · Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ. · Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
 
1. ^ РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей. Ведущая функция – обучающая. Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная. Педагогические требования: · Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока: · С целью изложения нового материала. · С целью обобщения. · С целью закрепления материала. · С целью подготовки к восприятию материала. · Содержать только достоверные и научно проверенные факты. · Быть эмоциональнее. · Иметь четкую логику изложений. · Излагаться простым и доступным языком. · Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений. · Занимать 10-15 минут. · Необходимо учитывать структуру: · Начало. · Развитие событий. · Кульминационный момент. · Финальная часть. · Широкое использование наглядности.
2. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного. Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования: · Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся. · В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные. · Вопросы не должны содержать ответа. · Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов. · Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность. · Не ставить длинные или двойные вопросы. · Не должно быть «подсказывающих» вопросов. · Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос. «+»: · Активизирует деятельность ученика на уроке. · Развивает память и речь. · Помогает контролировать знания учащихся. · Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся. Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования: · Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения: · Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися. · Последовательное изложение материала. · Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания): · Элементы беседы. · Показ приемов работы, порядка действий. · Проверка качества усвоения материала.
4. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
5. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: · Конспектирование. · Составление плана текста. · Тезирование. · Цитирование. · Аннотирование. · Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного). · Составление базовых понятий по теме, разделу. · Составление матрицы идей различных авторов. Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно. Педагогические требования: · Отбирать посильный для учащихся труд. · Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя. · Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются. · Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут. Факторы, определяющие эффективность: · Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное. · Умение выделять главное в изучаемом материале. · Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы. «–»: · Малоэкономичен, большие затраты времени. · Не учитывает индивидуальные особенности учащихся. · Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
7. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

ii. Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.







Цель:

· Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

· Развитие наблюдательности.

· Изучение конкретных свойств предметов.

· Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.


В начальных классах применяется наглядность:

· Естественная
(гербарий, минеральные камни).

· Рисунковая.

· Объемная.

· Звуковая (аудиозаписи).

· Графическая.

1. НАБЛЮДЕНИЕ: · Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях. · Наблюдение в классе. Задачи: · Развить интерес к окружающей жизни. · Научить анализировать природные и социальные явления. Педагогические требования: · Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью). · Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств. · Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др. Педагогические требования: · Наглядность применять в меру. · Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала. · Должна соответствовать возрасту. · Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами. · Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте. · В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования. · При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др. ^ Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
4. ВИДЕОМЕТОД

Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.

iii. Практические методы обучения.


Назначение: формирование умений и навыков.

1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе. 1. Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. 2. Письменные: закрепление знаний, их применение. 3. Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление. 4. Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием. В зависимости от учащихся: 5. Воспроизводящие. 6. Тренировочные. 7. Творческие. Педагогические требования: · Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений. · Знание правил выполнения действий. · Системность проведения упражнения. · Учет достигнутых результатов. · Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений. Могут проводиться: 1. В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем. 2. В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.
3. ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. В начальной школе игры по правилам. Функции: 1. Активизирует познавательные процессы. 2. Воспитывает интерес и внимание детей. 3. Развивает способности. 4. Учит действовать детей по правилам. 5. Закрепляет знания и умения. 6. Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации. Элементы дидактической игры: · Игровая ситуация. · Упражнение. · Прием. Компоненты дидактической игры: · Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре. · Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности. · Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель. · Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.
4. ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.


4.4. По характеру участия учащихся в учебном процессе (не нашла)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.