Сделай Сам Свою Работу на 5

Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке.





Тема: Принципы, методы и приемы,

Средства обучения русскому языку

1. Основы обучения русскому языку: общедидактические и собственно методические принципы.

1.1. Применение в процессе изучения языка общедидактических принципов: научности, наглядности, сознательности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой, учета возрастных особенностей детей, воспитывающего обучения.

1.2. Понятие об общеметодических принципах изучения разделов науки о языке: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический, исторический.

1.3. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке: фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.

2. Общее понятие о методике обучения как форме содержания обучения, способе деятельности, соотносимой с учеником (учебная деятельность) и педагогом (преподавательская деятельность).

3. Прием обучения как структурный элемент методов обучения, определяемый содержанием обучения, ближайшей дидактической целью и природой соответствующего метода.



4. Классификации методов обучения русскому языку.

4.1. С точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся

4.2. По ближайшей дидактической цели

4.3. По источнику получения знаний

4.4. По характеру участия учащихся в учебном процессе

4.5. По пути познания явлений

5. Средства обучения русскому языку: наглядность, учебные пособия, дидактический материал, ТСО (технические средства обучения).

 

Практические задания:

1. Подобрать конспект урока и отметить в нем методы и приемы, использованные учителем-словесником для проведения урока.

2. Составить схему средств обучения, целесообразных при изучении синтаксиса.

3. Дать характеристику ТСО. Привести примеры использования ТСО при изучении фонетики и орфоэпии.


ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ

И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ

1.1. Методика преподавания русского языка руководствуется:

-глобальным принципом школы в целом, называемым ≪соединение обучения с воспитанием≫;



- принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете, т.е.

Общедидактическими принципами изучения русского языка.

- научность,

- систематичность и последовательность,

- преемственность и перспективность,

- доступность,

- сознательность,

- активность,

- наглядность.

Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с

учетом его специфики.

Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы,

вытекающие из специфики предмета ≪Русский язык≫.

Специальные принципы изучения русского языка

Специальные принципы методики преподавания русского язика делятся на о б щ е м е т о д и ч е с к и е и ч а с т н о м е т о д и ч е ские (или у р о в н е в ы е ) .

Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке.

Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические

принципы. Рассмотрим их.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительнои функцией фонем (в школьной терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реали­ей, например, представленной в виде рисунка. Работа по русскому языку сучетом данного принципа форми­рует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.



Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд фун­кций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболоч­ки слова и в различении слов, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения собы­тий и т.д. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений сдвух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объ­ясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значе­ния, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительното выражает с одними падежами объектное, с другими - пространственное значение.

Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике - озвончение или оглушение со-I ласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между еди­ницами разных уровней (возможность или невозможность функцио­нирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения» форма род. пад. мн. числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какого-либо металла» - листов.Раскрытие этих связей обеспечивает помимо усвоения сути яв­ления предупреждение различных речевых ошибок - коммуника­тивных и некоммуникативных.

Нормативно-стилистический принципзаключа­ется в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со етороны их норм употребления и уместности употребления в за­висимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает уча­щимся правильную и эмоционально-выразительную речь.

Исторический принциппредполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современ­ном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учите­лем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.

Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке.

Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В

процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических

принципов частнометодические, которые вытекают из

специфики этих разделов науки о языке.

Методика фонетики располагает следующими частно-методическими принципами:

- опора на речевой слух самих учащихся;

- рассмотрение звука в морфеме;

- сопоставление звуков и букв.

Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному

восприятию звуков и правильному определению их

свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию

их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и

слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу

работе над буквенными орфограммами. Последний принцип,

предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики),

также существенно влияет на овладение орфографией.

В методике лексики и ф р а з е о л о г и и действуют

помимо общеметодических следующие принципы:

- лексико-грамматический (сопоставление лексического и

грамматических значений слова);

- системный (учет всех элементов лексической парадигмы);

-контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических

связях в достаточном контексте);

- лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).

Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают

учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости

их рассмотрения в контексте, из которого можно

выяснить семантику того или иного слова.

В методике с л о в о о б р а з о в а н и я специфическими являются

следующие принципы:

- структурно-словообразовательный;

- лексико-словообразовательный;

- мотивационный.

Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и

способа его образования, например:

рыоачкR и рыбачка <— рыбакГ]

Лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление

лексического значения слова и словообразовательного

значения модели, например: ельник - ≪лес, в котором растут одни

ели≫ и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением ≪место,

на котором растут породы растений, обозначенные корнем≫.

Последний принцип заключается в определении структуры

слова путем его мотивирования (т.е. толкования).

Из специфики м о р ф о л о г и и вытекают следующие частно-

методические принципы:

- лексико-грамматический;

- парадигматический;

- морфолого-синтаксический.

Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на

сопоставление лексического значения конкретного слова и общего

смыслового значения слова как части речи, например беготня:

лексическое значение ≪быстрые перемещения людей на ногах в

разных направлениях≫ и общее смысловое значение ≪действие в

форме существительного≫. Парадигматический принцип предполагает

сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфолого-

синтаксический - члена предложения и части речи.

М е т о д и к а с и н т а к с и с а выработала следующие частно-

методические принципы:

- интонационный (сопоставление структуры и интонации);

- морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения

и части речи).

При организации учебного процесса в каждом конкретном случае

необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней:

принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов

(общеметодических и частнометодических). Во всех случаях

надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени

обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.__

 


2. Общее понятие о методике обучения как форме содержания обучения, способе деятельности, соотносимой с учеником (учебная деятельность) и педагогом (преподавательская деятельность).

Этого вопроса я не нашла, но вот кое-что

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.