Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке.
Тема: Принципы, методы и приемы,
Средства обучения русскому языку
1. Основы обучения русскому языку: общедидактические и собственно методические принципы.
1.1. Применение в процессе изучения языка общедидактических принципов: научности, наглядности, сознательности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой, учета возрастных особенностей детей, воспитывающего обучения.
1.2. Понятие об общеметодических принципах изучения разделов науки о языке: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический, исторический.
1.3. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке: фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.
2. Общее понятие о методике обучения как форме содержания обучения, способе деятельности, соотносимой с учеником (учебная деятельность) и педагогом (преподавательская деятельность).
3. Прием обучения как структурный элемент методов обучения, определяемый содержанием обучения, ближайшей дидактической целью и природой соответствующего метода.
4. Классификации методов обучения русскому языку.
4.1. С точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся
4.2. По ближайшей дидактической цели
4.3. По источнику получения знаний
4.4. По характеру участия учащихся в учебном процессе
4.5. По пути познания явлений
5. Средства обучения русскому языку: наглядность, учебные пособия, дидактический материал, ТСО (технические средства обучения).
Практические задания:
1. Подобрать конспект урока и отметить в нем методы и приемы, использованные учителем-словесником для проведения урока.
2. Составить схему средств обучения, целесообразных при изучении синтаксиса.
3. Дать характеристику ТСО. Привести примеры использования ТСО при изучении фонетики и орфоэпии.
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ
И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ
1.1. Методика преподавания русского языка руководствуется:
-глобальным принципом школы в целом, называемым ≪соединение обучения с воспитанием≫;
- принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете, т.е.
Общедидактическими принципами изучения русского языка.
- научность,
- систематичность и последовательность,
- преемственность и перспективность,
- доступность,
- сознательность,
- активность,
- наглядность.
Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с
учетом его специфики.
Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы,
вытекающие из специфики предмета ≪Русский язык≫.
Специальные принципы изучения русского языка
Специальные принципы методики преподавания русского язика делятся на о б щ е м е т о д и ч е с к и е и ч а с т н о м е т о д и ч е ские (или у р о в н е в ы е ) .
Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке.
Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические
принципы. Рассмотрим их.
Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительнои функцией фонем (в школьной терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Работа по русскому языку сучетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.
Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и в различении слов, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения событий и т.д. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений сдвух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительното выражает с одними падежами объектное, с другими - пространственное значение.
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике - озвончение или оглушение со-I ласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между единицами разных уровней (возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения» форма род. пад. мн. числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какого-либо металла» - листов.Раскрытие этих связей обеспечивает помимо усвоения сути явления предупреждение различных речевых ошибок - коммуникативных и некоммуникативных.
Нормативно-стилистический принципзаключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со етороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.
Исторический принциппредполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке.
Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В
процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических
принципов частнометодические, которые вытекают из
специфики этих разделов науки о языке.
Методика фонетики располагает следующими частно-методическими принципами:
- опора на речевой слух самих учащихся;
- рассмотрение звука в морфеме;
- сопоставление звуков и букв.
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному
восприятию звуков и правильному определению их
свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию
их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и
слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу
работе над буквенными орфограммами. Последний принцип,
предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики),
также существенно влияет на овладение орфографией.
В методике лексики и ф р а з е о л о г и и действуют
помимо общеметодических следующие принципы:
- лексико-грамматический (сопоставление лексического и
грамматических значений слова);
- системный (учет всех элементов лексической парадигмы);
-контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических
связях в достаточном контексте);
- лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).
Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают
учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости
их рассмотрения в контексте, из которого можно
выяснить семантику того или иного слова.
В методике с л о в о о б р а з о в а н и я специфическими являются
следующие принципы:
- структурно-словообразовательный;
- лексико-словообразовательный;
- мотивационный.
Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и
способа его образования, например:
рыоачкR и рыбачка <— рыбакГ]
Лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление
лексического значения слова и словообразовательного
значения модели, например: ельник - ≪лес, в котором растут одни
ели≫ и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением ≪место,
на котором растут породы растений, обозначенные корнем≫.
Последний принцип заключается в определении структуры
слова путем его мотивирования (т.е. толкования).
Из специфики м о р ф о л о г и и вытекают следующие частно-
методические принципы:
- лексико-грамматический;
- парадигматический;
- морфолого-синтаксический.
Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на
сопоставление лексического значения конкретного слова и общего
смыслового значения слова как части речи, например беготня:
лексическое значение ≪быстрые перемещения людей на ногах в
разных направлениях≫ и общее смысловое значение ≪действие в
форме существительного≫. Парадигматический принцип предполагает
сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфолого-
синтаксический - члена предложения и части речи.
М е т о д и к а с и н т а к с и с а выработала следующие частно-
методические принципы:
- интонационный (сопоставление структуры и интонации);
- морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения
и части речи).
При организации учебного процесса в каждом конкретном случае
необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней:
принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов
(общеметодических и частнометодических). Во всех случаях
надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени
обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.__
2. Общее понятие о методике обучения как форме содержания обучения, способе деятельности, соотносимой с учеником (учебная деятельность) и педагогом (преподавательская деятельность).
Этого вопроса я не нашла, но вот кое-что
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|