Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности печати Великой французской революции.





Третье сословие генеральных штатов отделилось и провозгласило себя Национальным собранием. Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение с 1302-1789 гг., состояло из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывалось королем для получения от них согласия на сбор налогов.

Ход революции:

-14 июня 1789 года - август 1792 года - у власти фельяны (роялистская партия), в стране конституционная монархия.

-Август 1792 - 1793 - у власти жиронда (среднее между якобинцами и фельянами)

-31 мая - 2июня 93 года - у власти якобинцы

-1793 - 1794 - террор и диктатура.

 

По мере развития революции умирали периодические издания.

 

Первый этап - газеты “ Друг короля” или “Деяния апостолов” графа Ривароля. Эти газеты стояли на защите короля, считая необходимостью вернуться к прежнему строю.

 

Появляются газеты разных направлений:

“Друг народа” (вопрос№42), “ Французский патриот” Бриссо (партийность французской прессы того периода).

 

Особого внимания заслуживает газета Эбера “Папаша Дюшен” (вопрос№45).

 

Французская печать политизирована, разные силы использовали газеты как трибуны их политической борьбы.




30. Ведущие публицисты Великой французской революции.

Элизе Лустало– журнал «Парижские революции»

Жан Рене Эбер – газета «Папаша Дюшен»

Камиль Демулен – газеты «Революции Франции и Барбанта», «Старый кордельер» (казнен за нее)

Жан Поль Марат – газета «Друг народа», трактат «Цепи рабства», «Дар Отечеству»

Гракх Бабеф – газеты «Народная трибуна», «Просветитель».

Организация «Во имя равенства»


31. Французская революция и развитие французской концепции свободы печати.

24 августа 1789 год – Декларация прав человека и гражданина. 11 статья – свобода слова и печати.

 

Французская концепция свободы печати:

-бОльшая роль государства в журналистике, чем в Англии и Америке

-журналистика регламентируется законодательством

-выражение: права человека

1789-1791 года - безграничная свобода печати

1791-1794 года - якобинский террор (инакомыслие каралось)

1795 год - Конституция

1800 год - Наполеон упразднил свободу печати

18 мая 1804 закон о «свободе печати». (На деле – Сенатская комиссия по печатным делам – контролирующий и карательный орган, который решал, соответствует ли печатаемое «государственным интересам» или нет)




32. Марат и газета "Друг народа"

Жан Поль Марат (1743 – 1793)

В 1789 году в Париже появляется новая газета “ Парижский публицист” с шестого номера получившая название “Друг народа”.

 

Эпиграф газеты - слова Ж.Ж. Руссо: “ посвятим жизнь истине”.

 

“Друг народа” сразу же занял бескомпромиссную позицию. Она жестко критиковала Учредительное собрание за его нерешительность и консервативность. На страницах газет Марат обрушивался и на известных лидеров революции Неккера, Мирабо, Лафайета. Обвинял их в антинародной политике. Свою политическую борьбу Марат вел со страниц газеты. На протяжении всей революции, Марат отстаивал свой тезис, что революцию надо довести до конца. И не страшно, что для этого будет применен террор.

 

Первое политическое произведение “Цепи рабства” - за свободу печати. «Спасением народов является революция» + “план уголовного законодательства” - законы должны быть “одинаковыми” для всех.


33. Марат о свободе печати. Памфлет "Дар Отечеству".

 

1789 год - «Дар Отечеству» - разработка теории печати.

 

«Граждане, это вы составляете мощь и богатство государства»

«Необходима свобода печати»

«Чтобы избежать распущенности, достаточно обязать автора подписывать своим именем то, что он опубликовывает».

«Мы стремимся лишь вернуть правительственную власть»

« Да поможет же тот священный огонь свободы, что всегда горел у меня в груди, зажечь и вас»




34. Газета Эбера "Папаша Дюшен".

Газета Эбера “Папаша Дюшен” - известное периодическое издание демократической прессы Великой французской революции.

1791 год - издание.

 

Папаша Дюшен - собирательный тип человека из народа. Это мелкий торговец, готовый всегда разоблачить любую несправедливость. Газета Эбера была очень популярна среди французского народа.

Язык пестрел шуточками, грубоватыми оборотами, ругательствами.

Стиль - острый, ясный, с чётко выраженной мыслью.

 

Эбер откликался проблемы текущей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народных масс, знал из настроения и запросы.

 

Он и его “Папаша Дюшен” сыграли важную роль в борьбе за свержение монархии, изгнание жирондистов из Конвента, принятие мер против спекуляции и дороговизны. Эбер активно разоблачал в своей газете врагов революции и призывал к борьбе с ними.


35. Особенности развития печати английских колоний Северной Америки XVIIв. - первой половины XVIIIв.

Пресса всех английских колоний - отростки британской прессы.

Английские газеты (еженедельные) пришли в Америку в самом начале XVIII веке (“The Boston News Letter” вышла в 1704 г. в Бостоне).

 

1785 год - первая ежедневная газета “American Daily Advertiser”.

 

Особенностью американской печати того времени - наличие вечерних газет, сообщающих то, что произошло за день.

 

Сильный толчок прессе Америки дал печатный станок усовершенствованной конструкции (Франклин).

В целом, в период предшествующий войне за независимость США, американская пресса была развита достаточно слабо.


36. Первая поправка в конституции США. Американская концепция свободы печати.

Америка.

Бенджамин Франклин. 1730 год – «Пенсильвания газет». За отмену цензуры.

Томас Пейн. 1776 год – памфлет «Здравый смысл» (призыв к независимости американских колоний).

 

4 июля 1776 год – Декларация независимости (Томас Джефферсон)

1787 год – Конституция. Федералисты (сильный центр - Вашингтон, Гамильтон).

1791 год – Поправка.

Концепция американской печати:

-свобода печати

-государство не имеет своей прессы


37. Журналистская деятельность Франклина.

Бенджамин Франклин (1706 – 1790гг.) был одним из самых разносторонне образованных и одарённых людей своего века.

 

Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant , Бенджамин перешёл к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. С апреля 1722 года он под псевдонимом Сайленс Дугуд дважды в месяц писал очерки The New England Courant – в течение полугода, пока Джеймс не узнал правду.

 

В 1729 году Франклин купил в Филадельфии собственную типографию и в 1730 году начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette. Вскоре она принесла редактору не только большую популярность, но и значительную коммерческую прибыль.

 

Отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.

Отстаивал принципы свободы печати и выступал против предварительной цензуры (сам не публиковал безнравственные и клеветнические материалы).

 

В 1741 году Франклин основал первый в Новой Англии журнал – The General Magazine. Но через 6 месяцев он прекратил существование.

 

Бенджамин Франклин был не только журналистом и публицистом. Его по праву можно назвать одним из отцов-основателей США и первым американским просветителем.


38. Пейн - публицист.

Томас Пейн – памфлет «Здравый смысл» - призыв Америки к независимости и план создания нового государства.

 

Памфлеты Пейна направлены на активного оппонента, собеседника. Призыв к «здравому смыслу».

Пейн – сторонник революции.

 

«Англия защищала нас ради коммерции и власти»

«Преимуществ связи с Великобританией нет».


39. Проповедники-публицисты немецкой Реформации. Лютер.

Реформация началась в 16 веке.

Причина реформации - зарождение капиталистических отношений в Европе.

 

Католическая церковь хотела установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

 

Претензии католической церкви вызывали недовольство жителей городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология.

 

В XV и XVI вв. притязания церкви встречали отпор со стороны королевской власти в централизованных странах. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Впоследствии большая часть князей поддержала Реформацию.

Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру. Реформационное движение началось ранее всего именно в Германии и объединило широкие слои населения.

 

Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебе (Саксония).

С началом реформационного движения было связано выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

 

Один из пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви. Только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически.

М. Лютер наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Томас Мюнцер (1489 – 1525) - выразитель народного революционного понимания Реформации.

Томас Мюнцер ездил по городам Южной Германии и Чехии, призывал к решительным действиям крестьян. Он основывал тайный «Союз избранных», ставивший своей задачей подготовку общегерманского восстания против князей и церкви.

 

Требования об отмене крепостного права, о ликвидации прав господ на пашни, леса, реки и другие угодья, об отмене несправедливых поборов. Томас Мюнцер благословляет святое дело расправы с господами и их слугами. Он постоянно проповедует беспощадную борьбу как выполнение воли божьей.

 

Его казнили 27 мая 1525 года. Казнь была тайной, ибо палачи боялись, что Мюнцер обратится к народу и вызовет новое, возмущение. Ему отрубили голову и выставили на шесте на вершине холма.


40. "Новый Завет" и развитие публицистики и риторики.

Новый Завет:

 

1.Евангелие от Матфея

2.Евангелие от Марка

3.Евангелие от Луки

4.Евангелие от Иоанна

5.Послания апостолов верующим

6.Апокалипсис (откровения Иоанна Богослова)

 

Новый Завет посвящён описанию жизни, чудес, смерти и воскрешения Иисуса Христа. Написан в I-II веках н.э.

Отцы церкви, восприняв у античности высокие достижения риторики, создали на её основе свою церковную риторику и публицистику, искусство церковной проповеди, обращений к Богу. Образы Нового Завета, повествования и притчи имели огромное влияние на верующих, но не выходили за пределы священного писания.

 

На заре Возрождения реформаторы вкладывали в форму проповеди уже светское, политическое содержание и направляли свои речи на борьбу с католицизмом и феодализмом. (Мартин Лютер)


41. Роль экономики в возникновении и развитии периодической печати.

Китайцы изобрели бумагу во 2 веке.

 

В 1320 г. в Германии появилась первая бумажная фабрика.

Вначале бумага была дорога, т.к. производилась из тряпок. Только в 19 веке научились делать бумагу из древесины, что резко снизило её стоимость и сделало периодику более доступной массовому читателю.

 

Гутенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание.

 

Развитие экономики и промышленности сделало возможным изготовление металлических литер, типографского сплава и краски, печатного пресса.

 

В 16 и 17 веках возникает ряд крупных типографских объединений, использующих труд наёмных рабочих. Издательское дело встало на коммерческую основу.

 

Экономика воздействовала и на свободу печати. Резкое увеличение налога на печатные работы способствует удержанию на плаву только тех типографий, которым покровительствует король. В Англии до 1794 года действовал штемпельный налог на каждую отпечатанную страницу каждой книги. В Европе старались получить как можно больше денег с типографий, вводя совершенно непомерные налоги. Налоги – средство получения денег и банкротство типографий, которым монархи далеко не всегда покровительствовали.


42. Роль культуры в развитии печати.

Культура - это социально-прогрессивная деятельность человечества.

Культура:

-материальная (техника, производство, материальные ценности)

-духовная (наука, искусство, литература, просвещение, мораль, этика и т.д.).

 

Культура старше печати. Развитие культурных связей подтолкнуло человечество к созданию знаковой письменности, без чего печать не могла бы возникнуть. Именно из письменных источников нам известна культура древних народов.

 

Далёкими предшественниками современной печати были документы римского сената Аcta senatus и Аcta diurna. Они переписывались от руки, а затем распространялись среди населения. Acta diurna выпускалась ежедневно и имела большое влияние на общественное мнение в Риме и провинции.

 

В средние века в Европе культура воплощается в Библии. Эпоха Возрождения приводит к огромному росту потребностей в культуре. Старые методы рукописного тиражирования книг и документов сильно тормозили процесс культурного развития.

Революция в этом деле произошла в середине 15 века, когда Гуттенберг изобрел печатный станок.

Далее печать развивалась, стремясь удовлетворить растущие культурные потребности человечества. Теперь пресса оказывает огромное воздействие на дальнейшее развитие культуры, способствуя переходу от Возрождения к Новому времени.


43. Роль почты в развитии периодической печати.

Дороги очень важны т.к. информация старела, пока ее доставляли в нужное место (или даже в регионы)

 

1505 год – регулярная почтовая линия Вена- Брюссель (Франц фон Таксис)

 

17 век Англия. Регулярное почтовое сообщение. Почта для государственных целей. Тариф -1 пени (на оплаченных письмах - треугольник)

18 век Америка. Из Англии в Америку – почтовые суда (мin 2 недели)

18 век Франция. «Маленькая почта». Во время революции почта остановилась в развитии. Директория начала восстанавливать только государственная пока.


44. Развитие массовой коммуникации в XV-XVIIIвв.

Все, начиная с создания печатного станка Гуттенбергом, затем газеты и их распространение, затем ораторское искусство Средних веков, затем публицистика как политическая борьба и все. Короче, без массовой коммуникации никуда.


45. Прообраз газет в Древнем Риме. Культура глаза в коммуникации.

В Риме появляется письменность. Акты Сената при Юлии Цезаре фиксируются в письменном виде. Для римлян важнее чтение. В Древнем Риме даже театр часто использовался именно для выступлений с политическими речами. Римлян надо было видеть.


46. Речи для чтения в Древней Греции. Культура уха.

В Греции демократия. Обсуждение насущных вопросов происходит на площадях в форме дискуссий, ораторских споров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.