Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос № 3 Виды и способы общения: социально ориентированное / межличностное, информационное / фатическое





Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

Структура речевой ситуации:
- Участники речевой ситуации.
- Цели речи в процессе речевого общения.
- Условия и обстоятельства речевой ситуации.
Условия, соблюдение которых необходимо для признания речевого акта уместным, называются условиями успешности речевого акта. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науке используют термин коммуникация. Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое понятие. Так, коммуникация возможна не только между людьми ,но и в животном мире, в технических средствах. Термин общение обычно употребляют тогда, когда речь о социальной коммуникации: общения между людьми, общения человека и животных .Целью коммуникации является обмен содержанием на основе понимания. Чтобы описать достижение этой цели ,в теории коммуникации создано несколько моделей общения. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.



Рассмотрим 3 модели:1) информационно-кодовая,2)интерпретационную(интеракционную),3)инференционную.. Модель коммуникации - обобщенное представление о том, как протекает общение.

· Информационная-кодовая модель коммуникации была предложена создателем кибернетики К.Шенноном и адаптирована к человеческой речевой коммуникации Р.О.Якобсоном. В основе этой модели лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения(информация) от отправителя(адресанта) к получателю(адресату) посредством кода. Информационно-кодовая модель включает в себя следующие компоненты:

Адресант- тот, кто формирует и отправляет сообщение.

Адресат- тот ,кто получает сообщение.

Код(языка)- код или язык ,которым пользуется адресат при получении и дешифровке сообщения.

Сообщение- последовательность знаков, речевое произведение, текст. Сообщение предполагает определенную тему, цель ,содержание(означаемое) и форму (означающее).

Обстановка(контекст ,ситуация)- это условия, в которых осуществляется общение и которые оказывают влияние на смысл сообщения. Показателем роли контекста служит возможность построения совершенно различных ответов на один и тот же вопрос. Ну как?: Пятерка!( если сдавал экзамен);поправляется(если кто-то болен).



С позиции информационно-кодовой модели коммуникации считается успешной ,если принимаемое сообщение адекватно отправленному. Причинами неудачной коммуникации могут быть помехи как со стороны адресанта (плохая дикция или неразборчивый почерк и т.д.), так со стороны адресата(слабый слух, зрение, плохое самочувствие). Кроме того, на качество коммуникации влияет технические особенности передающего и принимающего устройств ,канала ,связи, разного рода внешние помехи(шумы .Кодовая модель коммуникации минимально учитывает так называемый» человеческий факто» - субъективный вклад в общение участника коммуникации.

2.Интерпретационная (интеракционная) модель речевого общения получила развитие в трудах И.Н Горелова ,Э. Гоффмана и др. Данная модель помещает в центр внимания коммуникативное поведение лиц, участвующих в общении, и это поведение может быть как вербальным ,так и невербальным. Одновременно важную роль приобретает адекватная интерпретация этого поведения партнером, которая опирается на знание форм коммуникативного поведения, типичных для данной культуры, отдельных групп людей(детей ,подростков, взрослых). Интеракционная модель коммуникации предполагает более активное привлечение к процессам общения широкого социально- культурного и психологического контекста, чем базовая информационно- кодовая модель. К конструированию интеракционной модели привлекаются данные специальных научных дисциплин- социолингвистики ,психолингвистики, лингвокультурологии.



3. Инференционная модель речевого общения строится на принципе выводимости знания из сообщения без посредства кода, т.е. без (де)кодирования. Основоположник этой модели Пол Грайс приводит следующий пример: Пол спрашивает Линду о том, как она себя чувствует ,а она вместо вербального ответа показывает ему коробку с аспирином. Ответ Линды не содержит кола т.к. нет правил ,регулярно соотносящих ее действие со значением «плохо себя чувствовать». Тем не менее ,Пол успешно распознает намерение Линды.

Вопрос № 2 Виды и способы общения: вербальное / невербальное, прямое / опосредованное, контактное / дистантное.

Общение- разнообразные формы социального взаимодействия. В зависимости от средств коммуникации различают несколько видов и способов общения.

1. В зависимости от средств коммуникации различают вербальное и невербальное общение.

Говоря о языке ,мы ,как правило ,подразумеваем человеческий словесный язык. Однако известно ,что, общаясь между собой ,люди используют не только слова и предложения( вербальные средства), но и особые значимые действия – поклон, мимические движения, рисуночные ,цветовые знаки. Эти средства в комплексе составляют невербальные средства. Типичные несловесные средства общения- жестикуляция и мимика.

Жестикуляция- это значимые телодвижения ,главным образом движения головы и рук.

Мимика- это значимые движения мышц лица. Как и вербальный язык ,системы жестикуляции и мимики сложились в обществах постепенно и во многом стихийно. Это естественные знаковые системы. Однако существует и такие знаковые системы, которые были специально разработаны для более удобной передачи информации, часто информации особого свойства. Подобные знаковые системы принято называть искусственными. В качестве примера можно привести язык глухонемых ,сигнал светофора. Как пример искусственного вербального языка можно назвать язык международного общения эсперанто.С точки зрения наличия\отстутствия дополнительного канала коммуникации различают непосредственное(прямое)- опосредованное общение. Опосредованное общение имеет место в случае использования опосредующих каналов :письма, телефонный ,компьютерная связи и .т.д. С точки зрения наличия/отсутствия непосредственного контакта между ними коммуникантами различают контактное и дистантное общение. Контактным является общение, происходящее в условиях пространственного или временного контакта коммуникантов: деловая или дружеская беседа при встрече, лекция в аудитории и т.д. Как правило ,контактное общение одновременно выступает и как непосредственное(прямое).Дистантным называют общение, происходящее в условиях пространственного или временного разрыва между коммуникантами. Такое общение нуждается в дополнительном канале и средстве коммуникации, т.е. выступает как опосредованное. Кроме того, если общение является асинхронным ,его содержание консервируется (например, в виде графической,звуковой,цифровой записи) и хранится таким образом вплоть до момента получения адресатом. Следовательно,дистантное общение нуждается в определенном материальном носителе, обеспечивающем доставку содержания от адресанта к адресату.

Вопрос № 3 Виды и способы общения: социально ориентированное / межличностное, информационное / фатическое

В зависимости от количества и ролевой характеристики участников общения различают межличностное и социально ориентированное общение. Межличностная, или неофициальная коммуникация- взаимодействие между небольшим числом коммуникантов , часто знакомых друг с другом, находящихся в пространственной близости и выступающих носителями индивидуально-личностных качества( состоящих в неофициальных отношениях). Социальное(социально ориентированное) общение - общение коммуникантов как представителей тех или иных социальных групп или носителей определенных социальных, статусных ролей. Подобное общение часто выступает как публичное, официальное. Главная особенность такого общения- нацеленность на решение внеречевой цели, организация для этого совместной деятельности людей. С точки зрения коммуникативной функции выделяют общение фатическое и информационное. Не всякое общение есть обмен информацией. Целью общения может выступать не передача нового, а желание высказаться, нарушить неловкое молчание,установить или поддержать контакт с собеседником. Такое общение называется фатическим. Примером фатической речи может являться расширенное приветствие( Здравствуйте! Как поживаете?), беседа в условиях вынужденного совместного пребывания( в лифте, в очереди. Фатическая речь, как видно из примеров, часто встречается в неофициальном общении, но иногда бывает уместной и в социальном взаимодействии. Информационное общение представляет собой передачу новой актуальной информации, т.е. реализацию функции сообщения, а также запрос на сообщение в форме вопроса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.