Сделай Сам Свою Работу на 5

Открытое письмо от звукового департамента





Автор: John Coffey, помогали Randy Thom, Jeff Wexler, Noah Timan, Mike Hall, John GarreF, ScoF Smith, Rob Young, Mike Filosa, Wolf Seeberg, Darren Brisker, Charles Wilborn, Todd Russell, Brydon Baker, Larry Long, Glen Trew, Dave Schaaf, Charles Tomaras, Klay Anderson, Brian Shennan, Hans Hansen, David Marks, Bob Gravenor, Von Varga, Mark Steinbeck, Carl Cardin, Eric Toline, Joseph Cancila, Stu Fox, Peter Devlin, MaF Nicolay и многие другие.

Перевод Арсения Троицкого (ars@zvukorezhisser.ru)
по http://www.filmsound.org/production-sound/openletter.htm / версия 1.0

// Это письмо создано специалистами в области звука, чтобы рассказать режиссерам и продюсерам, как получить хорошую чистовую фонограмму. Мы хотим помочь Вам создать шедевр! Мы не будем обсуждать здесь технологию записи звука на площадке, ведь это работа, которую Вы нам доверяете, а мы хорошо умеем делать.

Мы хотим, чтобы наше послание позволило Вам понять, что может помешать хорошему звуку, пока в спешке еще не приняты решения, сделающие качественную звукозапись невозможной. Для этого Вам необходимо знать, с какими препятствиями нам приходится сталкиваться еще до того, как мы вообще можем начинать разговор о приемлемой чистовой фонограмме.

В конце концов, мы живем в эпоху цифрового звука. В кинотеатрах установлены замечательные системы THX и SDDS с окружающим звуком 5.1. Домашние аудиосистемы часто звучат лучше многих кинотеатров, продвинутые зрители создают спрос на DVD c 24‐битным звуком. При этом звук на съемочной площадке, в самом начале своего пути к экрану, страдает сейчас как никогда раньше.



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мы, сотрудники звукового департамента, нужны Вам на съемках, чтобы создать и защитить ВАШУ оригинальную фонограмму.

В отличие от большинства профессий съемочной площадки, результат труда звукорежиссера заметен не сразу. Почти никто не слышит, что за сигналы записываются с микрофонов. Почти никто не понимает, что мы вообще там делаем. Почти все обращают внимание только на всем очевидные, самые громкие помехи. В наши обязанности входит наблюдать за ненужными, случайными, пренебрежительными и иногда преднамеренными действиями – или их отсутствием – которые вредят Вашей фонограмме. Мы повторяем: МЫ ДЕЛАЕМ ЭТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВАША ФОНОГРАММА БЫЛА КАК МОЖНО ЛУЧШЕ, МЫ СТАРАЕМСЯ НЕ ДЛЯ СЕБЯ.

Сегодня мы слишком часто испытываем дискомфорт от условий, в которых нам приходится работать. Все проблемы, связанные со звуком, решаем мы сами. Мы уверены, что это должно быть нашим общим делом – с ассистентами режиссера и представителями других департаментов.



Звукорежиссера на площадке часто считают вредителем или тормозом съемочного процесса. Нас не устраивает такое пренебрежительное, оскорбительное и совершенно непродуктивное отношение. Нам не нравится, когда вся остальная съемочная группа думает, что мы к ней враждебно настроены, и мы совершенно не «звуковые полицаи на площадке»!

В условиях сложной съемки звукорежиссер, который в одиночку борется за качественный звук, запросто может сломаться от необходимости непрерывно оправдываться и защищать свою позицию. Выдержать одному очень сложно, и появляется соблазн поддаться и плыть по течению. Привести ни к чему хорошему это не может.

Когда Вы узнаете о наших проблемах, Вам может показаться, что хорошая фонограмма невозможна без перестройки площадки и дополнительных затрат. Этого можно избежать, если принять разумные меры во время подготовительного и съемочного периодов.

Мы знаем, что возможности нашего оборудования ограничены. Например, микрофон – это просто инструмент, а не волшебная палочка. Если не разобраться со звуковыми проблемами на площадке, они никуда не денутся и будут преследовать Вас в post‐producmon.

Вы можете помочь нам добиться для Вас отличного результата. Залог хорошего звука – правильная подготовка к возможным трудностям.

Мы нуждаемся в Вашем понимании и поддержке.

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ



Чтобы разобраться с тем печальным состоянием, в котором находится звук на площадке сейчас, надо заглянуть в прошлое.

Когда‐то в больших студиях кинопроизводство было поставлено на поток. Все цеха работали вместе на этом конвейере. Не важно, в какой именно студии мы работали – все департаменты понимали, что должны обеспечить в своей области хорошие условия для записи звука. Это было частью их технического задания. Этому обучали молодых. Грипы аккуратно убирали флагами тени от микрофона. Осветители заменяли в приборах шумящие лампы. Ассистенты оператора делали все, чтобы заглушить камеру, и нередко шумная камера вместе с оператором была накрыта одеялами и подушками. Каждый департамент делал все, что мог, в разумных пределах, чтобы обеспечить хорошую фонограмму, потому что это входило в профессию. Никого не нужно было заставлять это делать. Это было время, когда хорошее кино снималось в атмосфере сотрудничества звукового цеха и остальной съемочной группы.

Сегодня департаменты по‐прежнему гордятся своей работой, но, похоже, они больше не считают сотрудничество со звукорежиссером своей обязанностью. Проблемы начались, когда окреп независимый кинематограф и разрушилась внутристудийная традиция стажерства. То, как стали обучаться профессионалы, изменило их отношение к звуку. Сейчас другие департаменты не считают нужным помогать ВАМ с ВАШЕЙ фонограммой. Ученики больше ничего об этом не слышат, вместо этого они учатся под обстрелом, впитывая профессию по каплям из окружающей среды.

Сейчас всем инстанциям уже придется требовать от них соблюдения элементарных условий, необходимых для защиты ВАШЕЙ фонограммы, потому что они больше не считают это частью своей профессии. Сотрудники звукового департамента сами бы с радостью убрали тень на стене павильона или накрыли шумную камеру, но в кино не играют в такие игры. Поэтому мы будем уговаривать, внушать, увещевать, умасливать, принуждать, умолять и использовать все оставшиеся методы убеждения, чтобы заставить съемочную группу помогать нам бороться со звуковыми проблемами.

Последнюю секунду, момент перед самой командой «мотор», нужно оставить для решения только неожиданных и неизбежных проблем. Вместо этого именно в этот момент звукорежиссер и узнает об изменениях в диалогах, мизансцене и о свежем источнике шумов, который появился на площадке или рядом с ней.

Вся съемочная группа, кроме звукового департамента, работает только на картинку, но никак не на звук. Каждый гример, костюмер, грип, осветитель, реквизитор думает только о том, что он видит на мониторе. Именно потому, что люди из других департаментов думают только об изображении, никому из них нет дела, что будет с ВАШИМ звуком.

Вы сами – единственный человек на площадке, который может дать нам записать для Вас хорошую фонограмму. У звукорежиссера всегда есть соблазн сдаться и перестать бороться с непроходимыми обстоятельствами.

Киношколам скоро придется включить курс психологии в свои программы звукорежиссерских факультетов. Все действительно настолько запущено. Вот почему мы хотим рассказать Вам как можно больше о минном поле, поджидающем нас на каждой съемочной площадке.

Когда Вам кажется, что мы вам жалуемся, мы просто пытаемся сообщить Вам о недостатках и браке, которые окажутся в Вашей фонограмме, если от них ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС не избавиться. В конечном счете выбор за ВАМИ. Помеха, которую слышит звукорежиссер – не только проблема звукорежиссера. Это еще и ВАША проблема.

Мы надеемся, что это письмо поможет Вам более осознанно принимать решение о том, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пора отправить сцену на озвучание. Исправлять звуковое бедствие во время postproduc mon слишком поздно!

Хотя эта тема завершает цепочку событий, о которой мы здесь говорим, нам придется начать с разговора о том, почему речевое озвучание – не выход.

РЕЧЕВОЕ ОЗВУЧАНИЕ

Мы должны понимать важность слов «Озвучим эту сцену!» и последствия, которые эти слова вызывают. Вы, конечно, знаете, что дополнительное речевое озвучание увеличивает бюджет картины, но настоящие последствия гораздо хуже. Озвучивать можно только в крайнем случае, когда больше ничего не сделаешь! Это не способ быстро и «не сейчас» исправить проблему, особенно если на площадке для ее решения нужно всего лишь чуть‐чуть подождать, подумать или посовещаться! Речевое озвучание – это огромные драматургические потери, обесценивающие фильм с разных точек зрения, и Вы можете не осознавать их все!

Вы, конечно, понимаете, что актер всегда играет на площадке лучше, чем в тонзале наедине с микрофоном. Съемки фильма – искусство, а оно вечно! Вы приглашаете лучших актеров, вместе с ними создаете кино – и его сущность уходит в стены студийной будки. Голос хорошего артиста, который вошел в роль, движется, взаимодействует с другими персонажами, живет в пространстве кадра – вот откуда в фильм приходит жизнь. Естественно, в озвученном материале будет меньше шума, чем в лучшей чистовой фонограмме, записанной рядом с работающими камерами, но мы знаем, что там не будет и той свободы, той честности эмоций, что возникает, когда Вы работаете с актерами на площадке. Это не повторить. Озвучание и актерская игра несовместимы. Лучшие актеры, приверженцы метода Станиславского, ненавидят озвучание. Даже в идеальном случае на выходе – лишь бледная копия исходной сцены.

Речевое озвучание просто‐напросто съедает финансовые и временные ресурсы проекта, которые при более правильном применении могли бы сделать для него чудеса!

В ситуациях, когда без озвучания никуда, современный подход многих уважаемых звукорежиссеров postproduc mon (Рэнди Том и др.) заключается в том, чтобы озвучить сцену прямо на площадке или рядом с ней сразу после съемки. Приверженцы этого подхода знают, что актер сыграет тем лучше, чем быстрее это сделать после съемки сцены, и звук будет естественным, если озвучить сцену в пространстве съемки и заглушить источники помех, мешавшие записать сцену синхронно. Существуют компании, занимающиеся озвучанием на площадке в передвижных студиях под изображение с плейбэка (существуют они, вероятно, только в США – прим. Арсения).

Озвучание – в лучшем случае безответственный финансовый ход. Убедитесь, что проблема со звуком не может быть решена ДО того, как вы примете решение, о котором Вам придется жалеть. Не позволяйте Вашей сиюминутной нетерпеливости заставить Вас отправить сцену на озвучание! Удостоверьтесь, что использовали все разумные возможности решения проблемы.

ПРОБЛЕМЫ НА ПЛОЩАДКЕ

Почти все беды, которые сводят на нет наши усилия по записи чистовой фонограммы, можно предсказать. Они повторяются снова и снова, из года в год, из проекта в проект. Все эти проблемы можно четко обозначить и перечислить. Качество звука напрямую зависит не только от того, сколько таких предсказуемых трудностей случится именно на Вашем проекте, но и от того, как к ним отнесутся.

Почти все проблемы легко решить, если подумать о них заранее. В этих вопросах звукорежиссер на площадке – Ваш главный союзник.

Поговорим об этапах нашей работы и различных департаментах съемочной группы с точки зрения звукорежиссера.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Ключ к хорошей фонограмме – хорошая подготовка. Как можно раньше начните общение с Вашим звукорежиссером. Советуйтесь с ним как можно чаще. Прикрепите звукорежиссера к проекту, чтобы он мог заранее съездить на объекты, натуру и исследовать их на предмет возможных проблем со звуком. Договоритесь, чтобы он сделал пробные записи, и станет ясно, чего ждать от этих объектов в post‐producmon. Это нужно сделать до того, как там окажутся главы других департаментов и утвердят объекты! Если Ваш звукорежиссер пока не освободился от своего предыдущего проекта, предложите ему назвать заместителя, которому он доверит подготовительные работы. В любом случае это сэкономит деньги.

АССИСТЕНТЫ РЕЖИССЕРА ПО ОБЪЕКТАМ

Эти люди могут сделать для спасения фонограммы больше остальных. При выборе объектов и натуры должны учитываться требования к звуковой обстановке. По крайней мере постарайтесь учесть уровень шума окружающей среды! Мы настаиваем всего лишь на самом необходимом минимуме действий по нейтрализации возможных проблем. Мы слишком часто вынуждены работать в сложнейших условиях на таких объектах, которые можно было бы легко заменить другими или, например, перенести съемку на выходной день. Рядом с площадкой то и дело оказывается стройка, школа, аэродром или еще что‐нибудь такое, чего трудно не заметить при выборе объекта.

Начинать съемку на подобных объектах можно тогда и только тогда, когда это абсолютно необходимо по сценарию фильма.

Устраните все звуковые помехи на объекте до приезда съемочной группы.

  • Всегда выясняйте, отключается ли в здании кондиционер или вентиляция! Это обязательно! Если не отключить кондиционер перед съемкой, звуковая атмосфера будет меняться от дубля к дублю при его произвольном включении и выключении! В больших зданиях нужен человек с рацией, который будет включать кондиционер в перерывах между дублями. Во время натурных съемок не менее важно отключить кондиционеры и системы вентиляции, наружные части которых находятся рядом с площадкой.
  • Вы должны договориться об отключении всех источников шума на таких объектах, как бары, офисы и больницы. Все холодильники, компьютеры, морозильники для льда, рентген‐аппараты и другие устройства должны отключаться по необходимости.
  • Запланируйте съемки баров, ресторанов и подобных объектов на нерабочее время.
  • В сезон дождей избегайте домов с жестяной крышей.
  • Убедитесь, что осветители или операторы не потребуют открыть окна, двери и т.д. для прокладки кабелей.

ХУДОЖНИКИ‐ДЕКОРАТОРЫ

  • Посоветуйтесь со звукорежиссером по поводу установки на площадку скрипучей мебели, компьютеров и механизмов.
  • Прежде чем строить низкие потолки, перекрытия, вешать люстры, подумайте о том, что нам постоянно приходится располагать и перемещать микрофоны над головами персонажей.
  • Заполняйте пустоты в полах и ступеньках декорации монтажной пеной, чтобы гулкие шаги не заглушали реплики.
  • По первой возможности застилайте ковровым покрытием пол комнат, это погасит эхо. Обратите особое внимание на комнаты, где будет сниматься много диалоговых сцен.

РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА

Все эти усилия будут напрасны, если второй режиссер и его ассистенты не создадут условия для качественной записи ВАШЕЙ фонограммы. Они делают это не всегда! Съемочная группа сразу почувствует их отношение и прекратит сотрудничество, если они будут действовать в ущерб звуку. Унижающие наше достоинство комментарии вроде «Как всегда – ждем звук» или «Да ладно, озвучим!» несовместимы с нормальной рабочей обстановкой.

  • Где возможно, перекрывайте дорожное движение с помощью ГАИ.
  • Добейтесь тишины на площадке. Никто не должен ходить после команды режиссера «Приготовились!». Будьте готовы установить оцепление в необходимых местах, особенно под окнами. Люди в оцеплении не должны разговаривать между собой. Команды «Приготовились!» и «Тишина!» означают, что съемочная группа должна перестать издавать любые звуки. Разговоры должны быть закончены, двигатели заглушены и т.д. Все рации должны иметь функцию приоритетного канала, на котором Вы будете объявлять команды, чтобы все департаменты Вас услышали.
  • Выделите сотрудникам звукового департамента время для поправок перед съемкой.
  • Если необходимо отдать команду, например, массовке прямо во время съемки, используйте язык жестов.
  • Выделите необходимое время и место для закрепления радиомикрофонов на актерах. Если актер требует, чтобы микрофон закрепляли перед самой съемкой, не нужно нас торопить. И не заставляйте ассистента звукорежиссера тратить драгоценное время и подкарауливать актеров по дороге из костюмерной на площадку – у него всегда есть более важная работа.
  • Если на Вашем проекте закрытые репетиции – проследите, чтобы ассистент звукорежиссера был допущен на площадку и увидел хотя бы одну из них.
  • Если звукорежиссер говорит, что нужен звуковой дубль или требует записать реплики несинхронно – не отказывайте ему и не отпускайте актеров, пока запись не будет сделана.
  • Если звукорежиссеру необходимо записать атмосферу в помещении или на улице, где идут съемки – дайте ему такую возможность, пока площадка не будет свернута. Создайте тишину на площадке, прекратите все разговоры и хождения. Атмосферы не могут быть записаны впоследствии, звучание окружающей среды должно быть таким же, как при съемке!
  • Если поблизости от площадки часто летают самолеты, начинайте снимать сразу, как только затихнет звук двигателей, чтобы успеть до следующего самолета. Попросите звукорежиссера обозначить такой момент командой «Можем». На площадке должно быть тихо, чтобы слышать, как приближаются и удаляются самолеты.
  • Предупреждайте звуковой департамент о рабочих просмотрах материала хотя бы за два дня.
  • Во время съемки и генеральных репетиций все рации, сотовые телефоны и пейджеры должны быть выключены, иначе радиомикрофоны будут бесполезны. «Тихий» профиль, виброрежим и т.д. не решают этой проблемы, телефоны надо полностью отключить!

ДИРЕКТОР КАРТИНЫ

  • Не экономьте денег на звуковом оборудовании и втором ассистенте звукорежиссера. Три человека в звуковом департаменте – гарантия того, что проблемы на площадке будут решены качественно и в нужный момент.
  • Прежде чем отказаться от дополнительных расходов на звук, подумайте о бюджете post‐producmon, вызванном Вашим отказом!
  • Арендуйте только тихие, синхронные павильоны! Даже в новейших и хорошо оборудованных павильонах осветительное оборудование часто монтируется так, что его помехи делают чистовую фонограмму невозможной!

ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА

Ассистенты оператора:

  • Когда шум камеры становится слышен (ВСЕ камеры шумят!), сделайте все, чтобы его устранить! В дело могут пойти звукозаглушающие боксы, одеяла, подушки, дополнительные настройки и т.д. Почти пустые кассеты с пленкой часто шумят гораздо сильнее только что заряженных, так что в исключительных случаях (крупный план, короткий фокус, тихая сцена) стоит подумать о перезарядке, а оставшийся «хвост» доснять на натуре.
  • Если на проекте электронная хлопушка, не выключайте ее, это сбивает тайм‐код! Сообщайте звукорежиссеру обо всех сбоях хлопушки.
  • Информируйте звукорежиссера об используемых Вами радиочастотах, они могут пересекаться с диапазоном радиомикрофонов. Приготовьтесь отключить радиофокус, если он будет мешать приему звукового сигнала!

Операторы:

  • Все, что происходит в видоискателе за границами кадра, не должно Вас беспокоить. Изображение на мониторе должно соответствовать настоящему кадру.
  • Обсудите с ассистентом звукорежиссера траекторию движения камеры и возможные проблемы до того, как на площадку придет творческая группа и начнет репетиции.
  • Если камера шумная и ее необходимо укрыть, Вам придется укрыться вместе с ней. Не отказывайтесь от этого!

Оператор‐постановщик:

  • Устанавливайте свет так, чтобы микрофон на удочке мог свободно перемещаться над головами актеров и не отбрасывал теней.
  • Не используйте ксеноновые приборы, пока режиссер не подтвердит, что всю сцену необходимо отправить на озвучание.
  • Никогда, ни при каких обстоятельствах, не говорите «Это надо озвучить!». Это не Ваша прерогатива! Если оператор‐постановщик проявит внимание к звуку, съемочная группа почувствует это и будет вести себя соответственно.
  • При съемке автомобильных сцен в естественных условиях постарайтесь помочь нам добиться чистовой фонограммы и поставьте свет так, чтобы он не мешал закрытию окон.

СПЕЦЭФФЕКТЫ

  • Устанавливайте шумные устройства как можно дальше от площадки. Если в сцене есть диалоги, используйте звукопоглощающие экраны.
  • При съемке с искусственным дождем не ставьте дождевую установку и машину с водой близко к месту съемки.
  • Используйте специальное покрытие, чтобы заглушить дождевые капли на крышах. Поверхности, на которые падает дождь, должны быть заглушены, когда дождь виден только за окном интерьера.
  • Если ветерок в шторе или растении создается при помощи вентилятора, обсудите это со звукорежиссером, чтобы это не стало для него новостью при съемке первого дубля.
  • Когда в кадре камин, постарайтесь, чтобы газ в нем не шипел.
  • Когда съемки происходят в условиях холода, все обогреватели на площадке должны быть выключены заблаговременно. Они остывают не сразу и издают при этом громкие шорохи и щелчки.

КОСТЮМЕРНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

  • Помогите нам найти подходящее место для радиомикрофона на теле или костюме актера.
  • Никогда не говорите громко о том, что Вам кажется, будто спрятанный передатчик портит вид костюма. Актеры это услышат и будут постоянно думать об этом. Выскажите Ваши соображения звукорежиссеру.
  • Во время подготовительного периода не утверждайте шуршащие костюмы, особенно если главные герои во многих сценах одеты одинаково!
  • На актерах не должно быть шелкового белья, особенно бюстгальтеров. Где возможно, одевайте под костюм хлопчатобумажную футболку с вырезом.
  • Шелковые галстуки надо исключить! В крайнем случае, если они необходимы, надо подшить их с изнанки хлопком. Особенно это касается главных героев, одетых в один и тот же костюм на протяжении нескольких сцен.
  • При выборе цепочек, ожерелий, сережек и других украшений постарайтесь, чтобы они издавали как можно меньше звуков.

РЕКВИЗИТ

Подумайте о том, как заглушить звучание шумных предметов. Проблемы часто возникают в следующих случаях:

  • Когда в сцене стреляют, всегда сообщайте звукорежиссеру, сколько будет выстрелов, в какой момент и какими именно патронами.
  • Когда действие происходит за столом, если возможно, подложите под скатерть толстую мягкую ткань или войлок, чтобы заглушить звон столовых приборов.
  • Используйте искусственный лед в бокалах с напитками.
  • В кухонных сценах застелите тканью места, куда будут ставить посуду.
  • Опрыскивайте бумажные пакеты водой из пульверизатора, это погасит хруст бумаги.

ГРИП

  • Устраняйте тени от микрофона и удочки при помощи флагов.
  • Приложите усилия, чтобы нейтрализовать шум операторской телеги. Если пол скрипит, подложите под рельсы ковролин. Когда нужно, используйте тальк.
  • Занавешивайте открытые двери и окна, которых нет в кадре, одеялами.
  • Укройте шумные аппараты, вентиляторы, балласты звукопоглощающими кожухами.
  • Закрепите все, что издает звук при порывах ветра.
  • При съемке на автомобильной платформе тщательно закрепляйте штативы и другие конструкции.

ОСВЕТИТЕЛИ

  • Отодвигайте генератор как можно дальше от площадки. Всегда прокладывайте как минимум 50 метров кабеля от генератора до первой распределительной коробки. Где возможно, постарайтесь подключиться к стационарному источнику питания и обойтись без генератора.
  • Примите все разумные меры, чтобы шум приборов и балластов не мешал чистовой фонограмме. Установите шумящие устройства за пределами площадки и скоммутируйте при помощи дополнительных кабелей.
  • Кабели не должны мешать дверям и окнам закрываться.
  • Подключайте шумные диммеры через автотрансформатор.
  • На автоплатформе закрепите болтающиеся шторки приборов, фильтры и синефоль!

БУФЕТ

  • Буфет должен быть развернут в отдалении, чтобы кофе‐машины и прочие устройства не были слышны на площадке.

ТРАНСПОРТ

  • При съемке крупных планов актеров в машине, старайтесь не включать двигатель и передвигать ее по кадру при помощи людей, особенно если мотор шумный.
  • Грузовики и спецмашины должны быть припаркованы как можно дальше от площадки, и их двигатели и электрогенераторы должны быть заглушены во время съемки. Если вокруг тихо (в горах, в пустыне, на поле, в деревне), располагайте базу как минимум в 350 метрах от площадки. Если съемки происходят в городе, это расстояние можно сократить до 150‐200 м.
  • Не заводите двигатель машины, стоящей на автоплатформе.
  • По требованию звукорежиссера поставьте большой грузовик между генератором и площадкой.
  • Обращайтесь к транспортным компаниям, которые прилагают усилия по звукоизоляции автомобилей. Убедитесь, что выхлопная труба перенесена в переднюю часть грузовика и бортовой генератор не шумит.
  • Ключ зажигания должен быть один, чтобы связка ключей не звякала.
  • На приборной доске не должно быть защитного покрытия, к которому ничего не прилипает. Если оно там есть, удалите его растворителем с тех мест, куда звукорежиссер будет приклеивать микрофоны.
  • Уберите с пола кабины и из багажника болтающиеся там предметы, такие как цепи, демонтированные зеркала заднего вида, запасные части.

АКТЕРЫ

С точки зрения звукорежиссера хороший актер – тот актер, который говорит громко и разборчиво. Когда мы встречаемся и обсуждаем нашу работу, одна из главных тем всегда – голоса актеров. Донести свои слова до зрителя – искусство, и опытные актеры, как правило, владеют им.

  • Не отказывайтесь одевать радиомикрофон.
  • Не требуйте, чтобы ассистент звукорежиссера с удочкой убрался из Вашего поля зрения. Уже много десятков лет удочка с направленным микрофоном – неотъемлемая часть съемочного процесса, и только недавно появился этот опасный симптом.
  • Предупреждайте звукорежиссера, если во время съемки собираетесь говорить громче или тише, чем на репетиции.
  • Пожалуйста, говорите громче, когда мы просим Вас об этом. Мы делаем это только в крайних случаях!

РЕЖИССЕР‐ПОСТАНОВЩИК

Работайте вместе со звукорежиссером, как Вы работаете с режиссером монтажа, композитором, оператором‐постановщиком и сценаристом. Мы при помощи звуковых образов помогаем Вам заглянуть в глубину Вашего произведения.

Узнайте о наших проблемах и способах их решения. Не поддавайтесь заблуждению, что если с вами хочет поговорить звукорежиссер, это означает плохие новости. Он почувствует Ваше отношение и будет общаться с Вами все меньше и меньше, пока звук вообще не перестанет быть важной частью совместной работы над Вашей картиной.

Хороший контакт со звукорежиссером даст Вам возможность знать о спорных рабочих моментах и о том, чего добиться не удалось. Если Вы просто думаете, что у Вашего звукорежиссера со звуком все всегда хорошо, не исключено, что Вы ошибаетесь. Возможно, он просто сдался и перестал бороться за качественную фонограмму из‐за того, что любые его действия всегда вызывали негативную реакцию группы.

Сплошь и рядом проблемы со звуком становятся очевидны только в последний момент, когда другие департаменты закончили свою работу и на площадке наступила тишина, без которой в наушниках ничего не понятно. Проблемы возникают и неожиданно, прямо во время съемки. Если диалоги или мизансцены меняются, нам часто бывает нужно время для соответствующих поправок. Нравится Вам это или нет, но со звуком придется работать на всех этапах – подготовительном, съемочном и post‐producmon. Мы думаем, что Вы настроены делать это хорошо. Если Вам удасться заблаговременно донести эту позицию до съемочной группы, у Вас освободится много времени на другие важные составляющие кинопроцесса. Помните, что есть департаменты, такие как дирекция и режиссерская группа, которые следят только за бюджетом съемочного периода и далеко не всегда задумываются об общем бюджете фильма.

На большинстве проектов хорошей фонограммы добиться нетрудно! Потратить пять‐десять минут в день на поправки, поставить еще один микрофон, перенастроить радиосистему, кинуть ковролин на пол, смазать скрипучую дверь, записать атмосферу, в нужное место повесить одеяло, заглушить внезапно заработавший двигатель, присыпать тальком колеса операторской тележки... Как правило, когда Вы делаете дубль, после которого скажете «снято!», проблемы уже решены. Если это не так, скорее всего придется снять еще один дубль. Уговоры ассистентов режиссера или представителей других департаментов этого не делать дорого обойдутся в post‐producmon.

  • ЗАКАДРОВЫЕ РЕПЛИКИ. Если возможно, лучше обойтись без них, ведь они все равно не войдут в монтаж. Помните, что во время монтажа всегда можно оставить любую реплику персонажа за кадром и показать в это время другого героя, если Вы почувствуете, что так лучше. Реплики обычно подают из‐за поверья, что без них актеры хуже сыграют, но актер, как правило, не играет хорошо, когда он ни разу не появляется в кадре. Разумеется, бывают случаи, когда закадровые реплики необходимы и оба участника диалога должны быть записаны одинаково хорошо.
  • СЪЕМКА С ДВУХ КАМЕР. Есть правильный и неправильный подход к съемке с двух и более камер. Совершенно нормально, когда камеры одновременно снимают на одинаковой крупности. Главный кошмар звукорежиссера начинается, когда одна камера снимает общий план, а вторая – крупный. Такой подход означает, что чистовую фонограмму записать вряд ли получится, потому что микрофон на удочке не сможет приблизиться на необходимое расстояние к крупному плану второй камеры, а радиосистемы далеко не всегда обеспечивают нужное качество и их часто нехватает. Можно выйти из положения, снимая второй камерой актеров, у которых нет текста, или вообще не задействовать ее на съемке общих мастер‐планов. Если соблюдать это правило, можно спокойно снимать с двух камер.
  • РЕПЕТИЦИИ. Репетиции необходимы съемочной группе. Если Вы проводите закрытые репетиции с актерами, устройте генеральную репетицию для всех или хотя бы допустите туда ассистента звукорежиссера. Иначе мы сможем только догадываться о том, как записать звук. Самые страшные для нас слова – «Снимаем репетицию!». Вам, конечно, может и повезти, но мы просим Вас не снимать репетиции, иначе Вам придется делать много звуковых дублей из‐за кучи проблем со звуком.
  • ИМПРОВИЗАЦИИ. Невозможно записать реплики, о которых мы не подозреваем. Чтобы сохранить импровизацию, сделайте звуковой дубль, если с первого раза записать реплики не удалось.
  • САМОЛЕТЫ. Возможно, главная проблема при записи чистового звука – расположение площадки в районе авиатрассы. Ее можно избежать при правильном выборе натуры. Гул самолетов мешает всем – Вам, нам, актерам, всей съемочной группе. В конце концов, хоть Вам этого и не хочется, вы все равно скажете «снято!». При съемке в подобных условиях выходом может стать не озвучание, а разбиение сцены на более короткие участки, которые можно снять в паузе между самолетами и смонтировать потом в сцену.
  • РЕЧЬ АКТЕРОВ. Иногда нам необходима Ваша помощь, чтобы заставить актеров говорить громче. При съемке громких сцен, таких как переполненный бар, толкучка на вокзале, биржевые торги, актерам лучше всего говорить громче, чем им кажется естественным. Если этого не сделать, мы не сможем в post‐producmon добавить в сцену яркие фоновые шумы и сделать ее реалистично звучащей.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К записи чистовой фонограммы необходимо подходить разумно. Разумные меры должны быть приняты для решения проблем со звуком. Время на это должно тратиться в разумных пределах. Мы не собираемся брать площадку штурмом и снимать Ваш фильм вместо Вас, мы просто хотим записать хорошую фонограмму. А еще мы не хотим молча смотреть, как над ВАШЕЙ фонограммой издеваются другие люди.

Мы бы очень хотели попросить Вас вернуться в то время, когда все вышенаписанное подразумевалось само собой. Мы не будем обсуждать причин, которые привели нас к сегодняшнему положению вещей, но мы видим, что сейчас повсюду к звуку относятся негативно. Что‐то ушло. Вам приходится проявлять большую силу, чтобы держать под контролем происходящее на площадке, но фонограмма не должна страдать от этого!

Пока вы не будете поддерживать звукорежиссера на площадке, Ваши слова о том, что Вы ненавидите речевое озвучание – пустой звук.

Требовать качественной чистовой фонограммы – Ваше право. Об этом надо говорить в первый же день подготовительного периода. Сообщите начальникам всех департаментов, что они должны стараться помочь нам в этом.

Нам нужна не власть на площадке, а немного уважения. При условии Вашей поддержки мы обещаем всегда действовать разумно и не вести себя так, как будто звук – самая важная часть фильма. Мы понимаем, что наступит момент, когда придется отправлять что‐то на речевое озвучание. Мы постоянно думаем об этом. Мы просто против той легкости, с которой такие решения принимаются сегодня. Мы требуем разумного подхода ко всему.

Найдите время для общения со звукорежиссером, это очень важно! Только так Вы сможете быть уверены, что для Вашей фонограммы делается все, что возможно!

Мы написали этот текст, потому что мы хотим сделать Ваш фильм лучше! Он войдет в культуру и мы будем счастливы, что в титрах – наши имена.

Искренне Ваш,
Звуковой департамент

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.