Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная миссия и социальные функции библиотеки.





Вопросы для государственного экзамена по специальности

«Библиотечно-информационная деятельность» 2012

Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения.

История библиотековедения подразделяется на два этапа: 1. предыстория библиотековедения (II тыс. до н. э. – XVIII в.); 2. становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины (XIX и XX в.в.). В целом периодизация истории развития библиотековедения совпадает с общепризнанной периодизацией истории наук.

Предыстория библиотековедения (этап библиотековедческой мысли):

- библиотековедческая мысль древности;

- библиотековедческая мысль средневековья.

Возникновение и становление библиотековедения как научной учебной дисциплины (этап библиотековедения):

- период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.);

- период бифуркации – разделение библиотековедения на социалистическое и буржуазное (ХХ в.);

- период дебифуркации – развитие библиотековедения как единой науки на методологическое основе общечеловеческих ценностей (с начала XXI в.).

История развития российского библиотековедения имеет специальную периодизацию:



1. Этап российской библиотековедческой мысли – предыстория российского библиотековедения (XI-XVIII в. в.)

2. Этап российского библиотековедения:

- период российского буржуазного библиотековедения (XIX в.);

- период российского социалистического библиотековедения (ХХ в.);

- период соединения российского библиотековедения с мировым библиотековедением на основе общечеловеческих ценностей (XXI в.).

 

 

Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.

Сущность библиотековедения как науки – внутренняя основа, содержание, смысл и суть его. Определение понятия «сущность». Общая постановка задачи сущности науки.

Определение смысла понятий «объект» и «предмет» библиотековедения. Специфика объекта библиотековедения. Характеристика действующих концепций объекта библиотековедения – эпистемологический («знаниевый»); функционально-технологический; социально-функциональный; институциональный; информационный; подсистема документной коммуникации. Характеристика объекта с позиций системного подхода.



Специфика предмета библиотековедения. Современные взгляды на объект и предмет библиотековедения.

Структура библиотековедения, основные направления его дифференциации.

Разработка общетеоретических проблем библиотековедения в России (70-80 г.г. ХХ в.).

 

Библиотечная педагогика в структуре библиотечной теории и практики.

Определение: библиотечная педагогика – это дисциплина, изучающая педагогические основы библиотечной работы, проблемы теории чтения, воспитания его культуры, а также взаимоотношений библиотекаря и читателя (терминологический словарь библиотечного дела).

Библиотечная педагогика понимается как теоретическая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогической науки и библиотековедения.

На разных этапах существования библиотековедение понималось как составная часть педагогики внешкольного образования (дореволюционный период); как научная дисциплина, смежная с педагогикой (до 70-х гг. XX в.). В 70-е гг. О.С. Чубарьян обосновывает понятие “педагогика чтения”, трактуя его как специальное исследовательское направление, ведущая роль в котором принадлежит библиотековедам. Одновременно он делает вывод о формировании на прочной научной основе библиотечной педагогики, впервые используя термин в такой формулировке и в таком значении.

В 80-х годах в Московском институте культуры был введен курс “Библиотечная педагогика”, основной целью которого является формирование педагогического мышления.

Практическая реализация положений библиотечной педагогики направлены на то, чтобы выработать у читателя библиотечную, библиографическую самостоятельность, а также способствовать воспитанию у него культуры чтения. В этих целях библиотекари осваивают искусство педагогического общения, принципы, формы и методы ведения обучения читателей в условиях библиотеки (дидактику), а также – теорию воспитания.



Основные требования к практической реализации положений библиотечной педагогики: непрерывность, преемственность, актуальность, системность, комплексность, личностно-ориентированный деятельностный подход.

 

Библиотечная психология в структуре библиотечной теории и практики.

Определение библиотечной психологии как научно-практической дисциплины, изучающей закономерности проявления, функционирования и развития психологических явлений в деятельности библиотеки как социального института. Значение библиотечной психологии для библиотечной теории и практики определяется профессиональной деятельностью интегрированного типа «человек – знаковые системы – человек» (читатель – книги – библиотекарь). Библиотечная психология включает: психологию книги, психологию читателя, психологию библиотекаря, психологию чтения, психологию общения, психологию библиотечно-информационного обслуживания, психологию становления и развития библиотечной профессии, психологические методы изучения библиотечно-информационной деятельности. История становления и развития библиотечной психологии в отечественном библиотековедении. Вклад библиотековедов и психологов в библиотечную психологию. Современное состояние библиотечной психологии, ее роль в развитии библиотечной теории и практики в условиях интенсивного внедрения информационных технологий. Перспективы развития библиотечной психологии как самостоятельной дисциплины и части библиотековедения.

 

Организация и методы библиотечных исследований читателей и чтения.

Исследуются читательские интересы, круг чтения отдельных лиц и социальных групп, чтение ими книг и других публикаций. Библиотековеды могут организовать и проводить исследования: международные; всероссийские; зональные (по федеральным округам, нескольким областям или республикам); областные (только в одной области или республике); локальные (в одной библиотеке). Исследования могут организовываться как: одноразовые; повторные; мониторинговые (постоянные или длительные).

Библиотечная исследовательская теория и практика располагают мощной методологической базой. Используются философские методы; общенаучные методы; анализ текстов – традиционные, классические (качественные) и формализованные (качественно-количественные, например, контент-анализ); методы научного наблюдения – прямые, косвенные, самонаблюдение; опрос – анкетирование, интервьюирование, тестирование; эксперимент, специальные библиотечные и др.

Собираемые в исследованиях материалы помогают: совершенствовать направления работы библиотеки; формировать систему мероприятий с учетом потребностей и интересов читателей; прогнозировать и планировать на будущее свою работу.

Среди капитальных исследований, ставших классическими назовем: «Изучение читательских интересов рабочей молодежи в 52 крупных и средних городах РСФСР» (1963-1966 г. г.; ЛГИК, ГБЛ); «Советский читатель» (1965-1967 г. г., ГБЛ); «Анализ читательских интересов ленинградской молодежи», а затем рабочей молодежи Ленинграда и Ленинградской области (1963-1965 г. г. и 1970-1973 г. г., ЛГИК); «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969-1979 г. г., ГБЛ) и «Книга и чтение в жизни советского села» (1972-1977 г. г., ГБЛ).

В настоящее время разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» (утверждена 21 ноября 2006 г.), в которой предусмотрена система исследований чтения и читателей.

 

Социальная миссия и социальные функции библиотеки.

Социальные функции современной библиотеки как одна из функциональных проблем современной библиотечной теории и практики. Определение «социальной миссии библиотеки», «социальной роли библиотеки» («общественной роли»).

Общественное предназначение библиотеки на современном этапе информатизации общества.

Многообразие и единство представлений о социальных функциях библиотеки. Современная российская концепция социальных функций библиотеки: информационная функция; культурная функция; образовательная функция.

Роль и значение Федерального закона РФ «О библиотечном деле» (1994 г.) в области функциональной ориентации современных российских библиотек, как социальных документальных учреждений, в демократическом обществе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.