Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационное развитие систем управления библиотечно-информационной деятельностью





Библиотека как организационная система.

Формирование теории организации в библиотековедении. Теория организации как методологическая основа организационного развития системы управления библиотекой. Значение и задачи организационного проектирования системы управления библиотекой. Методологические принципы. Процесс формирования организационной структуры: формулировка целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработка регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Организационное проектирование системы управления библиотекой

Понятие организационной структуры управления. Анализ организационной структуры как ключевой управленческой категории. Противоречие унифицированных организационных структур, рассчитанных на стабильные условия функционирования библиотек, изменившимся социально-экономическим условиям, отличающихся высоким динамизмом. Стабилизирующее значение организационных структур. Особенности различных видов связей в библиотеке. Типы организационных структур: иерархические, адаптивные.



Формирование организационной структуры управления

Основные стадии процессаформирования организационной структуры управления: формирование общей структурной схемы аппарата управления; разработка состава основных подразделений и связей между ними; регламентация организационной структуры. Методы проектирования организационных структур управления: 1) аналогий; 2) экспортно-аналитического; 3) структуризации целей и 4) организационного моделирования.

Реорганизация деятельности библиотеки: этапы и методы

Проект реорганизации деятельности библиотеки. Последовательность проведения реорганизационной работы: оценка организационной деятельности библиотеки; разработка миссии и стратегической концепции развития; разработка стратегического планирования; внедрение разработанных планов. Основные этапы осуществления программ реорганизации библиотечной деятельности: подготовительный (создание проектной группы, привлечение средств, разработка положений о проектной группе, формулировка целей); сбор информации и определение проблем; выработка общего и полного понимания решаемых проблем (выявление организационных проблем текущего процесса); организационно-техническое проектирование (составление предварительных планов, схем развития); социальное проектирование; преобразования. Методы управления на этапе преобразований. Управленческое консультирование.



Факторы эффективности организационного развития библиотеки

Факторы эффективности организационной структуры управления: действительные взаимосвязи, действующая политика руководства, полномочия и функции сотрудников. Определение организационных характеристик библиотеки, отвечающих требованиям внешней среды (централизация стратегических функций и общего управления, децентрализация основных и обслуживающих функций, делегирование полномочий, межфункциональные команды). Организационная культура библиотеки.

 

Методика преподавания специальных дисциплин

Система подготовки библиотечно-информационных кадров.

Методологические принципы библиотечно-информационного образования. Стандартизация библиотечно-информационного образования. Государственные образовательные стандарты по направлению и специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Принципы построения Стандартов. Федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты государственного стандарта. Основные дидактические концепции и модели обучения в условиях модернизации библиотечно-информационного образования. Болонский процесс.



Специфика, формы и методы преподавания библиотечно-информационных дисциплин

Принципы дидактики в процессе обучения библиотечно- информационных дисциплин. Характеристика принципов дидактики. Современные модели обучения библиотечно-информационных дисциплин. Понятие о методах обучения. Общедидактические методы как критерий для определения педагогической сущности методов частных методик. Классификация методов обучения. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Лекции по библиотечно-информационным дисциплинам. Структура лекции. Оценка качества лекции. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Тест как средство педагогического измерения. Формы тестовых заданий по теории и истории культуры. Этапы разработки тестовых заданий. Технология обучения: традиционная и инновационная. Модульное построение библиотечно-информационных дисциплин и рейтинговый контроль. Интенсификация обучения и проблемное обучение. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения. Методы активного обучения. Межпредметные связи. Диагностика процесса и результатов обучения библиотечно-информационных дисциплин. Виды контроля и оценки (диагностика). Использование информационных технологий во время занятий. Презентации тем курса. Интерактивная доска. Использование возможностей информационных технологий в самостоятельной работе студентов.

Профессиональная компетентность преподавателя библиотечно-информационных дисциплин.

Понятие профессиональной компетентности. Компетентность и компетенции. Педагогические компетенции и компетенции в области библиотечно-информационной деятельности преподавателя.

 

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Мировые информационные ресурсы и сети

1. Мировые информационные ресурсы. Определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам.

2. Мировые информационные сети: структура информации.

3. Правила поиска в мировых сетях.

4. Международные базы и банки данных, проблема доступа к ним.

5. Мировые библиотечные ресурсы

6. Электронные коллекции и электронные библиотеки.

7. Мировая и европейская цифровая библиотека.

Компьютерные технологии в образовании и науке

8. Техническое и программное обеспечение учебного процесса.

9. Организация научных коммуникаций на базе ИКТ.

10. Электронные учебные издания: классификация, назначение, потребительские свойства, требования к созданию и использованию.

11. Технологии компьютерного тестирования.

Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций

12. Система профессиональных коммуникаций

13. Классификация информационного обеспечения профессиональных коммуникаций

14. Информационно-аналитическое сопровождение профессиональных коммуникаций

15. Электронная профессиональная коммуникация

16. Интернет-технологии для построения академических сетевых сообществ

Теория и методология социокультурного проектирования

17. Сущность социокультурного проектирования. Виды проектов.

18. Организационная структура проектирования.

19. Структура социокультурного проекта.

20. Технология разработки идеи социокультурного проекта.

21. Разработка рекламной кампании и медиа-плана продвижения проекта.

22. Структура заявки. Поиск грантодателей и держателей фонда.

Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований

23. Общие закономерности и тенденции научного познания; феномен науки как генерации нового знания, как деятельности и социального института, как особой сферы культуры.

24. Научные сообщества и их исторические типы.

25. Научные библиотечные и библиотековедческие школы в России и за рубежом.

26. Методология библиотековедческого, библиографоведческого, книговедческого исследования.

27. Методологические уровни исследования. Разработка программы исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.