ТЕМА №3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Особенности отечественной социологии:
- философско-исторический характер концепций русских социологов.
- органическое переплетение социологии всемирной истории с историческими судьбами России.
- русская идея, то есть практически все социологи размышляли о предназначении России в мировой цивилизации и ее исторической миссии.
- тесная связь русской социологии с жизнью, социальными проблемами.
- связь отечественной социологии с православным христианством и другими традиционными религиями.
- антропологический характер (интерес к человеку), этицизм (нравственная точка отсчета).
- органический синтез социологии, философии и художественной культуры, или, другими словами, существует такое явление как философско-художественный комплекс.
- аксиологическая, порой религиозная направленность
- иррационализм, опора на откровение и интуицию, мистицизм, приоритет чувств, а не разума.
- противостояние западничества и славянофильства. Западники считали, что Россия безнадежно отстала от Западной Европы, ей нужно забыть все свои национальные традиции и брать пример с Европы. Славянофилы обращали внимание на уникальную самобытность России и отдавали приоритет собственным национальным традициям и особенностям.
Основные этапы развития отечественной социологии:
1 этап: до Х века. Это предыстория социологической мысли на территории будущей Руси и России. В основе философских размышлений – языческие религиозные верования и устный эпос (сказки и былины).
2 этап: Х – XVIII века – древнерусская социология, допетровская социология, русская средневековая социология. Она близка по своему содержанию европейской средневековой философии и социологии. Социология развивается внутри православного христианства. Основные центры философии и социологии – монастыри, основные мыслители – священники. Этот этап – самый большой по времени в истории русской социологии. Поэтому он единственный делится на периоды, и в рамках второго этапа выделяется 3 периода:
1. Х – ХII века. Это становление древнерусской социологии в Киевской Руси. Илларион – первый русский митрополит, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич.
2. XIII – XIV века – развитие социологической мысли средневековой Руси в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Даниил Заточник, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.
3. XV – XVII века – подъем в развитии социологической мысли в период Московского Централизованного государства. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Федор Карпов, Андрей Курбский, Феодосий Косой, Иван Пересветов. Нил Сорский возглавлял движение нестяжателей: церковь должна быть полностью отделена от государства, религия это внутреннее дело каждого человека и она должна развиваться вдали от мирской суеты. Иосиф Волоцкий возглавлял религиозное движение иосифлян-государственников: церковь должна сотрудничать с государством, именно церковь обеспечивает законность государственной власти, так как государь это помазанник Божий. Победило движение государственников. Оба руководителя этих движений причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Андрей Курбский – первый русский западник и за свои идеи он постоянно был гоним Иваном IV Грозным (он был либо в тюрьме, либо в ссылке, либо в бегах в Литве или Польше).
3 этап: XVIII – первая половина XIX века – русская социология эпохи просвещения и нового времени. Эта эпоха началась с правления Петра I. Петр I, Василий Татищев, Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев, Григорий Савич Сковорода. Одни говорят, что первым русским философом был Ломоносов, другие – Сковорода. Ломоносов – это первый русский философ-материалист и основатель материалистической социологии в России. Сковорода был основателем русской идеалистической философии и социологии.
4 этап: вторая половина XIX века – начало ХХ века – возникновение философско-социологических систем. Этих систем в России было 2:
- русский марксизм. В формировании русского марксизма можно выделить 4 этапа:
a) социология декабристов
b) социология революционных демократов
c) социология русского народничества
d) собственно социология русского марксизма.
- религиозно-философский ренессанс – это вершина в развитии русской идеалистической философии и социологии. В рамках этой философской системы можно выделить несколько школ:
a) социология всеединства: Владимир Соловьев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский.
b) Экзистенциальная социология Николая Бердяева
c) Русский космизм: Николай Федоров, Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Алексей Чижевский.
d) Религиозно-философские искания в литературе: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок.
e) Социологическое наследие Алексея Лосева.
f) Социология отечественного зарубежья: Лев Шестов, Николай Лосский, Семен Людвигович Франк.
5 этап: начало ХХ – конец ХХ века – философский разлом. Русский марксизм стал государственной философией и социологией, а религиозно-духовный ренессанс превратился в философскую эмиграцию.
6 этап: конец ХХ по настоящее время – взаимодействие различных философско-социологических систем, школ и направлений.
РУССКИЙ МАРКСИЗМ
1 этап – социология декабристов. С социолгической точки зрения декабристов можно разделить на 3 направления:
- материалистическое направление: Якунин, Крюков, Барятинский, Борисов, Семенов, Раевский.
- идеалистическое направление: Бобрищев-Пушкин, Кюхельбекер, братья Беляевы, Оболенский, Лунин.
- промежуточное направление (между 1 и 2): Тургенев, Трубецкой, Рылеев, братья Бестужевы.
Проникают взгляды французских просветителей и немецкой классической философии. Материалисты отдавали предпочтение французским просветителям. Представители материалистической философии были более радикальны в своих социально-политических взглядах:
· отмена крепостного права
· освободить крестьян вместе с землей
· установить в России парламентскую республику
· всеобщее равное избирательное право
Идеалистическое направление было солидарно с идеями немецкой классической философии и в социально-политических взглядах были более умеренными:
§ отмена крепостного права
§ освободить крестьян без земли
§ установить конституционную монархию
§ цензовое избирательное право (по количеству имущества).
Промежуточное направление занимало промежуточную позицию между материалистами и идеалистами, между радикалами и умеренными.
2 этап – социология революционных демократов. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. в центре их философии – проблема человека, но основу анализа человека составляет природная сторона. В понимании природы они были материалистами, но в понимании общества остались идеалистами. Идеалом общественного развития считали крестьянский социализм: Россия отстала от Запада, но Запад сам порочен. Поскольку большинство населения России составляют крестьяне, то всеобщее равенство возможно прежде всего для них, и изменение несправедливого общества невозможно без их поддержки. Главным недостатком в философии революционных демократов являлись сложные построения.
3 этап – социология русского народничества. Народники – это революционные демократы, непосредственно пошедшие в народ для пропаганды революционных идей народничества. Упростили и огрубили философию революционных демократов. Петр Лаврович Лавров – за пропаганду, Михаил Александрович Бакунин – за анархию, Петр Никитович Ткачев – за террор.
4 этап – собственно русский марксизм. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин (Ульянов), Н.Бухарин. Империализм Þ теория империализма (Ленин), то есть монополистического капитализма: страны развиваются неравномерно, поэтому предпосылки для создания социализма в разных государствах созревают неодинаково. В результате социализм победит первоначально в немногих или даже в 1 стране. Другие страны постараются задушить молодое государство рабочих и крестьян. Поэтому новому государству нужна своя армия, которая могла бы его защищать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|