Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическое мастерство исследователя





Научно-исследовательская деятельность известна с древнейших вре­мен. Человек всегда стремился познать мир, в котором он живет. Со­циальная значимость и потребность в науке не преходяща, она вечна.

Исследователь, организуя и проводя свои изыскания, выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, аккумулирует знания, накопленные человечеством, во-вторых, познает новое, неиз­веданное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются во все времена, меняется лишь их содержание по мере изменений, проис­ходящих в общественной жизни, изучаемых проблемах, методах рабо­ты. Для реализации названных функций исследователю необходимо обладать определенными профессионально важными качествами.

Научная работа — исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотвер­женности, творческого мышления, чувства нового, стремления по­знать неведомое. В истории науки было немало попыток перечи­слить наиболее важные профессиональные качества ученого-иссле­дователя.

Так, К. Э. Циолковский считал, что ученый-исследователь дол­жен обладать: хорошей памятью, умением сосредоточиться, уйти в себя, научной фантазией, интеллектуальной независимостью, т. е. са­мостоятельностью мышления; быть увлеченным, страстным, одер­жимым и настойчивым в науке.



В. А. Обручев выделяет три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к твор­честву.

И. П. Павлов полагал, что ученого-исследователя отличают: науч­ная последовательность, прочность познания азов науки и стремле­ние идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научная скромность, готовность отдать науке всю жизнь.

К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.

Как видим, к исследователю как профессионалу предъявлялись и предъявляются исключительно высокие требования, находящиеся на пределе возможностей человека и требующие от него полной са­моотдачи.

Конечно, в рамках данных требований формируется индивиду­альный стиль научной деятельности. У каждого ученого структура наиболее важных профессиональных качеств, обеспечивающая ус­пех исследования, индивидуальна.



Вместе с тем общепризнано, что прежде всего речь должна идти о его гражданской ответственности, о том, чтобы быть не просто про­фессионалом-исследователем, но и патриотом своей страны, реша­ющим приоритетные для России научные проблемы. Важное качество исследователя — психолого-педагогическая направленность, прояв­ляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели — формированию и развитию личности обучающегося, повышению ка­чества его воспитания и обучения.

Исходя из сказанного, к профессионально важным качествам пе­дагога-исследователя следует отнести: оптимизм — веру в возмож­ность улучшить положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доб­роту, отзывчивость, сердечность к людям, исключающий злую иро­нию, оскорбления и унижение человека; справедливость, уравнове­шенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т. е. следование нормам морали, добросовестное исполне­ние своего профессионального долга. Наконец, существенное значе­ние в исследовательской работе имеет общительность и коммуника­бельность педагога-исследователя.

Все названные профессионально важные личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являют­ся: глубокие разносторонние специальные знания; владение профес-



сиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; уме­ние общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами про­фессиональной психолого-педагогической этики.

Обобщая основные профессионально важные качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующем виде.

1. Общие психолого-педагогические качества:

■> профессиональная психолого-педагогическая направленность;

■Ф- социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и добро­желательность к людям; общительность, требовательность к се­бе и людям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

■Ф- психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и прак­тическая подготовленность;

■Ф- развитые психолого-педагогические способности: коммуника­тивные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоцио­нально-волевые, конструктивные, дидактические, организатор­ские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креа­тивные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогиче­ские качества:

■Ф- психолого-педагогическая направленность психических процес­сов: познавательных и эмоциональных, волевых; ■Ф- эмоциональная отзывчивость (эмпатия); -Ф- развитость воли; -Ф- рефлексия.

Следовательно, педагогическое мастерство исследователя прояв­ляется в его профессиональных способностях:

♦ интеллектуальных (развитость научного психолого-педагогиче­ского мышления), которые определяют умение: анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественно­го; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»; строить на основе

опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, на­ходить связи между количественными и качественными сторона­ми исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процес­сы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противо­речия; абстрагироваться, анализировать и обобщать исследователь­ский материал; сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

♦ перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внут­ренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.;

♦ коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаи­моотношения с участниками процесса исследования;

♦ конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

♦ суггестивных, нацеленных на получение нужного результата пу­тем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, ав­торитета;

♦ эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внут­ренним состоянием, чувствами, поведением;

♦ дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно;

♦ организаторских, позволяющих организовать познавательную дея­тельность обучающихся, а также свою собственную работу педа­гога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работо­способность;

♦ научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией;

♦ творческих (креативных), позволяющих творчески решать психо­лого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности. Таковы основные профессионально важные личностные качества

педагога-исследователя, определяющие его как подлинного ученого, новатора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.