Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель и функции политической системы.





Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. Пограничными столбами являются «вход» и «выход». «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения.

На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования направляются в адрес властей и служат сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.

На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. А непрерывный цикл взаимодействия «входа» и «выхода» – «петлей обратной связи». Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, для нее характерны кризисы и нестабильность.



Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.

1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.

4. Обеспечение безопасности и стабильности общества.

5. Формирование политического сознания членов общества.

19. Типология политических систем.

· по типу политического режима:

демократические, авторитарные.

· по степени политических изменений:

традиционные, модернизированные

· по форме правления:

монархические, республиканские

· по степени открытости общества:

открытые, закрытые

· по форме устройства:

унитарные, федеративные, конфедеративные

 

· по типу партийной системы:

однопартийные, двухпартийные

· по типу политической культуры:

англо-американская ( характеризуется однородной политической культурой с наличием множества равнозначных групп, носителей различных ценностей), континентально-европейская (характеризуется раздробленной, зачастую эклектичной политической культурой, смешением традиционных и новых политических институтов и ценностей), тоталитарная ( свойственна принудительно- однородная политическая культура, отсутствие общественных ассоциаций, принудительный характер политических ролей, отсутствие механизмов делегирования власти) , частично-индустриальная ( свойственна эклектичность политической культуры, неоднородность общества, наличие конфликта между различными религиозными, расовыми, региональными и другими группами; важная роль отводится армии и бюрократии)



· типология С. Хантингтона:

западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская.

 

Понятие политического режима.

Политический режимэто определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы общества, характеризует упорядоченное взаимодействие её структур, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

В ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕпонятие «политический режим» отражает формальные (законодательно закреплённые) нормы и правила отправления власти институтами государства.

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕпод политическим режимом рассматривается целый комплекс факторов – от положения личности в обществе до характера используемых институтами государства приёмов и средств воздействия, которыми определяется качество политической жизни обществ.



В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов, наиболее распространёнными из них являются следующие:

1. подразделение режимов на диктатуры и демократии.

Термин «диктатура» (от лат. dictatur – неограниченная власть) отражает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена.

Демократическим режимам (от греч. demos – народ; cratos – власть) присущи такие признаки как: наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание и реализация политических прав и свобод граждан; возможность легальной деятельности как правительственных, так и оппозиционных политических партий и общественных организаций; построение государственного аппарата по принципу «разделения властей»; политический плюрализм; публичность власти и др.

2. марксистский подход к классификации предполагает деление политических режимов на: буржуазные, социалистические, переходные.

3. деление современных политических режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществе. В качестве таковых рассматриваются следующие критерии:

- мера вмешательства государства в жизнь общества;

- способ формирования органов государственной власти;

- реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти;

- характер отношения членов общества к политической власти;

- наличие или отсутствие в обществе альтернативных политических институтов и реализация принципов политического плюрализма;

- объём и характер реализации прав и свобод человека;

- роль идеологии в обществе;

 

Тоталитаризм.

Его название происходит от латинского totalis — весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократиче­ские свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества сво­им интересам и сохраняющей свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Характер и мера осуществления власти. Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, куль­туру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между полити­ческой и неполитической жизнью, все становится поли­тикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности. Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью". Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную свет­скую форму религии. Этот режим часто так образно и оп­ределяют — "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как пра­вило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать кри­тику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство обще­ства на основе новых ценностей. Идеологией заведует пар­тия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом. Сфера допустимого и запрещенного. Запрещено все, кроме того, что приказано (разре­шено). Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всеми сред­ствами массовой информации, свободный доступ к ин­формации отсутствует. Тоталитарное общество может су­ществовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод.

Демократические права и свободы носят деклариро­ванный, формальный характер, хотя государство выпол­няет определенные социальные функции. Оно гарантиру­ет право на труд, образование, медицинское обслужива­ние и т.д.

 

Авторитарный режим.

По своим характерным чертам авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Недостатки авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Демократия.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

1) Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.