|
Дальнейшее определение понятий
Отдохнув немного от чистой логики на жизненных примерах ее применения, вернемся к основам, к теории. Определим более детально рассмотренные ранее четыре пары понятий. Для этого введем специальные обозначения. Существование и все соответствующие ему по смыслу первичные понятия обозначим символом 'н' (наличие), а несуществование и все соответствующие ему относительные понятия обозначим символом 'о' (отсутствие). Например, неизменность и изменение у нас тоже будут обозначаться как 'н' и 'о'. Предмет, изменяясь, становится другим. Здесь можно различить четыре аспекта (см. рис.). С той точки зрения, что предмет существует, а другой предмет - нет, изменение - это уничтожение, смерть (но).
В примере с фотографией ребенка из объяснения к восьмому тезису это значит, что наше детское тело уничтожено, его нет. Однако при этом появляется взрослое тело (он). С другой стороны, поскольку предмет и то, во что он, изменяясь, превращается, суть один и тот же предмет, имеются два типа неизменности. Во-первых, существующее превращается в существующее [нн']. Неизменное существование является полнотой в предмете. Во-вторых, отсутствие переходит в отсутствие [оо']. Неизменное отсутствие в предмете - это пустота в нем.
Если 'н' и 'о' понимаются как единичность и множественность, тогда будут иметь место такие определения: (но) - это переход от единичности к множественности (отталкивание, разложение), а (он) - это переход от множественности к единичности (притяжение, формирование). Таким образом, имеет место взаимодействие (он, но). Современная научная мысль пытается свести все к понятию взаимодействия. Однако при таком подходе непознанной остается первичная реальность, поскольку ей присуще невзаимодействие [нн', оо']. Символ [оо'] обозначает неизменную множественность, совокупность. На санскрите она называется прадханой, первичной энергией или хаосом. Когда мы говорим об изменении, об уничтожении одного тела и появлении другого, что при этом остается неизменным? То, что оба тела из чего-то состоят, совокупность. Причем сами элементы, из которых эти тела состоят, не относятся к понятию совокупности, ибо они изменчивы. О прадхане нельзя сказать, что она из чего-то состоит. Мы имеем ее в виду, когда говорим о предметах, что они из чего-то состоят. Другой тип неизменности, [нн'] - это неизменная единичность, вечная индивидуальность, то есть 'я'.
Символ 'о' также обозначает тождество (он, но). Созидание чего-либо всегда происходит за счёт разрушения чего-то другого, а разрушение предполагает создание оружия. Соответственно символ 'н' обозначает различие [нн', оо']. Я [нн'] не состою из чего-либо [оо'], а также не рождаюсь и не умираю (он, но), то есть я не являюсь телом. Такова истинная индивидуальность. Я всегда единственный в своем роде. Символ [нн'] обозначает душу, которая не отождествляет себя ни с прадханой, ни с временным телом, и осознаёт свою вечную форму.
Когда люди говорят о внешнем изменении, что их тело меняется, или что они меняются, это лишено смысла. В первом случае бессмыслица возникает оттого, что нет одного закрепленного за нами тела, есть разные тела, поэтому какое тело меняется? Во втором случае нелогичность в том, что наше «я» - свидетель изменений - одно и то же во всех телах. Поэтому как можно говорить: «Я меняюсь»? Правильное понимание изменения заключается в том, что я меняю тела. Это явление называется реинкарнацией. Смена тел происходит как в этой жизни, так и при переходе к новому циклу (воплощению). Согласно Ведам, когда человек входит в сон, его тонкое тело, состоящее из ума, разума и ложного эго, отправляется путешествовать в тонкоматериальном мире. Грубое тело при этом также функционирует, поскольку тонкое тело продолжает питать его через особую «серебряную нить». Если эта нить по каким-либо причинам рвется, человек умирает во сне. В момент, когда тонкое тело отделяется от грубого, человек в полудреме ощущает некий толчок. Говорится, что в этот момент человек получает новое грубое тело, которое несколько отличается от прежнего. Все внешние изменения происходят скачкообразно (он). Человек может заснуть больным, а проснуться здоровым.
Возникает вопрос: куда деваются прошлые наши грубые тела и откуда берутся будущие? Согласно Ведам, вся совокупность тел в потенциальной форме находится в невидимой прадхане. Процесс переселения души можно сравнить с движением луча света фонарика в темной комнате (это сцена из детектива). Представим, что на стене комнаты висят разные картины. Это будет у нас грубый аналог прадханы [оо']. Луч света - это индивидуальное сознание, душа [нн']. Луч в своем движении выхватывает из темноты то одну картину, то другую (он, но). Субъективно мы будем воспринимать это как изменение: одна картина «превращается» в другую. Процессом реинкарнации души управляет Сверхсознание, Сверхдуша*. Если сознание души сравнить с лучом фонарика, то Сверхсознание подобно включенному свету в комнате. Сверхдуша видит в прадхане всевозможные варианты «картин» (то есть тел) и направляет душу в наиболее подходящее ей по карме тело. Причина появления материальных тел - в желаниях души [нн'], основой всех тел является прадхана [оо'], а механизмом их появления - время (он, но). Согласно Ведам, создание и уничтожение любой вещи - это проявление ее из прадханы и возвращение обратно в непроявленное состояние. Таким образом, невидимая суть вещи, ее форма, существует вечно.
* Сверхсознание, или Сверхдуша - это незримое присутствие Вишну в сердце каждого живого существа.
Неизменность не означает статичность, единообразие. То, что мы называем неизменностью - это в действительности и есть настоящее изменение: не переход в другой предмет (но), а изменение в себе [нн']. Свойством неизменной индивидуальности является изменение [нн'], в котором отсутствует разрушение (но): это обновление, жизнь. Жизнь непостижима. Я, живое существо, всегда сознаю себя как неизменный и новый, я отличаюсь сам от себя [нн']. В этом заключается диалектический парадокс жизни. Душа обладает собственной динамикой, которая не связана с телом. Что касается статичности, то она как раз присуща внешнему изменению (он, но). Мы уже говорили, что тело не меняется, а просто происходит переход «я» из одного тела в другое (что и воспринимается на уровне пратьякши как изменение тела). В отличие от внешних изменений материи, которые происходят скачкообразно (но)*, истинная изменчивость души обладает свойством непрерывности [нн'].
* По этой причине, например, переход от аналоговой системы записи звука к цифровой - это еще один шаг к внешнему восприятию, к тому, чтобы слушать, но не слышать.
Вдумчивый читатель наверняка захочет прояснить для себя такой момент. Ранее мы пришли к выводу, что неизменность первична по отношению к изменчивости, не зависит от нее. Свет не зависит от тени. Теперь же мы утверждаем, что неизменности присуща изменчивость, в свете имеется тень. Не является ли это ошибкой? Ответ таков: нет, не является. Если бы в свете не было тени, он бы зависел оттени, был ее противоположностью. Причина должна обладать свойствами своего следствия, в противном случае невозможно объяснить, откуда эти свойства берутся в следствии, и понятие причины теряет смысл. Однако тень, которая имеется в свете - это совсем другая тень, не внешняя. Главным свойством света, или энергии, является различимость, градиент: где-то свет сильнее, а где-то слабее. Если бы в энергии не было неоднородности, она не оказывала бы воздействия, другими словами, не была бы энергией. Поскольку тень мы определили ранее как уменьшение света, мы должны согласиться с тем, что в свете присутствует тень.
Неоднородность в свете есть не что иное, как цвет. Свет кажется нам белым, хотя в действительности он цветной. Когда солнце скрывают тучи, все краски окружающей природы блекнут, сереют. В Ведах говорится, что в своем первозданном виде все формы и цвета присутствуют в духовном мире, который пронизан сиянием брахмана. В сравнении с духовным восприятием земная пратьякша видит только тень, то есть дает черно-белое (серое) изображение.
Неизменная множественность [оо'], или прадхана - это ничто иное, как энергия, которая всегда сохраняется (неизменность - это то же самое, что и сохранение). Особенность ее динамики в том, что в ней отсутствует возникновение (он). Она, как и сознание, не взаимодействует ни с чем. Хотя эта энергия хаоса является основой всех видимых материальных объектов, сама она невидима (вечно не проявлена). Если попросить кого-нибудь показать нам энергию, человек скорее всего покажет на любой окружающий его предмет. Однако предметы не являются энергией, хотя и сделаны из нее. Предметы временны, а энергия [оо'] вечна. То же самое относится и к сознанию [нн']: хотя мы наблюдаем различные его проявления, само сознание (вечную душу) мы не можем увидеть с помощью пратьякши. Прадхана сравнивается в Ведах с почвой, на которой растут деревья материальных проявлений. Эти деревья берут все элементы из почвы, но сами принципиально отличаются от нее своей недолговечностью.
Заметим, что без сознания время не может проявить из прадханы какую-либо материальную форму. Присутствие времени в прадхане - это так называемое виртуальное состояние материи: внешние формы не существуют, они создаются и тут же разрушаются (он, но). Благодаря сознанию [нн'] появляется функция поддержания, из-за чего и существуют временные формы материи. Разрушение связано с будущим (но), созидание - с прошлым (он). Настоящее [нн'] - это категория духовная, и в материальном мире только единицы (освобождённые души) живут в нем. Настоящее - это вечность.
Используемый нами символ изменчивости (он, но) - это символ «инь-ян», символ пратьякши. Рождение (он) - это существующее, которое выглядит еще несуществующим, а смерть (но) - это несуществующее, которое выглядит еще существующим. По смыслу, рождение происходит в момент зачатия, а не тогда, когда ребенок выходит из тела матери. Человек уже есть, хотя его не видно и кажется, что его еще нет. С позиции логики пратьякши, аборт - это предотвращение рождения, а согласно логике шабды - это обыкновенное убийство. В момент смерти человека, как мы ранее уже обсуждали, тело остается прежним, поэтому кажется, что человек есть, хотя в действительности его уже нет.
Материалистическая наука объясняет сознание и жизнь взаимодействием на молекулярном уровне. Посмотрим, что это означает. Известно, что смерть - это одномоментное событие. Человек не бывает «почти живым» или «почти мертвым». Он либо жив, либо мертв. В момент смерти (но) из глаз исчезает живой блеск, а осциллограф, фиксирующий электрические колебания в мозге, показывает прямую линию. Возьмем промежуток времени между тем моментом, когда человек был еще жив, и тем моментом, когда обнаружилось, что он умер, и устремим его к нулю, к моменту смерти. За это ничтожно малое время на молекулярном уровне не могло произойти никаких изменений, поскольку для этого понадобилась бы бесконечно большая энергия. Вопрос к материалистам: почему человек умер, если в момент смерти не происходило никаких изменений в биохимической структуре? Единственное научное объяснение заключается в том, что в момент смерти от тела отделяется сознание (душа), истинная причина жизни. Поскольку сознание нематериально и не имеет массы, оно отделяется от тела мгновенно.
Для того, чтобы сделать обсуждаемые в данной книге понятия максимально наглядными, мы можем устроить их математическое представление. Если читатель не имеет университетского физико-математического образования, этот абзац можно пропустить и ознакомиться с выводами. Неизменная, идеальная единичность может быть представлена единицей: нн' = 1. Соответственно оо' = -1. Противоположная категория, то есть изменение в этом случае будет представляться мнимыми числами: он = i, но = -i. Что касается математических объектов, которые представляют символы, то первый объект в паре (например, в паре нн' это н) будет функциональным оператором, а второй - соответствующей ему переменной. Таким образом, мы имеем:
н = Dн'; о = -Dо'; о = iDн; н = -iDо.
Динамические уравнения состояния будут при этом выглядеть следующим образом. Для неизменности:
Dн'Ψ+ = нΨ+; Dо'Ψ- = -оΨ-.
Для внешнего изменения:
DнΨ = -iоΨ; DоΨ = iнΨ.
Известно, что 'о' и 'н' в квантовой теории физики называются дополнительными переменными. Это значит, что когда одна из них принимает конкретное числовое значение в результате измерения, другая не поддается измерению, становится неопределенной. Отсюда возникает известное соотношение Гейзенберга. В нашем случае 'о' и 'н' - это время и энергия соответственно. В состоянии, длящемся во времени, энергия фиксирована. Для этого случая мы можем записать решение уравнения состояния внешнего изменения (Ψ). Добавив к нему решения уравнений, описывающих состояние неизменности [Ψ+,Ψ-],мы получим известные всем функции, которые изобразим ниже графически:
Ψ+ = Ψ+о ехр(нн'); Ψ- = Ψ-о ехр(-оо'); Ψ = Ψо ехр(iно).
Здесь о, н - числовые параметры.
Обсудим результаты. Состояние чистого сознания [нн'] описывается функцией Ψ+ максимально возможного роста (экспонентой). Это объясняет многие моменты, о которых говорится в священных писаниях. Как мы знаем, сознание отождествляет себя с материей (он, но). Если сравнить динамику сознания Ψ+ и материи Ψ, то можно увидеть, что на определенном отрезке времени динамика материи имеет положительный характер. Это рождает в нас привязанность, возбуждение. Затем рост прекращается, приходит разочарование и, наконец, динамика становится отрицательной (страдание и апатия). Затем все повторяется снова. О том, что дает сознанию необходимую ему экспоненциальную динамику, мы поговорим после того, как сформулируем Девятое утверждение.
Относительно энергии [оо'] можно сказать, что в количественном отношении она сохраняется, но состояние ее описывается функцией Ψ- экспоненциального затухания. Это свойство энергии известно как второй закон термодинамики (рост энтропии в замкнутой системе). Функция состояния материи Ψ - это колебательный процесс. Он лежит в основе всех изменений во внешнем мире и является одномерной проекцией вращения (фактора времени).
Второй закон термодинамики дает нам ясное представление о свойствах материи. Изолируя материальный объект от воздействия извне, мы тем самым выходим за пределы двойственности, то есть, мы определяем истинные свойства данного объекта, без примеси чего-то постороннего. Согласно второму закону термодинамики, в изолированном объекте начинают разрушаться все структуры (происходит рост энтропии, неупорядоченности). Это значит, что естественной природой материальных объектов является стремление в прадхану или хаос [оо']: сами по себе они не обладают структурой, то есть внешней формой (он, но). Фактически, изолируя некий объект, мы изолируем его от воздействия сознания, поскольку никакой другой материальный объект, обладая той же природой хаоса, не может воздействовать на данный объект, чтобы создать в нем структуру (он). Воздействие со стороны внешнего объекта происходит только потому, что сам он структурирован, то есть является агентом, через которого действует сознание [нн']. К примеру, мы заходим в свою комнату, видим там «хаос» и наводим порядок. Внешне кажется, что объектом, воздействующим на комнату, является наше тело, однако на самом деле оно - лишь агент нашей сознательной воли.
Сознание оказывает на материю антиэнтропийное действие, другими словами, оно нематериально. Отрицая этот простой факт, ученые-материалисты вообще не могут объяснить происхождение какой-либо структуры. Особенно явно эта проблема проявляется в существующих космологических моделях. Дело в том, что если сознание считать материальным, тогда вселенная будет замкнутой, так как вся материя по определению находится внутри нее. В этом случае возникает вопрос: как вообще могла появиться структура вселенной? Это противоречит термодинамике, согласно которой, в замкнутой системе не могут появляться глобальные структуры, энтропия не может уменьшаться. На поставленный вопрос не существует ответа в рамках парадигмы материализма. Прадхана [оо'] сама по себе не создает материальные структуры (он). Для этого требуется вмешательство активной, нематериальной причины [нн']. Существующие в науке модели возникновения вселенной являются математизированными версиями истории барона Мюнхаузена о том, как он вытащил сам себя за волосы из болота. Все, что требуется от господина барона - это просто признать существование своего спасителя. Возможно, что при этом он потеряет свой «имидж героя», зато избавится от привычки врать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|