Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры определения других понятий





Чарудешна дас

Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму/ Чарудешнадас —2-е изд.—80 с.

Книга «Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму» предназначена для широкого круга читателей. Главная цель книги — рассказать о способе мышления, которым владеют люди, идущие по пути самореализации.

 

Чаурдешна дас, 2006

 

Посвящается моим Учителям

 

Nasato dristatvat

Существующее не возникает

из несуществующего.

(«Ведантасутра», 2.2.26)

 

Предисловие

 

Противопоставление науки и религии, которое мы наблюда­ем теперь, мудрецы считают признаком невежества. Согласно Ведам, одно без другого неполноценно. Религия, не имеющая фундамента знания, считается слепой верой, уделом недалеких людей. С другой стороны, знание, которое не приближает чело­века к Богу, является пустым умствованием.

В основном, ведические писания излагают метафизику - зна­ние о том, как устроен мир. В этой же книге рассматривается ведическая логика, или знание о том, почему мир устроен имен­но так, как о том повествуют Веды, а не как-то иначе.

Надеемся, что работа с данной книгой поможет читателю усовершенствовать свой разум - главное достояние человека.



Введение

 

Согласно ведическим писаниям, существует три способа по­знания: шабда, анумана и пратъякша.

1. Шабда - это принятие свидетельства из надежного, ав­торитетного источника. К примеру, ребенок растет без отца, и однажды наступает момент, когда он хочет узнать, кто его отец. К кому он должен обратиться, чтобы узнать об этом? Очевид­но, что к матери: в данном вопросе она - гуру для ребенка (есте­ственный авторитет). То, что говорит мать, является для него шабдой. Этот пример взят из Вед и относится к тому случаю, когда другие способы получения знания, кроме шабды, беспо­лезны.

2. Анумана - логический вывод. Простой пример: если извест­но, что А = В, а также В = С, то, согласно логике, А = С.

3. Пратьякша - это свидетельство нашего опыта, органов чувств. Например, когда человек ест, ему не требуются слова гуру или логика, чтобы понять, пропадает у него чувство голода или нет. В данном случае значение имеет только его собствен­ный опыт насыщения.



Нетрудно понять, что именно с шабды начинается процесс познания в незнакомой области. Появившись на свет, человек оказывается в незнакомом и непонятном для него мире. Чувст­вуя себя беспомощным, ребенок обращается с вопросами к тем, кто что-то знает об этом мире - своим родителям и учителям. Сопоставляя в разуме то, что он услышал от старших, он начи­нает понимать (анумана) и адекватно воспринимать окружаю­щую его действительность (пратьякша). Инстинктивно идя вер­ным путем познания, ребенок очень быстро развивается, однако затем его развитие прекращается, поскольку родители и учите­ля не могут дать ему более глубокое объяснение жизни. Они теряют в его глазах авторитет наставников. Остановившись в своем развитии, человек становится «образованным обывателем». Чтобы развитие не прекращалось, в нашей жизни всегда дол­жен быть авторитетный источник знаний: в противном слу­чае мы останемся без шабды.

Как связаны между собой шабда, анумана и пратьякша? При помощи наших органов чувств мы воспринимаем окружающую действительность (пратьякша), однако то, как наш разум интер­претирует увиденное (анумана), напрямую зависит от того, ка­кое первоначальное представление мы имеем о том, на что смот­рим. Поэтому в Ведах говорится, что мы можем видеть только то, о чем раньше слышали с верой. Первоначальное представ­ление, то есть предпосылка нашего восприятия, обязательно должно быть верным (должно быть шабдой), в противном слу­чае в нашем разуме возникает ложное понимание увиденного, невежество. Простой пример из жизни. Предположим, что кто-то говорит с нами грубо. Мы, естественно, отвечаем ему взаим­ностью, в результате чего вспыхивает конфликт с тяжелыми последствиями. Однако если бы нам сказали заранее, что в этот день у нашего знакомого украли автомобиль, стали бы мы реа­гировать подобным образом? Очевидно, нет. Шабда просветила бы наш разум в том, что человек находится в сложной жизнен­ной ситуации. Поэтому те же самые слова с его стороны мы вос­приняли бы как проявление простительной слабости, а не аг­рессии.



Пратьякша позволяет нам воспринимать внешнюю, видимую сторону вещей и явлений, а шабда сообщает нам их внутреннюю суть, невидимую подоплеку. Невежество заключается в том, что мы судим о вещах только внешне, не зная о том, что они представляют собой на самом деле. Шабда, откуда бы мы ее ни получили: из священного писания или как откровение в медита­ции, - является контактом с Богом, а пратьякша - это контакт с материальной природой. Что касается ануманы - логики наше­го разума, то она определяется тем, какой тип контакта мы име­ем. Из-за постоянной связи с материей в нашем разуме прочно укоренилась материальная логика, которая не позволяет нам по­нять истинный смысл вещей. В данной книге делается попытка объяснить другую логику, основанную на шабде. Мы будем на­зывать ее несимметричной диалектикой, или просто ведической логикой. Изучив данный материал, читатель, возможно, придет к заключению, что в нашем разуме сложилась устойчивая сис­тема подмен истинных понятий на ложные.

Ведическая логика позволяет увидеть мир другими глазами, согласовать пратьякшу с шабдой. Обретение совершенной пратьякши - это, по сути дела, итог и цель всей системы йоги.

Мудрец Вьясадева изложил ведическую логику в отдельном трактате под названием «Ведантасутра». Вьясадева знаменит в основном тем, что впервые изложил Веды письменно, предвидя наступление Калиюги, эпохи раздоров и лицемерия. Согласно традиции, многие тысячи лет до Вьясадевы божественное от­кровение Вед (шабда) передавалось изустно: от учителя - к уче­нику. Однако в Калиюгу началась деградация духовного разума, и люди постепенно потеряли способность постигать знание на слух без искажений. Чтобы установить стандарт истинного знания, пришлось вводить письменность, составлять и канони­зировать священные писания. С данной точки зрения появление письменности - результат деградации человечества, а не его эво­люции, как думают сейчас. В Калиюгу все истинные гуру в под­тверждение своих слов должны приводить цитаты из ведиче­ских писаний.

Вершиной ведической логики является учение Шри Чайтаньи (1486 - 1534 гг. н.э.). На санскрите его система называется ачинтья бхеда абхеда таттва - логика непостижимого един­ства и различия, ведическая диалектика. Диалектика - это нау­ка о непостижимом. Противоречия в суждениях диалектической логики непостижимы для материального ума, но логичны и не­обходимы для пробуждения нашего сознания. Противоречие - это «трещина в иллюзии», через которую наш разум может уз­реть Истину. В этой книге мы изложим некоторые моменты системы Чайтаньи, что потребует от читателя серьезной рабо­ты с текстом. Если текст покажется трудным для понимания, разочаровываться не нужно. Когда есть интерес к теме, понима­ние постепенно приходит.

Материал по ведической логике излагается в двух частях. В первой части книги сформулированы и объяснены основопола­гающие тезисы, краткие утверждения. Всего таких тезисов во­семь. Вторая часть книги посвящена только одному - Девятому утверждению, содержащему многоцелевой синтез всей системы.

 

Часть первая. Категории

 

Тезис первый

Предмет не существует

Объяснение

 

Данное утверждение опирается на пратьякшу. В процес­се познания, основанном на несовершенном чувственном восприятии, мы постоянно меняем свои представления о предмете познания. Другими словами, ни одно из таких пред­ставлений не является надежным, или истинным. Единст­венное истинное утверждение, которое мы можем сделать о предмете познания, заключается в том, что он не являет­ся чем-либо из того, что мы о нем знаем сейчас или узнаем в будущем. Что же останется от предмета, если отбросить все представления о нем, создаваемые нашим восприятием? Ничего не останется - таков смысл первого тезиса. Логика, возникающая из пратъякши, говорит о том, что единствен­ной истиной является ничто.

Одно из наиболее известных восточных учений, буддизм, приходит к тому пониманию, что окружающий нас мир, мы сами и даже Бог есть не что иное, как шунъята, несущест­вующее.

 

Тезис второй

Предмет существует

Объяснение

 

Всё существует. Когда отрицается существование какой-либо вещи, то при этом предполагается, что эта вещь существует, иначе нам было бы не о чем говорить. Утверждение «не существует» вторично, поскольку опирается на предпо­сылку - утверждение «существует», отрицая его. Сущест­вование является абсолютным понятием, а несуществова­ние - зависимым, относительным понятием. Приведем пример. Заглянув в комнату родителей, ребенок может ска­зать: «Папы и мамы нет». При этом он имеет в виду, что их нет дома, а не то, что их нет вообще. Их нет «относительно дома».

Кто-то может сказать, что некоторые вещи действитель­но не существуют (в абсолютном смысле). Скажем, если мы увидели во сне, что нам отрубают голову. Ясно, что это про­сто фантазии, в реальности ничего подобного не происхо­дит. Однако любые наши мыслеобразы - это тоже матери­альные объекты, имеющие тонкую природу. Они так же материальны и реальны, как и те вещи, которые мы видим в физическом мире. Единственное их отличие от физических объектов в том, что они воспринимаются не органами чувств тела, а тонким чувством ума. Поскольку грубая и тонкая материи взаимосвязаны, плохой сон окажет на нас такое же физическое действие (учащенное сердцебиение, холодный пот и т.п.), как и нечто ужасное, увиденное в физическом пространстве. Так что казнь действительно произошла, толь­ко не в физическом, а в тонкоматериальном мире.

Человека, который думает, будто что-то может просто не существовать, можно сравнить с вышеупомянутым пер­сонажем из сна. Иллюзия вот в чем: человек из сна не пони­мает, что если бы он физически потерял голову, то вместе с головой он потерял бы и способность видеть, как произошла казнь. Поэтому, если предмета нет вообще, то как мы мо­жем утверждать о нем что-либо, пусть даже и то, что его нет? Вывод: абсолютное несуществование - это логический нонсенс, невежество.

Вышесказанное имеет не только теоретическое значе­ние. Мы действительно живем во сне, даже в бодрствующем состоянии. Когда близкий человек умирает, мы думаем, что его больше нет, и скорбим. Но это не более чем дурной сон (невежество и иллюзия). Проснуться - значит понять, что любимый человек продолжает существовать, только теперь уже в другом месте и теле. Есть большая разница между эмоцией утраты и эмоцией разлуки: первая разрушает че­ловека (темная эгоистическая эмоция в невежестве), а вто­рая его обогащает (светлое чувство в знании).

Итак, всё существует. Придавая несуществованию бук­вальный, абсолютный смысл, мы совершаем первую подме­ну в нашем разуме истинного понятия на ложное понятие. В дальнейшем мы рассмотрим еще много пар понятий и в ка­ждом случае обнаружим такие подмены.

Второй тезис содержит шабду, верную предпосылку вос­приятия. Поскольку первично существование, оказывается, что первый тезис является антитезисом по отношению ко второму. Такая же перевернутая логическая связь будет иметь место во всех остальных парах понятий. Посмотрим, что это дает. Согласно первому тезису, несовершенство на­шего восприятия означает, что те предметы, которые мы видим, не существуют. Теперь, установив относительность несуществования, мы будем понимать это утверждение ина­че: сами предметы существуют, но мы воспринимаем их не такими, какие они есть на самом деле. Санскритское сло­во майа (иллюзия) буквально переводится как «не это». Мож­но привести пример с веревкой и змеей. И то, и другое су­ществует, однако, находясь во тьме, в невежестве, мы принимаем веревку за змею или наоборот, что гораздо хуже. Окружающий нас мир, мы сами и Бог - все это существует, только мы имеем об этом неправильные представления. Та­ково истинное понимание первого тезиса. Первый тезис выражает истинное восприятие вещей, когда опирается на второй (пратьякша, согласованная с шабдой).

Проиллюстрируем соотношение между существованием и несуществованием на примере другой пары понятий. Возь­мем свет (существование) и тень (несуществование). Свет создает свою противоположность - тень. Однако обратное утверждение уже ложно: тень не порождает свет. Ничто не по­рождает нечто - это утверждение «Ведантасутры» являетря эпиграфом нашей книги. Свет существует сам по себе и никак не зависит в своем бытии от тени, которую создает. Это значит, что свет не является противоположностью тени. Нельзя понять свет через отрицание тени (как ее отсутствие), это будет лож­ным представлением о нем. Свет, не создающий тень, на самом деле и есть тень: когда солнце скрыто облаками, его свет не создает теней от предметов, поскольку сам является тенью. Дру­гими словами, тень - это свет, идущий не прямо от источника света, а рассеянный. Люди придают тени ложный, абсолютный смысл, называя ее тьмой. Для них первична тьма, небытие, а свет лишь освещает какую-то ее часть. В действительности то, что мы называем тьмой - это тень, которая является тем же све­том, только приглушенным (то есть тень - это отсутствие света в относительном смысле), Тьма не первична. Ночная тьма - это тоже тень, возникающая на неосвещенной солнцем стороне зем­ли. Но эта тьма относительна: находясь в ней некоторое время, мы начинаем видеть. Почему? Потому что ночная тьма-это тот же солнечный свет.

Тьма, царящая в космосе, согласно Ведам, есть ни что иное, как тень, которую создает брахман (сияние духовного мира). Этот свет не проникает в материальную вселенную в виде прямых лучей, идущих от Вишну*, но он все равно присутствует в ней. Этот свет - есть сознание и жизнь. Следует понимать, однако, что в настоящее время наше сознание является приглушенным, рассеянным материей. Материально обусловленное сознание есть лишь тень истинного сознания, то есть невежество. Такое сознание не связано прямо с Вишну, поэтому оно не сияет и не создает тень. Последнее означает, что мы не можем отличить себя от материи. Санскритское слово тамас имеет два значения: невежество и тьма. С точки зрения логики это одно и то же: невежество и тьма - это неспособность различать.

 

*Вишну - это санскритский эквивалент слова «Всевышний».

 

Тезис третий

Предмет един

Объяснение

 

Единство означает отсутствие различий. Неразличи­мость - это то же самое, что и несуществование, тьма. Если я не могу выделить какую-то вещь, отличить ее от других, это значит, что у нее нет отдельного существования, то есть, ее попросту нет. Данный тезис является логической пред­посылкой монистической философии Шанкарачарьи, соглас­но которой изначальным принципом мироздания является единство, тождественность. С данной точки зрения мое «я» (душа) не отличается от тела, или, другими словами, души нет. Тело и есть я. «Все едино» означает, что все есть мате­рия, только в разных формах. Такой взгляд на вещи имеет материалистическая наука, согласно которой мое «я», то есть сознание, является продуктом высокоорганизованной мате­рии. Напомним, что философия буддизма также говорит о принципе шуньяты, несуществования души. Между учения­ми монизма, материализма и буддизма нет логической раз­ницы. Все они опираются на материальную логику пратьякши.

 

Тезис четвертый

Предмет различим

Объяснение

 

Существование какой-либо вещи означает, что у нее име­ется отдельное бытие, она отличается от других вещей. Та­ким образом, существование - это различимость. Третий и четвертый тезисы интересны тем, что в них понятия несуществования и существования проявляют себя как единст­во и различие соответственно. Если посмотреть, как соот­носятся между собой единство (тождество) и различие, мож­но увидеть знакомую картину: тождество зависит от различия в своем определении. Если я говорю, что предмет неотличен от другого предмета, то это уже подразумевает различие между ними, в противном случае есть только один предмет, и с чем тогда я буду его отождествлять? Отожде­ствляются всегда два предмета, что означает различие. Обратное же утверждение о том, что различие опирается на тождество, ложно. Различные предметы не могут быть тождественными. Если человек все же отождествляет раз­личные предметы и, например, заявляет: «Я - компьютер» или «Я-президент России» (конечно, если эти слова произ­носятся не компьютером и не президентом России), то тако­го человека без промедления отправляют на лечение... Ма­териальный мир в ведических писаниях сравнивается с большой лечебницей для душевнобольных, поскольку здесь каждый думает: «Я - тело», а есть даже такие больные, ко­торые думают: «Я - Бог или стану Богом, достигнув нирва­ны».

Если я понимаю свое отличие от тела, я буду правильно понимать свое единство с ним. Это единство заключается в том, что, имея материальное тело, я должен использовать его в благих целях, а также поддерживать в здоровом со­стоянии. Однако в абсолютном смысле я никак не связан с ним. Тело зависит от меня, но я не должен зависеть от тела. В плане межличностных отношений единство и гармония достигаются тогда, когда один человек понимает, в чем уни­кальность другого человека, его отличие. Единство, основан­ное на различиях, обогащает обоих. Ложное же понимание единства означает, что другой человек обязан смотреть на вещи так же, как я. Из-за этого мы пытаемся лишить дру­гого человека его индивидуальности или сами лишаемся ее, подстраиваясь под амбиции партнера. Придавая первичный, абсолютный смысл единству, мы производим искажение одного из основных понятии нашего разума и оказываемся в ло­вушке монизма. Именно из-за этого происходит отчуждение между близкими людьми, а также между душой и Богом. Важно понять, что абсолютное единство - это отрицание, отчуж­дение.

В текстах Упанишад много говорится о том, что изначаль­ный принцип мироздания, дух, един. Такое объяснение даётся в священных писаниях для того, чтобы соответствовать логике пратьякши. Поскольку опыт чувственного восприятия говорит о том, что материи присуще разнообразие, уму человека будет понятно, если сказать, что дух лишен различий. Однако истин­ный смысл такого определения духа заключается в том, чтобы указать на его принципиальное отличие от материи.

Материя является противоположностью духа, но дух нельзя определить как противоположность материи, точно так же, как свет нельзя определить как противоположность тени. Некото­рое разнообразие присуще материи только потому, что в духе присутствует истинное многообразие. Материя определяется как тень, то есть следствие духа, а следствие не может обладать свой­ством, которого нет в причине, в противном случае невозможно объяснить, откуда это свойство взялось в следствии, и понятие причины теряет смысл. Мы уже говорили в объяснении к пре­дыдущему тезису, что разнообразие в материи является формаль­ным, на уровне внешних форм. В сравнении с духом - это едино­образие, поскольку все материальные формы созданы из одних и тех же восьми элементов*.

 

*Согласно Ведам, материя состоит из пяти грубых компонентов (твер­дого, жидкого, огненного, газообразного и пространства), а также трех тон­ких - ума, разума и ложного эго. См. «Бхагавадгиту» (74).

 

Тезис пятый

Предмет множественен

Объяснение

 

Множественность - это то же самое, что единство и не­существование. Есть поговорка: «Во тьме все кошки серые».

Слова «все кошки» обозначают множественность. То, что все они «серые», означает неразличимость, единство. А сло­ва «во тьме» указывают на несуществование.

Под влиянием пратьякши человек боится быть непризнан­ным обществом. Он думает, что общество - это истина. Дру­гими словами, он абсолютизирует понятие множественно­сти. Однако власть пратьякши, невежества, непреложна только в царстве животных: животное абсолютно уверено в том, что стадо знает, куда идти. Человек же, благодаря сво­ему разуму, может усомниться в этом; именно поэтому он иногда проявляет интерес к духовному знанию (шабде), ко­торое всегда обращено к личности, а не к обществу.

История цивилизации знает немало примеров атомисти­ческих учений, утверждающих, что изначальным принципом мироздания являются атомы, множественность. Современ­ная материалистическая наука является одним из таких уче­ний.

Первый тезис является логической предпосылкой буддиз­ма, третий - монизма, а пятый - материализма. Вообще, не­чётный тезис относится к внешней, феноменальной реаль­ности (пратьякше), а четный - к внутренней, смысловой реальности (шабде).

 

Предмет единичен

Тезис шестой

Объяснение

 

Изначально предмет рассмотрения определяется только тем, что он существует, поэтому другой по отношению к нему предмет определяется другим - тем, что он не существует.

Таким образом, существующий предмет один, а другой пред­мет является не одним, множественным. Существование - это единичность, а несуществование - множественность.

Единичность - это также и различимость: то, что предмет один, означает, что он является единственным в своём роде, отличается от всех других. Соответственно, множествен­ность означает, что нет единичности, нет «я», а есть «мы», то есть единство. В русском языке слова «единичный, един­ственный» и «единство» имеют общий корень. Однако по смыслу единство - это множественность, прямая противо­положность единичности, различимости.

Множественность в своем определении опирается на еди­ничность, поскольку на самом деле ее элементы непохожи друг на друга, единичны. Когда множественности придаёт­ся ложный, абсолютный смысл, ее элементы рассматрива­ются как идентичные. Например, понятно, что выражение «все кошки серые» не означает, что они и впрямь одинако­вые. Это взгляд на вещи того, кто находится во тьме, в не­вежестве.

Итак, истинное множество состоит из единиц, но о едини­це нельзя сказать, что она из чего-то состоит. Множествен­ность - это отрицание единичности. Нельзя говорить об уни­кальных вещах, о произведении искусства, об истинном знании или о личности, что они порождены множеством ма­териальных элементов, из которых состоит их видимость. Случайно разбившись, фарфоровая ваза оставляет после себя множество осколков, но возможно ли обратное, чтобы части сами по себе, случайно, создали вазу? Нет, поскольку для этого нужна идея вазы, ее внутренняя форма (единич­ность). Внутренняя идеальная форма невоспринимаема и не­разрушима (не состоит из частей), и именно она вдохновила ваятеля воплотить ее в грубых материальных элементах, доступных для восприятия органов чувств.

Невозможно также обрести уникальное знание, коллек­ционируя множество теорий, являющихся осколками Исти­ны. Истинное знание можно обрести только целиком, как откровение Высшего сознания, услышанное из авторитет­ного источника. Сам по себе человек не способен сотворить знание, ибо творчество наступает тогда, когда Творец дела­ет человека подобным Себе. В «Бхагавадгите» Бог гово­рит: «Я - талант в человеке» (7.8). Ученые-материалисты утверждают, что материя порождает сознание, иначе гово­ря, множественность порождает единичность, примитив -уникальность. Это - главная парадигма современной науки, так называемый редукционизм. Отсюда - все эти ложные теории о происхождении жизни из «первичного химическо­го бульона», а также о возникновении уникальной системы мироздания в результате хаотического процесса (взрыва). Кто-то из мудрых людей сказал: «Услышав, что типограф­ский шрифт при падении на пол сложился в поэму Гомера, я пальцем не пошевелю, чтобы пойти проверить, так ли это на самом деле». Однако сейчас люди верят в эти сказки, верят ложным теориям.

Похоже, что материалистам удалось исказить, абсолюти­зировать понятие множественности в разуме людей. Люди больше не видят уникальность друг в друге и в вещах, кото­рые их окружают. Это неудивительно, ведь по мере того, как общество становится материалистичным, нарушается его связь с реальностью и усиливается единообразие: типо­вые постройки, типовое образование для каждого, штампо­ванные ценности и т.д. Для того, чтобы заставить мир не существовать, невежество применяет простой прием: сво­дит каждую вещь и человека к множественности. Понятие ценности (единичности, уникальности) подменяется ценой. Цена - это логическая противоположность ценности, прими­тивная множественность, число. Цена вещи определяется тем, какое количество людей хотят ее иметь, имиджем ее «бренда». Величие человека определяется невежеством так­же внешне, по рейтингу общественного мнения.

Когда мы говорим, что материалистичная наука придает абсолютный смысл множественности, мы имеем в виду, что ее атомы (элементарные частицы, скажем, электроны) не обладают свойством единичности, идентичны друг другу. Это, в свою очередь, означает, что каждый атом сам явля­ется множественным, то есть на самом деле он не является атомом (элементарной частицей). Раньше физики думали, что электрон элементарен. Потом появились кварки, затем еще более абстрактные «струны» и т.д. Так материалистич­ная наука заходит в тупик, тонет во множестве информа­ции. Что называется «чем больше узнаем, тем меньше по­нимаем». Атомы современной науки - это математические абстракции, существующие только в голове ученых, а не в физическом пространстве. В истинном атомизме элементар­ные составные части материи не похожи друг на друга (они единичны). Согласно «Бхагавадгите», материя состоит из восьми уникальных первоэлементов. В Ведах содержится авторитетное учение атомизма, которое и следовало бы раз­вивать науке.

Единичность - это то же самое, что и форма. Форма де­лает предмет единственным в своем роде, уникальным. Иметь форму - означает также существовать. Бесформен­ность, аморфность является отрицанием формы, вторичным понятием - множественностью, или несуществованием. Фор­ма не возникает из бесформенного (более того, как мы уви­дим далее, формы вообще не возникают, то есть существу­ют всегда).

Логическая предпосылка материалистичной науки, мно­жественность, основана на пратьякше: «Мы видим, что тела живых существ состоят из частиц материи, следовательно, жизнь - это порождение материи». Пару столетий назад су­ществовала интересная теория возникновения мышей. Считалось, что мыши образуются из грязного белья. Рассу­ждение было таким: «Мы видим, что в грязном белье заво­дятся мыши, следовательно, они рождаются из грязного бе­лья». Сейчас ученые смеются над подобными курьезами, но при этом продолжают придерживаться той же логики пратьякши.

В объяснении к первому тезису мы говорили о том, что в процессе познания, основанном на пратьякше, предмет по­знания исчезает, а вместо него появляется множество пред­ставлений о нем. Множественность - это несуществование. Чем больше теорий об устройстве мира создают материа­листы, тем менее реальным этот мир для них становится. Поэтому последовательный в своей логике материалист неизбежно становится буддистом.

Такие слова, как «целое», «форма», обозначают единич­ность вещи, ее внутреннюю суть. А когда мы говорим о структуре, анатомии какой-либо вещи, мы говорим о ее внешней, видимой стороне. Когда разум опирается на пратьякшу, он пытается понять целое как структуру, как взаимо­действие частей. То есть, с точки зрения логики пратьякши, части порождают целое (множественность порождает еди­ничность). При таком подходе, чтобы изучить человека, нуж­но взять скальпель и посмотреть, из каких частей он состо­ит и как они связаны между собой. Однако не следует забывать, что в этом случае мы изучаем не человека, а труп. С точки зрения разума, опирающегося на шабду, чтобы по­нять роль частей, нужно сначала понять целое. Поэтому ве­дическая медицина (Айурведа) лечит не больные органы тела, а самого человека. Другими словами, причина болез­ней находится не в органах (не в частях), а в сознании (в целом).

Предмет изменяется

Тезис седьмой

Объяснение

 

Как мы выяснили ранее, несуществование предмета под­разумевает его существование. То, что предмет не сущест­вует и существует одновременно, является определением изменения. Таким образом, несуществование - это единст­во противоположностей, изменение. Понятиями, соответст­вующими по смыслу изменчивости, являются единство и множественность.

Поскольку обратное утверждение, что существование едино с несуществованием, является ложным, к существо­ванию понятие изменения не относится. Поэтому в объяс­нении к предыдущему тезису мы утверждали, что сущест­вующее (форма) никогда не возникает. Уникальные вещи, такие, как душа, не изменяются, они вечны. Изменение яв­ляется вторичной, относительной категорией. При абсолют­ном или ложном понимании изменения душа тоже изменя­ется, то есть рождается и умирает. Это в свою очередь означает, что душа тождественна материи, то есть что она не существует (материализм и буддизм). Абсолютизация из­менчивости - это попытка свести все к единству противо­положностей, к несуществованию, изменчивой материи. Абсолютизация изменчивости* Гегелем привела к тому, что Маркс увидел в его диалектике доктрину материализма и сформулировал свое учение - диалектический материализм.

 

* Ведическое знание построено на несимметричной логике: Аедино с В, но Вне едино с А.Таким образом, обычная диалектика (принцип единст­ва, изменчивости) - это частный случай ведической логики.

 

Итак, к «веселой компании» монистов, буддистов и мате­риалистов присоединяются последователи диалектической школы, причем не только Запада, но и Востока (где боль­шое влияние оказывает китайская диалектическая доктри­на «инь-ян»). Подчеркнем еще раз: представления вышена­званных школ философской мысли, когда им придается адекватный, относительный смысл, являются истинными и входят в состав авторитетной метафизики (шабды). Даже атеизму (воинствующему материализму) есть место в шабде. Согласно учению материализма, нет ничего кроме материи. Бог же нематериален (трансцендентен), поэтому утверждение атеизма, что Он не существует верно, с относительной точки зрения материализма. Таким образом, для атеистов тоже есть свое место в служении Богу: защищать Его от материального, ложного понимания. Когда в государ­стве усиливаются позиции церкви, результат всегда один и тот же - распространение атеизма. Причина в том, что в Калиюгу религии не основываются на трансцендентном знании. То, что атеисты косвенно служат Богу, вовсе не оз­начает, что мы должны их слушать. Их аргументы предна­значены не для нас, а для тех, чьи представления о Боге ма­териальны (догматичны). С абсолютной точки зрения учение атеизма ложно.

Четыре главных доктрины пратьякши (буддизм, монизм, материализм и диалектика) входят в состав ведической ме­тафизики следующим образом:

1. Нирвана в Ведах - это избавление от ложного, мате­риального «я», а не от «я» вообще, как в буддизме.

2. Душа может быть счастлива только в единстве с Бо­гом, что указывает на наличие между ними духовной общ­ности и отношений, основанных на любви. Монисты же по­нимают единство в абсолютном смысле, что душа должна стать Богом (слиться с ним в единое) после освобождения.

3. Мир действительно состоит из атомов, однако не из тех атомов, о которых говорит материализм.

4. Материальный мир называется в Ведах словом джагат, что значит «постоянно изменяющийся» (сравните это определение Вед с выражением в диалектике Геракли­та: «Все течет - все изменяется»). Однако согласно Ведам, душа и Бог не подвергаются изменениям (они вечны).

Четыре рассмотренных нами аспекта ведического зна­ния - это грани одного целого, тетраэдра. Когда же эти гра­ни уникального знания, данного человечеству самим Все­вышним Господом, интерпретируются мыслителями, не принадлежащими к живой духовной традиции, идущей от Бога, в истории появляются отдельные учения, которые можно назвать осколками Истины.

Противоречие, присущее изменчивости, может представ­лять определенную трудность для понимания. Однако это противоречие лежит в основе нашего повседневного чувст­венного восприятия, пратьякши. Например, дотрагиваясь до письменного стола, я воспринимаю его существование. Как возникает это ощущение? Над столом моя рука ничего не чувствует, стола нет. Чуть ниже - он есть. Это значит, что я воспринимаю не существующее, а границу (или единство) между несуществующим и существующим, иначе говоря, несуществующее. Отсюда также следует, что ограничен­ность - это изменчивость. Все, что имеет границу (в данном случае письменный стол), не вечно.

 

Тезис восьмой

Предмет неизменен

Объяснение

 

В выражении «предмет изменяется» слово «предмет» относится к неизменности. Проиллюстрируем это на приме­ре. Мы смотрим на свою фотографию в детстве и говорим: «Я был маленьким, а теперь стал взрослым человеком. Я изменился». Но мы можем говорить об этом изменении тела именно благодаря тому, что наше «я» неизменно. Ведь мы же не говорим, что на фотографии изображена другая лич­ность, верно? Если бы фотография относилась к другому «я», нам бы не пришло в голову говорить об изменении, по­скольку мы не воспринимали бы изображение на фотогра­фии и свое нынешнее отражение в зеркале как один и тот же предмет (как «я»). Мы просто равнодушно взирали бы на изображение какого-то ребенка, но тут подходит наша мать и говорит: «Сынок, а ведь это ты в трехмесячном воз­расте!» Поскольку мать является естественным авторите­том в данном вопросе, мы принимаем ее слова как шабду.

Осознав тождественность того, что изображено на фото­графии, с собой, мы сразу подумаем об изменении: «Надо же, никогда бы не подумал, что когда-то я был таким. Ни малейшего сходства нет, даже цвет волос другой!». Благо­даря нашему неизменному «я» становится возможным отождествление и восприятие изменения. Однако само это «я» относится к другой категории - различия и неизменности. Я отличаюсь как от того тела, которое изображено на фото­графии, так и от того тела, которое имею сейчас. Я неизме­нен, вечен.

Логика, основанная на пратьякше, придает неизменности вторичный, относительный смысл. Это значит, что неизмен­ность определяется в ней через изменение, как относитель­но медленное, незаметное для глаза, изменение.

В объяснении к предыдущему тезису мы говорили о том, что изменчивость - это ограниченность. Интересно, что люди считают границу вещей их формой. Наука логики, которую мы излагаем здесь, не поддерживает данное представление. Понятие формы определяется как единичность предмета, его уникальность. Например, я, будучи индивидуумом, уни­кален. Я меняю множество тел, но во всех этих телах нечто одно остаётся неизменным - это я, внутренняя форма. Та­ким образом, истинная форма неизменна. Это также озна­чает, что она безгранична. Все материальные предметы имеют границу, поэтому они изменчивы, бесформенны. Но поскольку мы исходим из пратьякши, мы смотрим на вещи не с позиции вечности, а в коротком интервале времени на­блюдения. Поскольку за короткое время мы не замечаем изменений, мы считаем, что вещи неизменны, что они обла­дают формой.

Истинная форма является внутренней сущностью пред­мета, она не является видимостью, то есть внешней оболоч­кой, ограничивающей предмет. Например, если дикарь уви­дит стол, он не воспримет его форму. Для него стол будет просто одним из элементов интерьера комнаты, ее единооб­разия, или множественности. Если же показать ему, что стол используется для того, чтобы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.