Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Мировое хозяйство





МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальности: 080105 – Финансы и кредит

080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

Санкт-Петербург
2008

Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания

 

Составители:

 

канд. экон. наук, доц. В. Б. Банслова
канд. экон. наук, доц. М. Л. Лукашевич
канд. экон. наук, доц. А. И. Соколов
доц. Л. В. Андреева
ассистент А. М. Абушко

 

Рецензент
канд. экон. наук, проф. Б. М. Генкин

 

Подготовлено на кафедре
мировой экономики и международного менеджмента

 

Одобрено научно-методическим советом факультета предпринимательства и финансов

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями

 

 

© СПбГИЭУ, 2008

Содержание

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

2.1. Изучение дисциплины.. 7

2.2. Содержание тем дисциплины.. 8

Тема 1. Мировая экономика – введение в дисциплину. 8

Тема 2. Мировое хозяйство. 12

Тема 3. Международная торговля. 22



Тема 4. Международное движение факторов производства. 39

Тема 5. Международные валютно-расчетные (кредитные) отношения 49

2.3. Подбор литературы и работа с ней. 62

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 64

3.1. Примеры выполнения контрольных заданий. 67

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 70

Тема 1. Мировая экономика – введение в дисциплину. 70

Тема 2. Мировое хозяйство. 70

Тема 3. Международная торговля. 72

Тема 4. Международное движение факторов производства. 79

Тема 5. Международные валютно-расчетные (кредитные) отношения 84

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 88

Список литературы.. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное): Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины) 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное): Образец оформления титульного листа контрольной работы.. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное): Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине. 98

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (справочное): Международные экономические интеграционные объединения. 103

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (справочное): Место России в системе современных международных экономических отношений. 120



ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (справочное): Экспорт и импорт в мировой торговле 144

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (справочное): Экспорт и импорт России. 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (справочное): Иностранные инвестиции. 172

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (справочное): Структура платежного баланса (по методологии МВФ) 183

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Методические указания предназначены для изучения теоретического материала и выполнения контрольных заданий по дисциплине «Мировая экономика».

Цель дисциплины «Мировая экономика» - познакомить слушателей с основными концепциями, реальной структурой и законами мировой экономики с последующим применением их в практической деятельности; раскрыть наиболее общие закономерности развития мирового хозяйства и национальных экономик, международного разделения труда (МРТ) и международной торговли; познакомить со спецификой внешней среды международного бизнеса.

Объектом изучения дисциплины «Мировая экономика» является современное мировое хозяйство, международные экономические отношения (МЭО, мирохозяйственных связей), международные экономические организации и интеграционные процессы как закономерный результат развития национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

Предметом изучения дисциплины «Мировая экономика» является тенденции, направления, динамика развития мирового хозяйства, инструменты современных международных экономических отношений, а также практических вопросов внешнеэкономической деятельности.

Дисциплина «Мировая экономика» – необходимая составляющая в подготовке современного экономиста. Изучение дисциплины ориентировано на формирование знаний и навыков, необходимых экономистам, работающим во всех подразделениях и службах предприятий, фирм и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, позволяющих оценить соответствие внешнеэкономической стратегии хозяйствующих субъектов современному уровню глобализации мирового хозяйства и выбрать адекватные управленческие решения.



Учебная дисциплина «Мировая экономика» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и логически связана с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Статистика», «Менеджмент».

Изучивший дисциплину студент должен:

1. знать основные тенденции развития мирового хозяйства, иметь представление об его ресурсном потенциале и отраслевой структуре;

2. иметь представление о формах проявления экономических законов в мировом хозяйстве, в сфере международного разделения труда и мировых рынках (товаров, услуг, капитала);

3. иметь представление о методах и инструментах государственного регулирования внешней торговли, о формах и методах международного передвижения факторов производства, о мировой валютной системе и о формах и методах международных валютно-кредитных отношений;

4. иметь представление о иностранных инвестициях и деятельности транснациональных корпораций (ТНК);

5. иметь представление о теориях международной торговли;

6. иметь представление о роли и месте Российской Федерации в мировом хозяйстве, а также проблемах и перспективах углубления интеграции России в международную экономическую и торговую систему.

В методических указаниях кратко изложен теоретический материал по изучаемой дисциплине, контрольные задания, вопросы для самопроверки.

Форма контроля по дисциплине «Мировая экономика» – экзамен.

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Изучение дисциплины

 

Первым шагом к изучению дисциплины «Мировая экономика» является освоение понятия мировой экономики, ее предмета, задач и содержания, а также связи с другими экономическими дисциплинами.

Вторым этапом является освоение базовых понятий мировой экономики: международного разделения труда (МРТ), международных экономических отношений (МЭО), мирового хозяйства, международной торговли, международного движения факторов производства и международных валютно-кредитных отношений.

В процессе изучения дисциплины «Мировая экономика» студентам особое внимание необходимо обратить на усвоение следующих вопросов:

1. различия между национальной, международной и мировой экономиками;

2. структура и основные тенденции развития мирового хозяйства;

3. концептуальные отличия интеграции, интернационализации и глобализации;

4. наиболее крупные интеграционные группировки и международные экономические организации;

5. развитие теоретических основ международной торговли (от меркантилизма до международной конкурентоспособности наций);

6. методы регулирования международной торговли и органы регулирования международной торговли (ВТО);

7. сущность и формы вывоза капитала (иностранные инвестиции) и миграции;

8. валюта, ее котировка и курсы, а также понятие валютных рынков;

9. внешнеторговый баланс и его структура;

10. место России в мировой экономике и тенденции ее более глубокого включения в мирохозяйственные связи.

 

2.2. Содержание тем дисциплины

 

Изучение дисциплины «Мировая экономика» состоит из следующих тем:

1. Мировая экономика – введение в дисциплину;

2. Мировое хозяйство;

3. Международная торговля;

4. Международное движение факторов производства;

5. Международные валютно-расчетные (кредитные) отношения.

Содержание тем изучаемой дисциплины представлено в приложении 1.

 

Тема 1. Мировая экономика – введение в дисциплину

 

Предмет изучения дисциплины «Мировая экономика» - это отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Задачи изучения дисциплины «Мировая экономика»:

1. создание теоретической и методологической базы для правильного понимания закономерностей, процессов, проходящих как в мировом хозяйстве в целом, так и в его отдельных частях (странах и регионах);

2. выявление тенденций мирового экономического развития в целом, регионов и отдельных стран;

3. обобщение и использование имеющегося опыта для решения национальных и международных экономических проблем.

Место дисциплины «Мировая экономика» в системе экономических наук определяется тем, что изучение хозяйства происходит на 3-х уровнях и, исходя из этого, в экономической науке выделяют три направления изучения и взаимосвязи экономических дисциплин:

1. микроэкономика, в рамках которой исследуется поведение отдельных производителей и потребителей: анализ производственных и потребительских доходов и издержек, механизмы функционирования фирм, ценообразование, мотивация труда;

2. макроэкономика, которая занимается исследованием хозяйствования на уровне национальной экономики, объектом ее изучения выступает национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица и другие общие проблемы;

3. мировая экономика, которая исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования: проблемы мировой торговли, валютной и кредитной систем, миграции капиталов, рабочей силы, международную экономическую интеграцию, экономические аспекты решения глобальных проблем.

Мировая экономика в широком смысле – это совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, разнообразных экономических связей.

Мировая экономика в узком смысле слова – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Состав мировой экономики:

1. теории международной торговли, которые рассматривают закономерности реализации хозяйственных связей между двумя конкретными субъектами мировой экономики, т. е. микроэкономический анализ мировой экономики;

2. финансовые теории мировой экономики, которые изучают взаимодействие стран в области обмена товарами, услугами и факторами производства, а также регулирование международной торговли, т. е. макроэкономический анализ мировой экономики.

Структура мировой экономики:

1. механизм мировой экономики – система экономических инструментов, организационных мер и институтов, обеспечивающих осуществление мирохозяйственных связей;

2. субъекты мировой экономики – это национальные государства, международные организации, юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;

3. объекты изучения мировой экономики:

- общие закономерности развития мирового хозяйства;

- процессы глобализации;

- национальные экономики с точки зрения их участия в международном разделении труда;

- транснациональные корпорации;

- валютно-финансовые и бюджетные средства государств, выделяемые для международной деятельности;

- мировая валютно-финансовая система и международные финансовые институты;

- международные экономические организации;

- международное хозяйственное законодательство;

- мировой рынок;

- региональная экономическая интеграция.

Базовые основы мировой экономики:

1. международное разделение труда (МРТ) - это специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами;

2. международные экономические отношения (МЭО) – система мирохозяйственных связей между экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйственной деятельности; сфера деятельности, основанная на МРТ.

Формы МРТ:

1. международная специализация производства (МСП) - это такая форма разделения труда между странами, при которой рост концентрации однородного производства и обобществления труда в мире происходит на основе процесса дифференциации национальных производств, выделения в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда;

2. международная кооперация производства (МКП) - процесс установления и развития производственных связей между фирмами разных стран на базе разделения труда и специализации производства.

 

 

 


Рис. 1. Формы международной специализации

 

 
 

 

 


Рис. 2. Формы международной кооперации

 

Предмет МЭО - это собственно МЭО, т.е. международные экономические связи между хозяйствующими субъектами различных стран, и также механизм реализации этих связей. Таким образом, систему международных экономических отношений образуют мирохозяйственный связи между странами.

Механизм МЭО – это система экономических инструментов, организационных мер, правовых норм, обеспечивающих осуществление международных экономических отношений.

Объекты МЭО - товары и услуги, ресурсы, вовлекаемые в международный обмен.

Субъекты МЭО - частные фирмы, отдельные предприниматели, корпорации, учреждения, международные организации.

Формы МЭО:

1. международная торговля;

2. международная специализация и кооперация;

3. международное движение капитала и рабочей силы;

4. обмен результатами научно-технической деятельности;

5. мирохозяйственные и международные экономические связи;

6. деятельность международных экономических организаций.

 

Тема 2. Мировое хозяйство

 

Мировое хозяйство – это сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Сущность мирового хозяйства выражается в его целостности и устойчивости для достижения главной цели мирового хозяйства: удовлетворении спроса и человеческих потребностей.

Этапы формирования мирового хозяйства:

1. 16 в. - появление мирового хозяйства, когда в результате великих географических открытий международная торговля охватила все регионы земного шара;

2. вторая половина 19 в. - становление и расширение мирового хозяйства благодаря развитию транспорта; активно происходит перелив капитала и финансовых средств из одних стран в другие, создается первая валютная система; появились первые ТНК, которые усилили взаимодействие стран на основе процессов интернационализации и углубления МРТ;

3. конец 19 – начало 20 вв. – главный этап в формировании мирового хозяйства, совокупное развитие крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка; отношения между государствами приобрели систематизированный характер;

4. 10-30-е гг. - кризисные явления; 1917 г. из мирохозяйственных связей оказалась исключенной Россия; перевод национальных экономик на военные рельсы; уничтожение огромных производственных и людских ресурсов; мировой экономический кризис («великая депрессия»; снижение роли экспорта товаров и капитала в мировом хозяйстве;

5. 50-60-е гг. - существенное изменение структуры мирового хозяйства (образование мирового социалистического хозяйства); сужение сферы глобального хозяйства (противостояние двух социальных систем; распад колониальных империй); интенсивный рост вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике; сближение уровней развития США и других промышленно развитых стран; появление трех центров соперничества: США - Японии - Западной Европы;

6. 70-80-е гг. - возросшая степень освоения географического пространства; отход от политики холодной войны;; расширение и углубление внешнеэкономических связей;

7. 90-е гг. - формирование международных (планетарных) производительных сил; усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости; возрастание целостности мира (формирование близких западным государствам экономических и политических структур в восточноевропейских странах и России); активизация сотрудничества между странами, усиление единства их экономических и политических структур;

8. наше время - глубокая эволюция производительных сил и их интернационализация; целостная глобальная система, включающая 218 стран.

Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917 г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Также мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.

Субъекты мирового хозяйства:

1. государства;

2. ТНК;

3. международные и региональные экономические организации.

Объекты мирового хозяйства:

1. производительные силы;

2. экономика стран, входящих в мировое хозяйство.

Основные тенденции появления современного мирового хозяйства:

1. создание мирового рынка;

2. появление МРТ;

3. организация международной инфраструктуры.

Современный этап развития мирового хозяйства является этапом интернационализации, под которой понимается процесс развития устойчивых экономических связей между странами, выход процесса воспроизводства за рамки национальных границ.

Формы интернационализации:

1. международная экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия, приводящий к сближению хозяйственных механизмов и принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами;

2. транснационализация – это процесс взаимопереплетения экономик разных стран вследствие того, что корпорации строят и приобретают предприятия в других странах, учреждают в них свои филиалы, работающие на ТНК в рамках специализации и кооперации.

Этапы интернационализации:

1. развитие производительных сил;

2. МРТ;

3. международное экономическое сотрудничество (интернационализация производства и капитала);

4. международная экономическая интеграция;

5. глобализация мирового хозяйства - это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

В последние десятилетия из-за усиливающихся отрицательных моментов влияния мирового хозяйства на человечество, общество и природу большинство стран объединились для решения так называемых глобальных экономических проблем.

Глобальные экономические проблемы – это проблемы, проистекающие из взаимодействия человека и общества с природой.

Глобальные проблемы мирового хозяйства:

1. проблема бедности и отсталости, которая характерна для развивающихся стран;

2. проблема мира и демилитаризации (ядерная угроза, терроризм);

3. продовольственная проблема;

4. проблема природных ресурсов;

5. экологические проблемы;

6. демографическая проблема;

7. проблема устойчивого развития;

8. проблема развития человеческого потенциала;

9. проблема Мирового океана;

10. проблема освоения космоса.

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах.

Виды ресурсов мирового хозяйства:

1. природные ресурсы (энергетические, земельные, водные, лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные);

2. население и трудовые ресурсы - это количество, квалификация и стоимость рабочей силы;

3. капитальные ресурсы - это количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности;

4. предпринимательские ресурсы - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности;

5. научные (научно-технические, информационные знания) определяют возможности той или иной страны осуществлять НИОКР.

Все рассмотренные выше ресурсы образуют для каждой отрасли, страны, региона и т.п. потенциал: либо природно-ресурсный, либо экономический. Размер этих потенциалов показывает конкурентоспособность страны, возможность устоять и победить предприятиям, отраслям, странам, регионам и т.п. во взаимоусиливающихся неблагоприятных условиях.

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности

Экономический потенциал - совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.

Как было указано выше, мировое хозяйство – это совокупность национальных экономик, т.е. стран. При этом наблюдается неравномерность экономического развития стран в мировом хозяйстве, так как страны отличаются друг от друга не только размерами территории, обладанием теми или иными природными ресурсами, количеством населения, проживающего на территории конкретной страны, но и социально-экономическому развитию, уровню экономического потенциала, размеру дохода на душу населения и т.д. На основе этого различные экономисты предлагают множество классификаций стран.

Классификация стран по уровню мирового развития:

1. по социально-экономическому развитию:

a. промышленно развитые страны с рыночной экономикой (25 государств). В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Главная особенность развитых стран – относительно равномерное распределение доходов, а также относительно равномерное хозяйственное освоение территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев. Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП). Значительны расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВНП).

В промышленно развитых странах происходит падение роли добывающих отраслей и одновременно наращивание производства в наукоемких отраслях.

Классификация промышленно-развитых стран по роли в мировой политике и экономике:

- семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется высоким уровнем производительности труда, успехами в развитии науки и техники;

- 14 стран, которые являются небольшими по размеру государствами, характеризующимися высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они выступают связующим звеном в экономических и политических взаимоотношениях стран большой семерки;

- страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль);

b. развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира) – это страны с колониальным прошлым, быстрым ростом численности населения, нищетой и неграмотностью. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка.

Классификация развивающихся стран по уровню развития и структуре производительных сил:

- наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.) и Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг);

- нефтеэкспортирующие страны (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение;

- страны со средним уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.;

- страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития (Индия, Пакистан и Индонезия). В эти государства идет большой приток внешних ресурсов в виде иностранных инвестиций. Особенностью данных стран является низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения – около 300 долл.);

- наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии – 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

c. страны с переходной экономикой. После окончания Второй мировой войны страны Восточной Европы и России вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда;

2. по уровню экономического потенциала:

a. развитые капиталистические страны (страны золотого миллиарда), которые объединяют 23 страны;

b. развивающиеся страны;

c. новые индустриальные страны (НИС) Это страны с высокой динамикой внутреннего развития и внешнеэкономической экспансии (расширение, распространение (границ влияния и прочее), стремлением к захвату новых территорий, колоний, рынков в других странах). Особенностью этих стран являются высокие темпы экономического роста, низкий уровень безработицы.

Настоящее время характеризуется все более тесными отношениями между странами в рамках мирового хозяйства.

Международное сотрудничество в современной мировой экономике охватывает комплексные формы внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйственных субъектов и транснациональных корпораций, выходящие за рамки традиционной внешней торговли. Международное сотрудничество основано на МРТ, в результате развития которого страны встали на путь взаимного сотрудничества, одной из основных форм которого является создание региональных экономических интеграционных организаций.

Международная экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия, приводящий к сближению хозяйственных механизмов и принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

Формы интеграционных группировок:

1. преференциальные соглашения (0 уровень) – между странами, подписавшими такое соглашение, торговля осуществляется по льготному режиму;

2. зоны свободной торговли (1 уровень) – объединение стран, предполагающее отмену внутренних таможенных тарифных и нетарифных барьеров между странами-членами группировки, при сохранении внешних барьеров (ЕАСТ, НАФТА);

3. таможенные союзы (2 уровень) – отмена тарифных барьеров внутри стран-членов интеграционной группировки и согласованный единый внешний тариф для третьих стран (КАРИКОМ, МЕРКОСУР);

4. общий рынок (3 уровень) – таможенный союз, но дополненный свободой перемещения факторов производства (ЕЭС до 80-х гг.);

5. экономический союз (4 уровень) – введение унифицированной кредитно-денежной системы, общей социальной и налоговой политики, и определенного уровня политической интеграции (ЕС);

6. политический союз (5 уровень) – член такого объединения передает часть своих функций наднациональным органам управления.

Таким образом, на основе предложенных выше форм интеграционных объединений создаются международные экономические организации.

Международная экономическая организация - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники (приложение 4).

Международные экономические организации создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

Мы кратко рассмотрели понятие и состав мирового хозяйства. А какое же место Россия занимает в нем?

Место России в системе современных международных экономических отношений противоречиво (приложение 5).

Так, с одной стороны, в результате распада существовавшей некогда мировой социалистической системы хозяйства Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами. По многочисленным оценкам специалистов, распад СССР означал для РФ ощутимые геополитические потери и заметные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообществом.

Как известно, на протяжении четырех послевоенных десятилетий СССР рассматривался как развитая в экономическом и научно-техническом плане держава, обладающая разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическому потенциалу и абсолютным размерам ВВП СССР находился на второй позиции в мировом «табеле о рангах» после США.

Тем не менее, по ряду показателей – объем ВВП на душу населения, производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, качество жизни, степень включенности в мирохозяйственные связи, структура экспорта – СССР заметно отставал от уровня группы промышленно развитых государств.

Важнейшими индикаторами, по величине которых традиционно судят о положении той или иной страны в мировой экономике, выступают площадь ее территории, численность населения, производимый ВВП, объем экспортируемых товаров, а также значения последних двух показателей на душу населения. Данные свидетельствуют о радикальном снижении места и роли России в мировых территории, населении, экономике в течение 20 в. Если доля России в сухопутной территории планеты уменьшилась на 23%, то в мировом населении - на 74% (почти в 4 раза), а в мировом ВВП - на 83% (почти в 6 раз). Если же устранить влияние фактора сокращения территории в результате распада Российской Империи, а затем и СССР, и сопоставлять показатели, относящиеся к РФ в границах 1998 г., то доля России в мировом населении уменьшилась более чем вдвое, а в мировом ВВП - более чем втрое.

Согласно оценке экспертов ряда авторитетных международных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточно продвинутый первичный сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичный сектор. Тем не менее, определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на рос­сийской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов и т.д.).

Кроме того, удалось сохранить в стране мощный научно-технический потен­циал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большей части населения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.