Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Важнейшие средства гармонической каденции





Общее понятие о закономерностях гомофонной формы. Членение музыкального произведения. Период – наименьшая форма изложения относительно законченной музыкальной мысли. Замкнутый, однотональный, квадратный период. Гармоническая каденция, ее роль и положение в периоде. Классификация каденций:

по положению в форме (срединные и заключительные);

по гармоническому содержанию (полные, автентические, плагальные);

по виду последнего аккорда (совершенные и несовершенные).

Важнейшие каденционные средства. Кадансовый квартсекстаккорд; его бифункциональное значение, аккордовое окружение, метрическое положение.

Методика гармонизации заданной мелодии или баса.

 

Тема 6. Обращение трезвучий главных ступеней

Техника обращений аккордов. Секстаккорд, его образование. Удвоение и расположение секстаккорда (введение смешанного расположения и дополнительные возможности смены расположения в гармонической последовательности). Область применения секстаккорда. Вопросы голосоведения. Гармонизация скачков в мелодии:

а) с сильной доли на слабую – предпочтительно путем перемещения аккорда одной функции;



б) со слабой доли на сильную – с обязательной сменой гармонии. Варианты:

скачки терцовых тонов (гармонизуются двумя трезвучиями с обязательной сменой расположения);

восходящие скачки основных или квинтовых тонов (второй звук гармонизуется секстаккордом);

восходящий скачок к терции аккорда (гармонизуется секстаккордом и трезвучием).

Скрытые октавы и квинты.

Квартсекстаккорды главных трезвучий, их относительная несамостоятельность. Изложение квартсекстаккорда, удвоение в нем.

Роль квартсекстаккорда в гармонической последовательности:

а) на сильную долю – кадансовый (и возможность других видов задержания);

б) на слабую долю – вспомогательный, проходящий;

в) на слабую долю – возникающий благодаря движению баса по звукам данного аккорда.

Тема 7. Доминантсептаккорд и его обращения

Доминантсептаккорд (Д7) – главный диссонирующий аккорд классической тональности. Строение, названия звуков, функциональное значение доминантсептаккорда.

Значение септимы аккорда, ее подготовка и разрешение. Полный и неполный доминантсептаккорд. Способы разрешения доминантсептаккорда в тонику. Основная область применения доминантсептаккорда в основном виде – заключительная каденция.



Обращения доминантсептаккорда: их образование, способы разрешения: плавное и со скачками.

Проходящий доминантовый терцквартаккорд.

 

Тема 8. Аккорды субдоминантовой группы

Секстаккорд и трезвучие второй ступени

Побочные и заменные тоны в аккордах. Особенности применения аккордов второй ступени в доклассическую эпоху. Удвоение в секстаккорде второй ступени (II6). Включение в гармоническую последовательность. Особенности голосоведения. Характер применения трезвучия второй ступени.

Секстаккорд (трезвучие) второй низкой ступени («неаполитанская гармония»): происхождение, применение, особенности голосоведения.

Трезвучие шестой ступени

Основные обороты, связанные с применением трезвучия шестой ступени: прерванный оборот; постепенное углубление субдоминантовой функции.

Правила голосоведения: особенности удвоения; соединение аккордов терцового соотношения.

Септаккорд второй ступени и его обращения

Септаккорд второй ступени (II7) – самый яркий выразитель субдоминантовой функции. Место аккорда в гармонической последовательности, возможные варианты его окружения. Подготовка и разрешение септимы аккорда. Септаккорд второй ступени и его обращения в каденции; во вспомогательных оборотах (в окружении аккордов тоники).

Три варианта разрешения септаккорда второй ступени и его обращений: в тонику, в доминанту (трезвучие или секстаккорд); переход в обращения доминантсептаккорда (правило «креста»). Проходящие обороты между соседними обращениями септаккорда второй ступени; обороты с углублением субдоминантовой функции (от IV ко II ступени).



 

Тема 9. Аккорды доминантовой группы

Вводные септаккорды и их обращения

Септаккорды седьмой ступени (вводные); их строение – малый с уменьшенной квинтой и уменьшенный. Вводнотоновое тяготение септаккорда седьмой ступени, его функциональное значение. Особенности разрешения аккорда в тонику.

Обращения вводного септаккорда, их разрешения. Переход вводного септаккорда и его обращений в обращения доминантсептаккорда (правило «круга»). Проходящие обороты между соседними обращениями вводных септаккордов; обороты со сменой функции аккордов (II и VII ступени). Применение терцквартаккорда седьмой ступени в значении субдоминанты.

Выразительные свойства уменьшенного септаккорда, сфера его применения.

Понятие об энгармонизме уменьшенного септаккорда.

Доминантовый нонаккорд

Строение и особенности разрешения доминантового нонаккорда (Д9) – полного (пятизвучного) и неполного. Ограниченное применение в классической и ранней романтической музыке – только в основном виде в заключительной каденции.

Трезвучие третьей ступени

Последовательность аккордов в гармонизации нисходящего верхнего тетрахорда. Соединение трезвучия третьей ступени с окружающими его аккордами.

Секстаккорд седьмой ступени

Последовательность аккордов в гармонизации восходящего верхнего тетрахорда. Основные правила голосоведения.

 

Тема 10. Фригийский оборот

Использование натурального минора в нисходящем поступенном движении мелодии (баса) от I к V ступени. Варианты гармонизации фригийского оборота: в мелодии; в басу.

 

Тема 11. Диатоническая секвенция

Понятие секвенции. Секвенция мелодическая и гармоническая, их совпадение и несовпадение. Виды гармонической секвенции – диатоническая, хроматическая, модулирующая (транспонирующая).

Параметры секвенции: направление, шаг, число звеньев. Мотив секвенции, его аккордовое содержание. Связь между звеньями секвенции, случаи нарушения «строгого» голосоведения.

Секвенция – одно из главных средств развития в музыке XVIII–XIX вв.

 

Раздел второй

Хроматическая система в классической музыке

Тема 1. Внутритональная хроматика

Альтерация и хроматизм как выражение центробежных и центростремительных тенденций. Возможности обострения внутриладовых тяготений в мажоре и в миноре. Группа аккордов двойной доминанты (ДД), образованная в результате повышения IV ступени лада. Виды двойной доминанты, аналогичные аккордам доминанты V и VII ступеней. Основное применение аккордов двойной доминанты – в каденции. Разрешение аккордов двойной доминанты:

в консонирующие аккорды доминанты;

в кадансовый квартсекстаккорд;

в тонику;

в диссонирующие аккорды доминанты;

в обращения септаккорда второй ступени (дезальтерация).

Введение аккордов двойной доминанты в гармоническую последовательность. Понятие о перечении.

Двойная доминанта внутри построения. Альтерация аккордов двойной доминанты. Группа аккордов с увеличенной секстой; возможность энгармонической модуляции.

Сведения об альтерации аккордов доминантовой и субдоминантовой групп (тема изучается в плане анализа).

Тема 2. Отклонения

Тональное развитие в классической музыке. Типы тональных соотношений: отклонение, модуляция, сопоставление. Система родства тональностей.

Отклонение – временный переход в новую тональность без закрепления в ней (без каденции). Признаки отклонения в музыкальном тексте. Техника отклонения, его ступени: показ тональности, общий аккорд, модулирующий аккорд, тоника новой тональности. Возможные варианты развития после отклонения: закрепление достигнутой тональности, возвращение в исходную тональность, новое отклонение, модуляция в третью тональность. Понятие побочной доминанты, вопросы голосоведения. Диссонирующая субдоминанта новой тональности в отклонении.

Хроматическая секвенция.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.