Сделай Сам Свою Работу на 5

Полученные результаты и их интерпретация.





XVIII Российская научная конференция школьников

«Программа открытия»

Секция психология

 

Исследовательская работа

 

Взаимосвязь толерантности и агрессивности

 

Выполнила работу

Молчанова Алена Евгеньевна.

МОУ СОШ №60, 10 «А» класс

Научный руководитель: к.пс.н. Серафимович И.В.

Баранова Ю.Г., педагог-психолог

МОУ СОШ № 58 г. Ярославля.

 

 

Ярославль,


Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Теоретическая часть………………………….…………………………...4

Практическая часть…………………………...…………………………..7

Выводы…………………………………..……………………………….10

Заключение…………………………...………………………………….11

Список литературы………………………………..…………………….11

Приложения…………………………………...………………………....12

 


Введение

 

Актуальность. Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тема работы очень актуальна. Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат анти гуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Среди подростков и детей усиливаются агрессивные тенденции: жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения, других религий.



Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения.

Цель: Выявить особенности взаимосвязи уровня коммуникативной толерантности и видов агрессии

Подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе); наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям; агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ; дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников.



Для современной России проблему толерантности делает актуальной многонациональный состав и поликонфессиональность, а также количество локальных конфликтов, происходящих по причине нетерпимости. Возможно, во многом из-за этого государство в настоящее время затрачивает большие усилия на формирование высокой толерантности в обществе.

Новизна нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие «толерантность» с точки зрения разноплановости, опираясь на ее взаимосвязь с видами агрессивного поведения, а также определить специфику проявлений толерантности для школ с межнациональным контингентом и в школе традиционно однонациональной (русской).

Практическая значимость нашего исследования состоит в создании условий для межличностного взаимодействия в современной школе в которой появляется необходимость, так или иначе, проявлять терпимое отношение к окружающим людям. Стандарты социального взаимодействия настоятельно требуют проявлять толерантность к окружающим людям, демонстрировать лояльность по отношению к представителям различных групп народонаселения.


Теоретическая часть.

Толерантность

Отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.



Виды толерантности:

Естественная (натуральная) толерантность: она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Моральная толерантность: этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квазитерпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность: как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.
Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И):

1. Знание себя.
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.

Агрессия

Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Выделяются следующие виды Агрессии:

1. физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;

2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. прямая Агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

4. косвенная Агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения цели;

6. враждебная агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7. аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8. альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве:

1. средства достижения значимой цели;

2. способа психологической разрядки;

3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Теоретические выводы:

1. Толерантность – это уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многообразия человеческих культур, норм, ценностей, религиозных верований, и как отказ от сведения всего этого многообразия к единственному образу или к доминированию одной из точек зрения.

2. Одним из признаков низкой толерантности является агрессия, которая рассматривается как целенаправленное поведение, которое противоречит принятым в обществе нормам и правилам, проявляется в определенных условиях и наносит вред объекту агрессии – в случае, если агрессия прямая. Если же агрессия является косвенной, она не доходит до объекта, агрессивное поведение субъекта направлено на случайный сторонний раздражитель.


 

Практическая часть

 

Цель: провести сравнительный анализ уровня коммуникативной толерантности и различных видов агрессии у старшеклассников в школе с межнациональным контингентом и традиционной.

 

В исследовании мы ставили следующие задачи:

1. Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования толерантности, особенностей агрессивности;

2. Провести исследование уровня коммуникативной толерантности, особенностей агрессивности;

3. Провести сравнительный анализ полученных данных между подростками и из разных школ и классов;

4. Обобщить материалы теоретического анализа и эмпирического исследования, написать выводы.

Объектом исследования - уровень коммуникативнойтолерантности и видов агрессивности у школьников

Предмет исследования –взаимосвязи уровня коммуникативнойтолерантности и уровня выраженности агрессии.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что существуют взаимосвязь между видом и выраженностью агрессии и уровнем коммуникативной толерантности.

Выборка:в исследовании приняли участие 60 человек - ученики 9 и 10 класса двух школ межнациональной № 60 и традиционной однонациональной (русской) № 58 г. Ярославля (9,10 класса).

№ 60 – 19 мальчиков и 11 девочек.
№ 58 – 15 мальчиков и 15 девочек.

Методы исследования:

1.Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко

2. Тест диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого)


 

Полученные результаты и их интерпретация.

 

1. Анализ результатов по методике агрессии

Таблица 1. Средние значения по агрессии

  Физическая агрессия Вербальная агрессия Косвенная агрессия Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувство вины
Шк 60 (9 и 10 вместе) 5,83 8,10 4,23 2,83 5,73 4,73 3,77 5,03
Шк 58 (9 и 10 вместе) 5,60 8,60 5,60 2,90 6,43 5,80 5,00 6,70

Достоверные различия по уровням агрессии между школами не обнаружены

Т – критерию = Результат: tЭмп = 0,8

Критические значения

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.1 2.88

 

Вывод: Таким образом, обучающиеся в межнациональной школе оказались

  Индекс агрессивности (ИА) Индекс враждебности (ИВ)
Шк 60 (9 и 10 вместе) 61,33 50,52
Шк 58 (9 и 10 вместе) 67,93 64,40
Отличия значимость 1,7   2.8 0,01

Индекс агрессивности (ИА)Результат: tЭмп = 1.7 незначимо

Индекс враждебности (ИА) Результат: tЭмп= 2.8 значимо
Критические значения

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.66

Вывод: Таким образом, обучающиеся в межнациональной школе оказались менее враждебными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.