Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Развитие мировой юстиции в Российской Федерации.





 

В СССР не было мировой юстиции. В Российской империи были совершенное другие мировые судьи (другой институт).

 

Александром II в 1864 году был учреждён институт мирового судьи. Историки отмечают, что это абсолютный феномен – демократичный институт в условия абсолютной монархии.

Причины возникновения, создания данного института (эти причины во многом созвучны тем причинам, которые у нас были в 90-е годы ХХ Века):

1 причина. В связи с отменой крепостного права (1861 год 19 февраля). После отмены крепостного права возникла необходимость отделить судебную власть от исполнительной и изъять из ведомства полиции рассмотрение судебных дел. Ранее административными органами рассматривались эти категории дел (такая же задача стояла и в 90-х годах – таковые спорные дела были в ведомстве милиции).

2 причина. Необходимо было сделать обращение в суд более простым и доступным для населения и в значительной мере сократить срок рассмотрения дела в суде.

Эта особенность мировой юстиции – что вчерашние крепостные, неграмотные, не знали всего процессуального порядка. Порядок обращения к мировому судье был значительно проще.



У нас та же задача стояла, но у нас порядок обращения к мировому судье ничем практически не отличается от обращения в суды общей юрисдикции.

3 причина. Необходимо было разгрузить суды общей компетенции, общей юрисдикции и дать последним возможность сосредоточиться на рассмотрении более сложных дел.

Та же стояла перед нашим законодателем в 90-е годы. Но в последнее время обратная позиция – отдают обратно районным судам и разгружают мировых.

Источники реформы 1864 года:

1) Учреждение судебных установлений 1864 года. Это нормативный акт организационного характера, который определял статус судей и судебную систему России, порядок пересмотра и обжалования судебных решений…

2) Устав уголовного судопроизводства 1864 года. Первый раздел – особенности рассмотрения дел у мирового судьи.

3) Устав гражданского судопроизводства 1864 года. Также первый раздел посвящён мировым судьям в гражданском процессе.

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Этот источник разрабатывался специально для мировых судей. Дело в том, что мировыми судьями не обязательно должно были быть юристы – это могли быть бывшие врачи и прочее. Поэтому законодатель делал специальные для них коэффициенты, которые можно перемножить, посчитать и получить соответствующий срок или штраф (коэффициенты за рецидив, деятельного раскаяния и так далее).



Лет восемь назад у нас такая же идея с коэффициентами была, но она не была реализована. У нас принцип судейского усмотрения.

 

Место мировых судей в судебной системе.

Судебная система Российской империи представляла собой две самостоятельные ветви.

Первая ветвь – так называемые «Общие судебные места», состоящие из: 1) окружных судов и 2) судебных палат (что-то вроде наших районных и судов субъектов).

Вторая – самостоятельная – ветвь. Это мировая юстиция, которая состояла из: 1) участка мировых судей и 2) съезды мировых судей.

Это основной каркас судебной системы Российской империи, но были и церковные, и военные, и разночинные суды…

Мировой судья осуществлял юрисдикцию в пределах своего участка. Участки мировых судей образовывали «мировой округ».

Округ мировых судей управлялся съездом мировых судей. Помимо того, съезд мировых судей состоял из всех мировых судей округа, у съезда была и одна процессуальная функция – съезд мировых судей осуществлял пересмотр судебных решений в апелляционном порядке (так называемый «разбор второй степени»).

Проблема следующая: мировой судья принял решение и сам же тоже принимал решение в его пересмотре – и поэтому частенько не удовлетворяли жалобы.



Кассационный пересмотр – Правительствующий Сенат (как для съезда мировых судей, так и для судебных палат).

Последняя – надзорная – инстанция – это Император.

 

Статус мирового судьи, правовое положение мирового судьи.

Мировые судьи делились на участковых и почётных.

Участковые мировые судьи – их было большинство, они выполняли основные функции по осуществлению правосудия.

Требования, предъявляемые к участковым мировым судьям:

1. Российское подданство.

2. Двадцатипятилетний возраст (25 лет).

3. Только лица мужского пола.

4. Лица, обладающие нравственной безупречностью (моральный критерий, прописываемый законодателем).

5. Был необходим ценз осёдлости. То есть необходимо было проживать в той местности, где ты являешься мировым судьёй. Но жить надо уже после того, как тебя избрали мировым судьёй – а до можно было и не проживать.

6. Имущественный ценз. Обладание определённой имущественной независимостью. Мировые судьи должны были обладать достаточным состоянием: 15 тысяч в городах и 6 тысяч – в сёлах (а корова тогда стояла три рубля).

За работу мировым судьёй из казны жалования не платили.

7. Образовательный ценз. Для избрания в мировые судьи не требовалось специального юридического образования, а достаточно было иметь любое высшее либо среднее образование либо же стаж работы 3 года на должностях, где могли быть получены практические сведения о судопроизводстве.

Врачи, купцы – законодатель больше хотел, чтобы дела решались на уровне здравого смысла людьми, которых уважало население.

Не могли быть мировыми судьями: евреи, священнослужители, учителя, лица, состоящие под судом и следствием, лица, состоящие под опекой за расточительство, банкроты, должники и так далее.

Участковые мировые судьи назначались на должность сроком на три года по решению Городской Думы или Уездного Земского Собрания (у нас сейчас Областная Дума назначает мировых судей на должность).

 

Почётные мировые судьи.

Почётный мировой судья, в отличие от участкового мирового судьи, собственной камеры (кабинета) не имел, а правосудие осуществлял на началах добровольной юрисдикции. То есть только в тех случаях, когда стороны обращались к его посредничеству.

Если по тем или иным причинам стороны не хотели, чтобы их дело рассматривали участковые мировые судьи – они могли обратиться к почётному мировому судье.

 

Подсудность.

Мировой судья, помимо осуществления правосудия, выполнял обязанности нотариуса, освидетельствовал душевнобольных, выдавал отсрочки от призыва, приводил присяге пожарников… В общем, куча полномочий (а из казны жалования ему не платили).

Мировые судьи рассматривали малозначительные гражданские дела, а также дела о преступлениях, где срок лишения свободы не превышал полутора лет (сейчас же в РФ – 3 года).

 

Особенности судопроизводства.

Мировой судья обязан был принимать любые жалобы, в том числе ему неподсудные, соответственно, жалобы передавались мировым судьёй по назначению и заявителю разъяснялось, куда и как обращаться и разрешить вопросы.

Мировой судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство, мог назначать судебное заседание в любом месте судебного участка (идея процессуальной экономии нехарактерна для нашего сегодняшнего судопроизводства, да и для советского тоже).

Судопроизводство состояло в устном, непосредственном судебном разбирательстве (устный, непосредственный судебный процесс). Желательно, чтобы рассмотрение дела было окончено в течение одного дня.

 

Мировому судье вменялась обязанность предложить сторонам конкретные приёмы и способы примирения сторон. Дело должно было окончиться миром по возможности, если такого нет – тогда уже вынесение решения или постановления приговора, но приоритетным было разрешение миром.

Мировая юстиция просуществовала до 1889 года и была упразднена – и сменилась институтом судебных приказов (административная юстиция подмяла под себя).

С 1889 года до 1991 года не вспоминали об институте мировых судей, и в 1991 года принимается «Концепция судебной реформы 1991 года», которая предусмотрела мировую юстицию. Предполагалось введение и почётных мировых судей, а не только участковых.

В Концепции и другая была неплохая идея, которая не прошла – предполагалось ввести следственных мировых судей, пенитенциарных мировых судьях. При следственных изоляторах, при районных отделениях мировых судей по участку мировых судей, если какие-то дела возникают – сразу спускаются и разрешают.

Была реализована только программа по участковым мировым судьям.

В 1998 году был принят ФЗ «О мировых судья в РФ».

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Две основные вещи: в системе судов общей юрисдикции, второе – в юрисдикции субъектов РФ наряду с уставными судами субъекта РФ.

 

Порядок деятельности мировых судей.

Порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей определяется федеральным законодательством. А порядок назначения на должности мировых судей – законодательством субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свои полномочия в пределах судебных участков, один участок мирового судьи учреждается исходя из численности населения от пятнадцати до двадцати трёх тысяч на одного мирового судьи (в Воронежской области 117 мировых судей).

Мировые судьи рассматривают следующие категории дел, все – только по первой инстанции:

1) Дела о преступлениях, где срок лишения свободы не превышает трёх (3-х) лет.

2) Дела о выдаче судебного приказа.

3) О расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

4) Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, не превышающего 50-ти тысяч рублей.

Первоначально в законе 1998 года была тенденция: раздел имущества сперва независимо от цены иска, потом – до ста тысяч, а потом – до пятидесяти тысяч. Просто мировых судей очень сильно загрузили и теперь обратная тенденция – разгружают мировых судей и загружают обратно районных.

5) Дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел об оспаривании отцовства, материнства, о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, дела об усыновлении и удочерении ребёнка, дела о признании брака недействительным.

6) Дела по имущественным спорам, не превышающим пятидесяти (50) тысяч рублей, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по использованию результатов интеллектуальной деятельности.

7) Дела об определении порядка пользования имуществом.

8) Дела об административных правонарушениях, которые определены к компетенции мировых судей Кодексом об административных правонарушениях.

Законодатель говорит, что и другие могут категории дел относиться к компетенции.

 

Президент Медведев говорит, что надо убирать вообще этот институт – и в рамках федерального суда сделать такую инстанцию.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.