|
Конъюнктура мирового рынка
Слово «конъюнктура» употребляется довольно часто и в разных информационных ситуациях контекста. Нас конкретно интересует конъюнктура мирового рынка того или иного товара. А что такое конъюнктура? Если отправиться к словарно-справочному источнику, то в нем дается следующая этимологическая и семантическая расшифровка термина. «Конъюнктура рынка - (от лат. conjuncture - связывать) - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж».[40] Следовательно, экономический смысл понятия «конъюнктура» предполагает оценку внешнего, поверхностного состояния текущей экономики через призму сугубо рыночных отношений в категориях спроса - предложения и цен. При этом предполагается, что речь, как правило, идет о текущем положении на рынке и, соответственно, о ближайших, краткосрочных перспективах его развития на период 1-1,5 года.
Определяющими факторами в процессе анализа и составления конъюнктуры будут постоянно действующие циклические и нециклические факторы в их наиболее динамичном кратковременном проявлении совместно с факторами временными, случайными, играющими именно здесь исключительно важную роль. В учебных целях (а мы пишем учебное пособие) к такому определению нет необходимости что-либо дополнять или что-то изменять редакционно, поэтому переходим к группировке основных показателей, с помощью которых изучается конъюнктура товарного рынка и которые позволяют количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции их развития.
Показатели конъюнктуры рынка обычно систематизируются по следующим обобщенным группам, которые используются как для внутреннего, так и внешнего рынка:
1.Производство. Этот показатель включает в себя данные о динамике производства, основных фирмах-продуцентах, о появлении новых товаров и совершенствовании существующих, о загрузке производственных мощностей, динамике капиталовложений в данную отрасль, о движении портфеля заказов, изменении производственных издержек, численности занятых и безработных, воздействии забастовок на выпуск продукции и увеличении фонда заработной платы, о движении курса акций, облигаций, учетного процента.
2.Спрос и потребление. Данные о динамике спроса и структуре потребления, о влиянии научно-технического прогресса на уровень потребления и требования к характеристикам товаров, о динамике оптовой и розничной торговли, о движении товарных запасов, об индексах стоимости жизни, емкости рынка и т.д.
3.Торгово-экономические показатели, прежде всего о состоянии международной торговли, данные динамики торговли, об основных странах-экспортерах и импортерах, о новых формах торговли, о наличии конкуренции и конкурентах.
4.Показатель цен (важнейшая группа показателей для анализа конъюнктуры).
Данные о динамике оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях определенного товара, о динамике экспортных цен, о воздействии на цены инфляции, об изменениях цен на сырье и полуфабрикаты, о росте производительности труда, изменении курсов валют, данные о государственном регулировании ценообразования, о воздействии монополий на уровень рыночных цен и т.д.
5.Торгово-политические условия рынка. Наличие торговых организаций, торговый режим, уровень таможенных пошлин и налоговых обложений, системе возможных расчетов.
6.Определение наиболее эффективных средств рекламы. Конъюнктура формируется и развивается, как это следует из перечня основных показателей, под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и временные. Постоянно действующие факторы в свою очередь делятся на циклические и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодействии, причем одновременно дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга. При этом конънктурообразующие факторы меняют свою значимость, т.е. по значимости могут меняться местами. Конечной целью конъюнктурного исследования является составление прочной конъюнктуры рынка, выработка экспортной стратегии, определяющей специфику множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя), продвижение сбыта (влияние на внешнеторгового посредника и формирование общественного мнения компании (фирмы) и ее продукции).
Исследование конъюнктуры как системы знаний - одна из прикладных отраслей экономической науки. Методологической основой исследования конъюнктуры является теория воспроизводства. Конъюнктура характеризуется состоянием производства и сбыта за определенный период времени или положением на рынке на данный момент.
Конъюнктура исследуется на разных уровнях. Различают три уровня исследования: а) общехозяйственную конъюнктуру, т.е. положение в мировом хозяйстве или отдельной стране; б) отраслевую конъюнктуру, т.е. состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства; в) конъюнктуру рынка отдельного товара.
Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для характеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или подотрасли, Изучение включает экономический анализ таких видов деятельности и процессов, как научные исследования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовложения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках: деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирование в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообразование; перспективы развития отрасли. Источником информации об отраслевой конъюнктуре служит экономико-статистическая и коммерческая литература.
Поскольку конечной целью конъюнктурного исследования, как уже отмечалось, является прогнозирование конъюнктуры рынка, то хотелось бы обратить внимание читателя на отдельные трудности этого творческого процесса. Основная сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разработке прогноза) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Этот вопрос достаточно разработан в экономической литературе. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование конъюнктуры будет вестись с должным учетом всех новых явлений и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения.
Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На первом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействующих на конъюнктуру (постоянных, циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен. Несколько детализируем каждый из этих разделов.
1. Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по содержанию или расширению выпуска товара, появление принципиально новой технологии производства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехозяйственной конъюнктуры. В то же время спрос на новые, наукоемкие изделия и соответственно их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.
2. Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования производственного назначения), или вероятных тенденций движения потребительского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых размеров потребления, предполагаемого изменения импортных потребностей в данном товаре главных стран-импортеров или других показателей сферы потребления,
В прогнозе спроса и производства весьма желательно указывать на ожидаемые сдвиги, отмечать, какие товары будут пользоваться наибольшим спросом.
3. Прогноз международной торговли данным видом товара учитывает перспективы общеэкономической конъюнктуры мирового хозяйства, вероятные тенденции в международном разделении труда, торгово-политические мероприятия государств и другие факторы. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара, в распределении по основным странам-экспортерам и импортерам.
4. Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При составлении учитывается развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Используются оценки динамики цен, проводимые в иностранной печати, принимается во внимание движение цен в прошлом и их уровень в момент разработки прогноза.
При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара.
Для повышения практической значимости прогноза его полезно дополнять конкретными рекомендациями по экспорту и импорту с учетом ожидаемых изменений на рынке, в частности прогнозируемых «переломов» в динамике цен, мировом спросе и мировом предложении. Обычно о мировом спросе судят по фактическому и предполагаемому в обозреваемой перспективе показателям объема общего потребления и изменения складских запасов у потребителей этого товара. А под мировым предложением понимается то количество интересующего нас товара, которое производители готовы реально предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статистически предложение можно опять же опосредованно оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.
Между спросом и предложением в условиях замкнутой мировой системы экспортно - импортных отношений в общем и целом должно, естественно, наблюдаться статистическое равенство, однако, на практике это бывает далеко не всегда, поскольку эластичность спроса-предложения по отношению к цене весьма различны и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, напротив, избыточное предложение, что незамедлительно и отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.
Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговременного равновесия на мировом товарном рынке является то, что разрозненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупатели принимают, как правило, самостоятельные и не скоординированные друг с другом решения, касающиеся реализации их собственной тактики. Выступая на рынке, они преследуют при этом свои собственные, индивидуальные цели и интересы в условиях постоянной конкуренции, причем на основе далеко не полной, достоверной, а часто и противоречивой информации о рынке.
Разумеется, сегодня рыночный механизм претерпел существенную трансформацию в силу господства монополистических объединений, а также осуществления мер государственного регулирования. Эпоха свободной конкуренции безвозвратно ушла в прошлое, ее место заняла государственно монополистическая конкуренция при определяющей роли транснациональных корпораций. Однако сущность рыночного механизма все-таки мало изменилась, поскольку сохранилось необходимое и достаточное условие товарного производства - общественное разделение труда между различными группами собственников. Ярким примером сказанного может служить резко колеблющаяся конъюнктура и цены даже столь монополизированного мирового рынка как нефть в самом конце прошлого и начале нового, XXI столетия.
На специальном рисунке показана общая блок-схема процесса разработки конъюнктуры товарного рынка, которая по существу является «деревом целей» и схематично отражает конъюнктурный прогноз товарного рынка (см. Приложение 4.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|