Сущность, этапы развития и показатели мирового рынка.
Как экономическая категория мировой рынок мало чем отличается от национального рынка. Главные отличия состоят в субъектах рыночных отношений, территориальном пространстве и условиях поставки товаров. Так субъектами МР помимо производственных и коммерческих структур могут выступать государства, международные экономические и финансовые организации, интеграционные группировки государств, может иметь внутриконтинентальный и даже межконтинентальный характер. Условия поставки товаров на мировой рынок отличаются от таковых на внутренний рынок таможенным режимом, внешней и внешнеэкономической политикой государств, условиями, видами и формами расчетов по экспортным сделкам. С учетом отмеченных и других отличий сущность МР трактуется авторами многомерно и неоднозначно. По праву лектора я бы рекомендовал студентам следующее определение: Мировой рынок - это система устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных участием в международном разделении труда.
Мировой рынок прошел длительный процесс становления и развития. Он возник еще в античном обществе, когда Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю как между собою, так и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Тогда мировой рынок носил преимущественно внутриконтинентальный характер. Товарная структура MP в то время была представлена в основном продукцией ремесленного производства и сельского хозяйства.
Следующий виток в развитии MP произошел при феодализме, именно в эту эпоху древний мировой рынок из внутриконтинентального перерос в межконтинентальный. Например, Средневековый Китай вел торговлю не только с Индией, но и с Аравией и Южной Африкой. Дальнейшему расширению территориальных рамок MP способствовали великие географические открытия, позволившие вовлечь в торгово-экономические связи население и территории американского континента.
Однако завершение формирования мирового рынка приходится на эпоху капиталистической цивилизации, когда было покончено с натурализацией хозяйства, утвердилась всеобщность товарно-денежных отношений, сложился и под воздействием промышленной революции последней трети XVIII и на протяжении XIX-XX вв. углублялся процесс международного разделения труда. Только на машинной стадии производства мировой рынок становится вполне сформировавшимся и развитым экономическим явлением, создается прочная база для развития регулярного и всестороннего международного товарообмена. Межгосударственный внутри- и межконтинентальный товаропоток опирался на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть международных средств транспорта и связи.
В свою очередь мировой капиталистический рынок характеризуется стадиальностью развития.[39] На подготовительной стадии он характеризовался преобладающей ролью купеческого капитала, выступавшего в качестве торгового посредника. Основными продуцентами товаров для мирового рынка были мелкие товаропроизводители и частично капиталистические мануфактуры.
На второй стадии, охватывающей период от промышленной революции в конце XVIII - до конца 70-х гг. XIX в., мировой капиталистический рынок приобретает вполне развитые очертания. Решающая роль принадлежит промышленному капиталу, подчинившему себе торговый капитал. В предметах международного товарооборота ведущее значение приобретает продукция крупной промышленности, сырьевые товары и продовольствие,
Третья стадия мирового капиталистического рынка охватывает период с 80-х гг. XIX в. до наших дней. Именно на этой стадии завершилось формирование всеобщего мирового рынка на базе единого мирового капиталистического хозяйства и господства финансового капитала.
Мировой рынок на каждом этапе развития приобретает черты, адекватные мировому хозяйству в целом. Эта закономерность свойственна и современному MP, одной из черт которого стала конкурентная борьба между тремя центрами мирового хозяйства - США, Японией и интегрированной Западной Европой. Второй чертой мирового рынка конца XX - начала XXI столетия является укрепление господствующего положения транснациональных корпораций, которые поддерживаются национальными правительствами или экономическими союзами государств.
К третьей особенности современного мирового рынка следует отнести более активную роль государства по защите отечественных продуцентов и национального рынка от импорта товаров и форсирование экспорта своей продукции.
В ряду новых черт мирового хозяйства и международного рынка особое место приобретают интеграционные процессы. В рамках экономических блоков постепенно устраняются таможенные и иные барьеры, но в то же время по отношению к третьим странам коллективно разрабатывается и проводится на практике единая и более жесткая внешнеторговая политика. Вместе с тем создаются и одноотраслевые (однотоварные) монополистические группировки, которые унифицируют производство и сбыт отдельных товаров. К таким группировкам стран можно отнести ОПЕК, ассоциация стран-экспортеров сахара, кофе и других товаров.
Наконец, к особенности современного мирового рынка относится то историческое обстоятельство, что после раскола на два рынка - капиталистический и социалистический - ныне он снова обретает социальную однородность, становится капиталистическим.
Мировая торговля современного периода претерпевала изменения и в территориально-географическом направлении. Доминирующее положение США поколебалось. Если в первые послевоенные годы на долю США приходилась почти половина мирового товарооборота, то к настоящему времени удельный вес США сократился до 12-13%, хотя Америка и занимает первое место по объему внешнеторгового оборота, прочно удерживая это место и по стоимости импорта, но уступая в отдельные годы первую позицию по объему экспорта Германии, а теперь и Китаю.
На протяжении 90-х гг. интегрированная Западная Европа превратилась в центр международной торговли. Экспорт стран ЕС в 3-4 раза превышает экспорт США. Ныне доля стран ЕС в мировом товарообороте прочно держится на уровне 40%. С этими двумя центрами мировой торговли с 80-х гг. успешно конкурирует Япония. Еще в 1983 г. Япония вышла на первое место в мире по экспорту машин, оборудования, автомобилей, бытовой электроники. Причем треть японского экспорта приходится на США, с которыми Япония хронически сводит внешнеторговый оборот с активом 50-70 и более млрд. долларов.
В ходе системной трансформации и благодаря переходу к экспортоориентированной модели развития впечатляющих успехов за последние 2.5 лет достиг Китай. Экспортная квота* возросла в 8 раз, приблизившись к 25% ВВП. По оценкам экономистов-футурологов, через 2-3 десятилетия Китай превратится в крупнейшую в мире индустриальную державу, оттеснив некоторых нынешних лидеров мировой экономики.
Важной тенденцией в географической направленности на рубеже веков стало увеличение взаимного товарооборота между промышленно развитыми странами и соответственно сокращение доли товарооборота с развивающимися государствами. Ныне на взаимную торговлю развитых стран приходится свыше 55% мировой торговли. Основные товаропотоки циркулируют в рамках трех центров: США - Западная Европа - Япония. До 75%% экспорта развитых стран направляется в другие индустриально-развитые страны. При этом до 80% экспорта составляют непродовольственные товары.
По стоимости мировой товарооборот превышает 30 трилл. Долл., сохраняя сравнительно высокие (6-7 и выше) темпы ежегодного прироста, исключая кризисные годы. За последние 30 лет на 1% роста мирового производства прирост товарооборота в среднем составил 1,6%. Убедительны оценочные показатели международного товарооборота в табличном выражении за 2010г.
Таблица 7.1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|