Сделай Сам Свою Работу на 5

Классич. теории международной торговли





Класс. теории заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Эти теории возникли как отрицание меркантилистического взгляда на теорию межд.торговли.

-Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации эк. деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу. суть взглядов А. Смита -основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить эк. эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.
-Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо.Давид Рикардо, в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на пр-во этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.



-Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина.В 20-х гг. ХХ в. шведскими эк-ми Эли Хекшером и Бертилем Олиномсозданп теория соотношения факторов пр-ва, которая наиболее полно была изложена в книге «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.). Она исходит из наличия не одного, а двух факторов пр-тва: труда и капитала. каждая страна в разной степени наделена этими факторами пр-ва, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является % ставка, а ценой труда-з/п.Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот.Каждая страна стремится специализироваться на пр-ве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.



-Теорема выравнивания цен на факторы производства Самуэльсона. Под воздействием межд. торговли относ. цены на товары имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы пр-ва. Характер этого взаимодействия был раскрыт амер. Эк-ом П. Самуэльсоном, В соответствии с теоремой: при отсутствии внешней торговли цены на факторы пр-ва (з/п и %ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше.Участие в международной торговле и специализация страны на пр-ве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли.

-Парадокс Леонтьева.Теория соотношения факторов пр-ва многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статист.данных. Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США.Эк-ка США после 2мировой войны хар-сь высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов пр-ва США д.б. экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.Вопреки ожиданиям, результаты исс-ния показали, что амер. импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».Объяснения парадокса: США раньше других стран достигли значит. преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в америк.экспорте значит. место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалиф. раб. силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне упрощенного использования выводов теории Хекшера— Олина.



 

 

9. Современные теории международной торговли.

Совр. теории межд. торговли либо развивают принципы класс. теорий, либо изучают отдельные стороны международной торговли.

-теория технологического разрыва М. Познера(1961 г.); В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором — результат возникшего технолог. разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции.

-теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.)При определенной технологии и организации пр-ва долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым пр-ом. Многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае спец-ия позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньш. затратами и, следовательно, по более низкой цене. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

-теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.);развитие мировой торговли зависит от этапов их жизни товаров. Цикл жизни продукта охватывает 4стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. Теория ЖЦП достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли, т.к.существует много товаров которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

-теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.); внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географ. близость их пограничных регионов, несовпадение с/х сезонов.

 

-Теорема Рыбчинского. если величина одного из двух факторов пр-ва растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли

· теория конкурентного преимущества нации М.Портера (1986 г.). Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»онкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

факторные условия — конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;

стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;

характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране — наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.

В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут усиливать или ослаблять конкурентное преимущество страны.

 

· Теория пересекающегося спроса.Шведским экономистом С. Линдером в 1961г. было установлено, что одной из основных причин внутриотраслевой торговли между странами является пересекающийся спрос. Необходимым условием экспорта товаров является насыщенный внутренний спрос, только при этом условии товар может выйти на мировой рынок. Однако оптимальный результат от экспорта может быть достигнут в торговле со страной, имеющей одинаковую или сопоставимую структуру спроса.Реальный спрос подкреплен высоким уровнем дохода, который позволяет приобретать более качественный товар. Таким образом, наибольшее пересечение структур спроса в странах-партнерах, основанных на высоком уровне дохода, является залогом более интенсивной взаимной торговли.

10. Международная торговля товарами и услугами в системе МР

Международная торговля- это совокупность экспортных и импортных операций стран мира

Реэкспорт-вывоз ранее ввезенной продукции

Реимпорт-ввоз ранее вывезенной продукции

Причины реимпорта:-невозможность продать данный товар на ранее выбранном для экспорта рынке;

-возврат дефектных товаров для замены или для восстановления потребительских свойств на заводе-изготовителе (ремонт);

-возврат непроданных товаров и образцов по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала.

Виды реэкспорта:

-вынужденный реэкспорт;

-спекулятивный реэкспорт;

-технологический реэкспорт;

-учетный реэкспорт.

Основные методы международной торговли:

-прямой экспорт /импорт (сделки непосредственно между экспортером и импортером)

-косвенный экспорт/импорт(сделки через посредников)

-встречная торговля (сделки на безвалютной основе или с частичным покрытием валюты)

-институционально-конкурская торговля (биржевая, аукционная, торги-тендеры)

-электронная торговля (через интернет)

-интракорпоративная торговля (между подразделениями одной транскомпании)

Международная торговля характеризуется
следующ. показателями:

1-внешнеторговый оборот = экспорт + импорт

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.