Сделай Сам Свою Работу на 5

Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику





 

Макроэкономические последствия привлечения страной иностранных инвестиций однозначно определить невозможно. Как и любые другие экономические мероприятия, они приво­дят, с одной стороны, к положительным результатам, а с дру­гой — к отрицательным. От того, насколько продумана долго­срочная политика и эффективны мероприятия правительства страны по привлечению иностранных инвестиций, зависит преобладание положительных результатов над негативными по­следствиями притока иностранного капитала в национальную экономику. Рассмотрим некоторые аспекты результатов прито­ка иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. При общем сокращении производства в стране выпуск про­дукции на предприятиях с иностранным капиталом постепенно увеличивается. Совместные предприятия способствуют росту занятости российских граждан. Объем производства в расчете на одного занятого на этих предприятиях многократно превышает средний уровень по народному хозяйству. Это сви­детельствует о том, что деятельность СП способствует модер­низации российской экономики и ее переходу к более эффек­тивным методам работы.



Основная часть продукции предприятий с иностранным ка­питалом реализуется на внутреннем рынке, что становится за­метным фактором его пополнения многими видами современ­ных товаров и услуг как в потребительском, так и в производ­ственном секторах. Уплачиваемые предприятиями налоги ста­новятся дополнительным источником доходов российского бюджета.

Работа на многих предприятиях требует высокой квалифи­кации, более интенсивного труда и дисциплины, чем это имеет место в среднем по России. Однако такая работа и компенси­руется более высокой заработной платой. С учетом членов се­мей совместные предприятия содействуют повышению жиз­ненного уровня примерно 1 млн человек.

Положительным для России является наметившийся сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций. На начальном этапе поступления иностранных частных инвестиций наиболее крупной сферой их приложения была торговля. В настоящее время около 2/3 инвестиций из числа действующих предпри­ятий приходится на различные отрасли промышленности. Од­нако первое место продолжает оставаться за торговлей и обще­ственным питанием, второе за промышленностью. Относитель­но важными сферами приложения иностранного капитала ста­ли строительство и промышленность стройматериалов, дерево­обрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт и связь, наука, а также общая коммерческая дея­тельность по обеспечению функционирования рынка и другие отрасли.



Несмотря на преимущества, получаемые российской эконо­микой от привлечения иностранного капитала, необходимо от­метить их весьма невнушительный размер в масштабах отечест­венного народного хозяйства. Столь скромные результаты яв­ляются следствием сложившейся нерациональной структуры привлекаемых иностранных инвестиций, около 60% которых приходится на прочие иностранные инвестиции. По сути они представляют собой «горячие» деньги. На долю же прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих рост реального сек­тора экономики России, приходится лишь 37%.

Российская практика привлечения иностранного капитала еще раз подтверждает, что положительные или негативные по­следствия в экономике страны зависят не столько от величины привлеченного иностранного капитала, сколько от его структу­ры и концентрации в отдельных отраслях и сферах националь­ной экономики.

Необходимо также помнить, что одной из важнейших задач в деятельности государства по привлечению иностранных инве­стиций является своевременное обслуживание накопленного долга — уплата процентов и погашение ссудной задолженно­сти. В некоторых случаях своевременное и полное выполнение страной обязательств перед иностранными кредиторами по об­служиванию накопленной задолженности государства перед нерезидентами становится тяжелым и непосильным бременем для экономики страны. В результате страна попадает в тиски финансовой зависимости от государств-кредиторов, что приво­дит к потере ею своей политической и экономической само­стоятельности.



В качестве оценки степени платежеспособности страны или тяжести ее долгового бремени рассматриваются в основном не размер внешнего долга и платежей по нему, а показатели, ха­рактеризующие ресурсы страны-должника, т.е. Объем ВВП, а также экспортная база, поскольку платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте.

Исправно платят внешние долги страны с динамично раз­вивающейся экономикой и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев международные финансовые инсти­туты (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности стран-должников.

1. Доля внешнего долга в ВВП страны; сумма внешнего долга/ВВП х 100.

2. Доля платежей по обслуживанию долга в ВВП страны: сумма платежей по обслуживанию долга (проценты + суммы по возврату долга)/ВВП х 100. Считается, что если стране прихо­дится направлять на обслуживание долга 5% и более ВВП, то долговое бремя на данный момент является тяжелым.

3. Поскольку платежи по обслуживанию долга производятся в конвертируемой валюте, то необходимо учитывать объемы экспорта страны-должника. В связи с этим рассчитываются следующие показатели:

3.1) сумма внешнего долга/экспорт х 100%;

3.2) коэффициент обслуживания долга, %: сумма платежей по обслуживанию внешнего долга (проценты + суммы по воз­врату долга)/экспорт х 100.

Последний показатель называется ещенормой обслуживания долга (НОД) и считается главным при анализе платежеспособ­ности. Принято считать, что если НОД превысила 20%, то воз­никает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга.

4. Особое внимание уделяется анализу процентных плате­жей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продук­том: сумма процентных выплат/ВВП х 100, так и экспортом: сумма процентных выплат/экспорт х 100. При отсрочке плате­жей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции.

5. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем, который рассчитывается: сумма золотовалютных резервов страны/сумма долговых платежей.

Кроме того, можно проводить анализ по соотношению суммы платежей по внешнему долгу и доходов государствен­ного бюджета страны.

Рассмотрим значение некоторых показателей, характеризую­щих платежеспособность Российской Федерации (см. табл. 8.8).

Таблица 8.8

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

По состоянию на 1 декабря 2010 года (по данным минфина)

 

Категория долга млн. долларов США млн. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 40736,7 30679,9
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 585,2
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1762,4 1327,3
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1126,4 848,3
Коммерческая задолженность бывшего СССР 812,9 612,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3169,8 2387,3
Задолженность по еврооблигационным займам 30456,5 22937,6
Задолженность по ОВГВЗ 1774,9 1336,7
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 856,8 645,3

 

Таким образом, в сложившейся на сегодняшний день эко­номической ситуации в российской экономике и финансовой сфере величина внешнего долга и размеры по его обслужива­нию составляют весьма существенные величины, являются об­ременительными для дефицитного бюджета России.

 

ГЛАВА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.