Сделай Сам Свою Работу на 5

Распределение экспорта и импорта услуг по странам в 2009 г.





 

Страна Экспорт Страна   Импорт
млрд. долл % млрд. долл %
ЕС 26.3 ЕС 23.0
США 14.1 США 10.5
Великобритания 7.0 Германия 8.1
Германия 6.8 Великобритания 5.1
Франция 4.3 Китай 5.0
Китай 3.8 Япония 4.7
Япония 3.8 Франция 4.0
Испания 3.0 Италия 3.6
Италия 2.9 Ирландия 3.3
Ирландия 2.7 Испания 2.8
Россия 1.2 Россия 1.9
Всего 40 ведущих стран 89.8 Всего 40 ведущих стран 87.8
Мир 100.0 Мир 100.0

Источник: www.wto.org

Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.

Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.



Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.3). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии в начале 21 века увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.



 

Таблица 6.3

Показатели роли сферы услуг в экономике

 

Страны   Доля сектора услуг в ВНП Доля занятых в сфере услуг
Частные услуги Темп рос­та Государ-ст­венные услуги Темп рос­та Частные услуги Темп рос­та Государ-ст­венные услуги Темп роста
Великобритания
США 3,2 1,2 2,6 0,9
Франция 3,5 2,3 2,6 0,9
ФРГ 4,9 4,7 0,4 2,2
Япони 4,5 3,8 2,4 1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.

 

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.

Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Вели­кобритании, Швейцарии.

Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. Торговля услугами важна не только своими внешне­экономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.



Структура рынка услуг

 

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС[10] услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределителтные (торговые, транспортные, фрахтовые).

В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:

1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание — проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в зарубежных университетах, колледжах.

3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университе­тов, гастроли театров, артистов.

4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной кон­куренции, чем сфера материального производства.

 

Международный туризм

 

По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм.Международный туризм это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворе­ния широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.

Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 56% всех международных туристических поездок приходится на Европу (из них 42% на страны ЕС) (табл. 6.4), около 20% — на Америку, 3.4% — на Китай. Таким образом, видно, что эти два региона играют главную роль на мировом туристическом рынке. За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3. По данным ВТО, темпы роста международного туризма составляют 6% в год. Серьезное негативное лвияние оазал мировой экономичекий кризис, в результате которого в 2009 году сокращение данного рынка составило 13%. Это связано, прежде всего с тем, что туризм очень чувтсвителен к изменению доходов граждан.

Таблица 6.4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.