Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация видов эксперимента





Таблица 4

Основание Виды эксперимента Определения
По действительности проведения и полноте процедуры Реальный (конкретный) это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и попу­ляций.  
Мысленный (абстрактный) а) идеальный б) бесконечный в) безупречный воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента. а) идеальныйэто эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной.; б) бесконечныйэксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции (генеральной совокупности).; в) безупречный эксперимент, сочетающий в себе черты и идеального, и бесконечного экспериментов.  
По цели эксперимента Исследова-тельский опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки — познание неизвестного.  
Диагностический (обследова-тельский) опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств. Нового знания о предмете исследования (качестве личности) эти опыты не дают: Фактически это тестирование.  
Демонстрацион-ный опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия.  
По уровню исследования Предваритель-ный (разведывательный) опыт, осуществляемый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки. С его помощью зондируются малоизвестные ситуации, уточняются гипотезы, выявляются и формулируются вопросы для дальнейших исследований.
Основной это полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме.
Контрольный опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента.
По типу воздействия на испытуемого Внутренний реальный эксперимент, где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира.
Внешний обычный экспериментальный способ изучения психических явлений, когда их появление или изменение достигается за счет внешних воздействий на органы чувств испытуемого.
По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации) Классическая группировка 1.Лабораторный (искусственный) 2.Естественный (полевой) 3.Формирующий   Лабораторный (искусственный) эксперимент — это опыт, ставя­щийся в искусственно созданных условиях, позволяющих строго дозировать стимуляцию (независимые переменные) и контролировать прочие воздействия на испытуемого (дополнительные пе­ременные), а также точно регистрировать его ответные реакции, включающие зависимые переменные. Естественный (полевой) эксперимент — опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства в его жизнедеятельность со стороны экспериментатора. Формирующий эксперимент — это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и лич­ностному росту.    
Неординарная группировка:   1.Эксперимент, дублирующий реальность. 2.Эксперимент, улучшающий реальность. Эксперименты, дублирующие реальность, — это опыты, модели­рующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения. Их выводы приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, поэтому их еще называют экспериментами полного соответствия. Эксперименты, улучшающие реальность, — это опыты, в кото­рых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменные. Остальные переменные — стабильны. Этот тип схож с лабораторным экспериментом по общепринятой классификации  
По возможности влияния на независимую переменную Спровоциро-ванный эксперимент.   это опыт, в котором экспериментатор сам воздействует на независимую переменную.
Эксперимент, на который ссылаются это опыт, в котором изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. (Клод Бернар)
По количеству независимых переменных Однофакторный (двумерный) это эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными.
Многофакторный (многомерный) это эксперимент с несколькими независимыми и обычно одной зависимой переменными.
По числу испытуемых Индивидуальный опыт с одним испытуемым.
Групповой опыт с несколькими испытуемыми одновременно.
По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации) Интрапроцедурный (внутри) это эксперимент, в котором все экспериментальные ситуации (а в сущности, все значения независимой переменной) предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых.
Интерпроцедур-ный (между) эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации. Работа с каждым отдельным контингентом осуществляется либо в разных местах, либо в разное время, либо разными экспериментаторами, но по идентичным программам.
Кросс-процедурный (пересечение) это эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются неодинаковые ситуации.  
По типу изменения независимой переменной Количественный это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться.
Качественный   это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций.

 







Эксперимент как метод в психологической исследовательской деятельности используется не только как познавательный метод, но и как вид деятельности. Поэтому часто в экспериментальной психологии рассматривается психология эксперимента.

 

 

Вспомните и перечислите существующие шоу – телепрограммы. Какие экспериментальные методы лежат в их основе.


Биографические методы — это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности, и представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности.Часто совокупность этих способов или их отдельные комплексы объединяют под общим названием «Биографический метод», несмотря на различия между отдельными методиками (иногда существенные).

Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимосвязей (взаимодействий и взаимоотношений) со значимыми для нее другими людьми.

Источниками биографической информации являются:

1) сам изучаемый человек;

2) знающие его люди;

3) продукты его деятельности;

4) исторические и литературные источники;

5) материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий (кино-, фото-, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации;

6) данные о местожительстве, месте и характере профессиональ­ной деятельности или досуга и т. п.;

7) жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий архитектурно-природный антураж, экстерьер и интерьер помещений); 8) личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.)[16].

Представляется, что целесообразно акцентировать внимание на четырех таких разновидностях: психобиографии, каузометрии, формализованной биографической анкете и психологической автобиографии.

 

Психобиография - это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Разработан в рамках теории З.Фрейда и, естественно, несет на себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности.

Каузометрия (от лат. causa — причина) — это метод, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982). Цель - описание прошлых этапов жизни человека и предполагаемых будущих. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и связей между ними, что наглядно представляет мотивационный статус событий, их локализацию во времени - календарном и психологическом, роли (стартовой или финишной) в жизни исследуемого человека, структуру связей между событиями. С помощью этого метода можно сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути испытуемого, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого [16].

Формализованная биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т. п.). Иногда в них включают и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т. д.)[13].

Психологическая автобиография — собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека.

Эти методы направлены на получение психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить и с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой — устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:

1) формальные характеристики — продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции;

2) содержательные характеристики — тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней.

Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:

1) соматический (телесный) компонент — отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.;

2) личностный (индивидуально-психологический) компонент — отношение к себе как к личности;

3) ситуационный (социально-психологический) компонент — отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек.

 

1. Напишите свою автобиографию и историю своей семьи наоборот, начиная с сегодняшнего дня.

2. Нарисуйте график эмоционально значимых событий в вашей жизни, используя оси: время – значимость.

 


Праксиметрические методы (греч. praxic – действие) – методы, заключающиеся в изучении продуктов деятельности субъектов - дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Праксиметрический метод известен так же, как «анализ продуктов деятельности» или «архивный метод» (этот термин используется в англоязычной научной литературе).

Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или являющейся общедоступной. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в крупных исследовательских проектах, и применяется в исторической психологии, антропопсихолоии, психологии личности, психологии творчества, в клинической психологии.

Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными (исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего травму коры левого полушария)[6].

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Преимущества архивных исследований

  • В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, базы данных, Интернет и т.п.).
  • Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность исследования;

Недостатки архивных исследований

  • В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью (представленностью);
  • При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу;
  • При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Контент-анализ [англ. contents - содержание] - научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания - смысловые единицы или формальные признаки (В.С. Аванесов, А.Г. Шмелев, 2000).

Применение контент-анализа в психологии требует умений фиксировать психологические характеристики поведения, неформализованный смысл сообщений, производить анализ признаков невербального (неречевого) взаимодействия участников анализируемого процесса, анализировать определенные графические элементы рисуночных проективных методик. В качестве единиц анализа используются:

· отдельные слова (символы),

· определенные суждения (мысль),

· темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы),

· авторы документов (писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы).

Выбор единиц должен соответствовать определенным научным понятиям, которые отражают исследовательскую задачу. Иначе говоря, «единицы» — это только ин­дикаторы психологических идей, заложенных в исследовании.

После выявления единиц обычно определяются частота и объем упоминаний выделенных единиц в определенной совокупности текстов или в других носителях информации (принадлежащих одному автору или изучаемой группе). С помощью контент-анализа выявляются отдельные психологические характеристики коммуникатора (автора текста), а по реакции аудитории - и ее характеристики. Контент–анализ применяется в стандартизации проективных методик. Как один из вариантов – факторный анализ, способствующий в данном случае выявлению скрытых факторов, обуславливающих одновременное появление связанных элементов в одном и том же тексте (документе).

Прасиметрические методы участвуют также в анализе жизнедеятельности человека. В. В. Никандров разделяет «архивный метод» и праксиметрические методы. К НИИ он отнес методы, изучающие трудовые операции, деятельность и действия:

Хронометрия – измерение во времени трудовых процессов и их отдельных компонентов.

Циклография – метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела.

Профессиография – метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях систематизации профессий и разработки к ним системы требований.

 

Запишите свою речь об особенностях вашей личности на диктофон. Прослушивая, выделите наиболее часто встречающиеся слова. Проведите психологический анализ частого употреблениях этих слов.

 


Методы обработки данных в классификации Б.Г.Анаьева разделяются на:

 

1. Количественные методы:

· Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов частот, кривых распределения);

· Методы вторичной обработки данных (вычисление статистик – статистических критериев: t – Стьюдента, T – Вилкоксона, Q – Розенбаума, U – Манна – Уитни, χ2 - Пирсона, φ* - угловое преобразование Фишера и др.);

· Корреляционный анализ (rs – расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, r – расчет коэффициента линейной корреляции Браве – Пирсона и др.);

· Дисперсионный анализ (F – одно- и многофакторный дисперсионный анализ Фишера);

· Регрессионный анализ;

· Факторный анализ;

· Кластерный анализ;

· Шкалирование.

2. Качественные методы:

Классификация (лат. сlassic – разряд, facere – делать) – это распределение множества объектов по группам на основании их различия (классам) в зависимости от их общих признаков. Результатом является совокупность классов, которую, как и процесс группировки, называют классификацией (например, см. выше классификация методов психологического исследования). Класс – это некоторое множество сходных реальных объектов;

Типологизация – это процесс группировки объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы дифференциации изучаемой реальности. Типологизация – это группировка на основе сходства (например, типы темперамента, типы личности, астрологическая типология). Тип – это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты;

Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов меду собой и множества классов с другими множествами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (например, систематика психических состояний, систематика свойств личности, семья как система: супружеская, сиблинговая и детско-родительская подсистемы);

Периодизация – это хронологическое упорядочивание существование изучаемого объекта (явления). Заключается в распределении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды) (например, этапы социализации личности, возрастная периодизация, «жизненный цикл» развития семьи);

Психологическая казуистика – это описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности (например, индивидуальный подход в психологическом консультировании и психокоррекции, метод инцидентов и др.)[16, 139 - 145].

 

 

Придумайте собственные примеры качественного анализа эмпирических данных в исследовании.

 


Интерпретационные методы

 

Последняя категория методов, позволяющих адаптировать результаты эмпирического исследования к изучаемой реальности – интерпретационные методы.

Данные методы часто называют подходами, т.к. они в первую очередь являются объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы. Часто в психологии в исследовательской деятельности используется сочетание подходов.

Генетический метод— это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление:

1) начальных условий возникновения явления,

2) главных этапов

3) основных тенденций его развития. Цель метода— выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.

Там, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Иногда генетический подход рассматривается как методическая реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития (исторический и эволюционный подходы).

Структурный подход — направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений), который направлено на углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес к отношениям между фактами. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Важным достоинством структурного метода является относительная легкость наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр. (трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофакторная модель Р. Ассаджиоли).

Функциональный подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).

Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления как «функциональная психология» и «бихевиоризм» (функциональной идеи в психологии является динамическая теория поля К. Левина).

Комплексный подход — это направление, который рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования. Например, концепция человекознания, согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук (идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б. Г. Ананьевым) [1, 3]. Человек рассматривается одновременно и как представитель биологического вида homo sapiens (индивид), и как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), и как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность).

Системный подход — это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.

Л. Берталанфи (1901-1972) разработал общую теорию систем [7, 8, 89]. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент — это мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы.

Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может включена в множество других систем, и каждая система состоит из мельчайших ее единиц.

Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. Системные описания выполняют те же функции - объяснительную и прогнозирующую, также они выполняют и функцию интеграции знаний об объектах.

Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Помогает обнаружить неполноту, определить задачи дальнейших исследований, в некоторых случаях предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем обобщения имеющихся сведений.

Предыдущие интерпретационные подходы являются фактически компонентами системного подхода. Иногда даже их рассматривают как его разновидности [14, с. 7].

В настоящее время большинство научных исследований проводится в русле системного подхода [33, 83].

 

1. Охарактеризуйте пространство ваших социальных, эмоциональных отношений в перечисленных выше интерпретационных подходах.

2. Какой подход вы обычно используете при интерпретации событий вашей жизни и жизни других людей. Обоснуйте свой ответ.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания. – М., 1977

2. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. – Л., 1976

3. Волшебный ларец / Сост. А. Ципоруха. – Киев: ПТОО «А.С.К.», 1994. – 490 с.

4. Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В.Горбунова . – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 184 с.

5. Дружинин. В.Н. Структура и логика психологического исследования. Москва. Институт психологии РАН. 1994 г.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

7. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. экспериментальная психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.

8. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

9. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001. – 256 с.

10. Корнилова Т.В., Смирнов Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2001. – 544 с.

12. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы психологии (Беседа и опрос): Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.

13. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 55 с.

14. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 53 с.

15. Никандров В.В. Психофизика и психофизические методы. Учеб.пособие. – СПб.:Речь, 2005. – 192 с.

16. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь»,2003. – 480 с.

17. Носс И.Н. Введение в практику психологическоо эксперимента. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 304 с.

18. Общественное животное. Исследования /Под ред. Э.Аронсона. Том 2. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.

19. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

20. Серкин В. П. Методы психосемантики: Учеб.пособие для студентов вузов/В. П. Серкин. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 207 с.

21. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 528 с.

22. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды. М., 1985

23. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия //Журнал Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии. – 2005. - № 1(6).


Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

 

 

Факультет психологии

 

 

Е.В.Буренкова

 

Общая психология:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.