Методы и методика психологического исследования
Тема: Методология и методы психологии. Организация психологического исследования
Группа: 713
Дата проведения лекции: 10.10.2013 г.
Время проведения лекции: 13:30-15:05
Аудитория: 117
Тип лекции: Изучение нового материала
Цели: Обеспечить овладение студентами нового материала по теме «Методология и методы психологии. Организация психологического исследования»
Задачи:
1. Сформировать у студентов знания о методологии и методах психологии, организации психологического исследования.
2. Развивать внимание, умение рассуждать.
3. Воспитывать интерес к психологии человека.
План лекции:
1. Определение понятий "теория" и "методология"
2. Уровни методологии
3. Психологическое исследование (определение, этапы, требования)
4. Определение понятий "метод", "методика"
5. Требования к методу
6. Классификация методов
7. Характеристика отдельных методов психологии
Литература:
1. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1:Общие основы психологии.
3. Лекции по общей психологии/ А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004
4. http://psylist.net/hpor/social002.htm
5. http://psyznaiyka.net/metody-issledovaniya.html
Методология психологии
Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагогов и психологов. Педагог должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности, цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения.
Теория - совокупность взглядов, представляющих собой результат научного познания, что позволяет строить рассуждения об изучаемых объектах.
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Уровни методологии:
1) верхний уровень (общая методология). Содержит в себе сведения об окружающем мире, которые используют все науки. Общая методология психологии изучает следующие положения:
1. Окружающий мир материален
2. Материя первична, а сознание вторично
3. Материя находится в постоянном развитии
4. Психика и окружающий мир прошли определенный путь эволюции
2) Специальная методология. Позволяет формулировать законы и закономерности конкретной науки. Строится на следующих принципах:
1. Принцип деятельности
2. Принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.
3. Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
4. Принцип личностного подхода. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
5. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Положения специальной методологии:
1. Психика - свойство высокоорганизованной материи (функция головного мозга)
2. Основная функция психики - отражение окружающего мира
3. Сознание - высший уровень развития психики
4. Психика и сознание социально обусловлены
3) Частная методология включает методы приемы исследования конкретной науки.
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование.
Исследование - процесс научного рассмотрения какого-либо явления.
Подготовка исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению вопросов и т.д. и т.п.
Подготовка любого социологического исследования начинается с разработки программы, которая предполагает определение и обоснование проблемы исследования.
Исследование преследует практические цели и призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений.
Подготовка исследования включает определение ее объекта. Это – определенная общность людей, отражающая ту или иную социальную проблему.
Приступая к исследованию психолог формулирует гипотезы, а отталкиваясь от гипотезы можно выстроить задачи исследования.
Так как большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, важно правильно отобрать количество и статус людей для опроса, т.е. провести выборку (ниже, мы постараемся более конкретно раскрыть каждое понятие).
В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-видео аппаратуры, работа с персональным компьютером.
Этапы исследования психологии
Исследование включает в себя несколько основных взаимосвязанных этапов:
1. Подготовительный - изучение состояния проблемы, формулировка темы исследования, определение объекта и предмета изучения, формулирование задач исследования, постановка гипотезы, планирование исследования, подбор методов.
2. Сбор первичной информации - проведение методов исследования
3. Подготовка собранной информации к обработке и ее качественная и количественная обработка (вручную или на ЭВМ).
4. Анализ обработанной информации, интерпретация данных, подведение итогов, формулировка выводов и практических рекомендаций.
Требования проведения психологического исследования
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.
5. Требования к исследователю. Не должен помогать испытуемому, не отклоняться от плана
6. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). Включает дату исследования, время исследования, имя и возраст испытуемого, образование. Дословно протоколируется речь и действия исследователя и самих испытуемых. После этой фотозаписи идет анализ действий испытуемых. Завершается выводами на каждого человека.
8. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Методы и методика психологического исследования
Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.
Метод исследования строится из общих теоретических представлений о сути объекта изучения, исследования и общих принципов, лежащих в основе познания.
Методика - совокупность приемов выполнения любой работы. Методика означает и конкретное воплощение метода, выработанный способ взаимодействия человека и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.
Требования к методу
1. Метод должен быть объективным (зависит от внешних условий)
2. Метод должен быть валидным (изучает то, для чего он предназначен)
3. Метод должен быть надежным (надежность - качество метода, которая говорит о том, что при повторном поведении будут получены такие же результаты)
Классификация методов
1) Классификация Б. Г. Ананьева:
1 группа. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. (метод поперечных срезов)
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. (Метод продольных срезов)
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. (объединяют предыдущие)
2 группа. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
3 группа. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4 группа. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
2) Все методы психологии делят на основные и вспомогательные (наблюдение и эксперимент - основные, остальные методы - вспомогательные)
3) Методы могут быть объективными и субъективными (субъективные зависят от самооценки испытуемых, взгляда самого исследователя на проблему; объективный метод - эксперимент, субъективные - наблюдение)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|