Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы и методика психологического исследования





Тема: Методология и методы психологии. Организация психологического исследования

Группа: 713

Дата проведения лекции: 10.10.2013 г.

Время проведения лекции: 13:30-15:05

Аудитория: 117

Тип лекции: Изучение нового материала

Цели: Обеспечить овладение студентами нового материала по теме «Методология и методы психологии. Организация психологического исследования»

Задачи:

1. Сформировать у студентов знания о методологии и методах психологии, организации психологического исследования.

2. Развивать внимание, умение рассуждать.

3. Воспитывать интерес к психологии человека.

План лекции:

1. Определение понятий "теория" и "методология"

2. Уровни методологии

3. Психологическое исследование (определение, этапы, требования)

4. Определение понятий "метод", "методика"

5. Требования к методу

6. Классификация методов

7. Характеристика отдельных методов психологии

Литература:

1. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1:Общие основы психологии.



3. Лекции по общей психологии/ А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004

4. http://psylist.net/hpor/social002.htm

5. http://psyznaiyka.net/metody-issledovaniya.html

Методология психологии

Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагогов и психологов. Педагог должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности, цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения.

Теория - совокупность взглядов, представляющих собой результат научного познания, что позволяет строить рассуждения об изучаемых объектах.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.



Уровни методологии:

1) верхний уровень (общая методология). Содержит в себе сведения об окружающем мире, которые используют все науки. Общая методология психологии изучает следующие положения:

1. Окружающий мир материален

2. Материя первична, а сознание вторично

3. Материя находится в постоянном развитии

4. Психика и окружающий мир прошли определенный путь эволюции

2) Специальная методология. Позволяет формулировать законы и закономерности конкретной науки. Строится на следующих принципах:

1. Принцип деятельности

2. Принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.

3. Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

4. Принцип личностного подхода. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

5. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.



Положения специальной методологии:

1. Психика - свойство высокоорганизованной материи (функция головного мозга)

2. Основная функция психики - отражение окружающего мира

3. Сознание - высший уровень развития психики

4. Психика и сознание социально обусловлены

3) Частная методология включает методы приемы исследования конкретной науки.

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование.

Исследование - процесс научного рассмотрения какого-либо явления.

Подготовка исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению вопросов и т.д. и т.п.

Подготовка любого социологического исследования начинается с разработки программы, которая предполагает определение и обоснование проблемы исследования.

Исследование преследует практические цели и призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений.

Подготовка исследования включает определение ее объекта. Это – определенная общность людей, отражающая ту или иную социальную проблему.

Приступая к исследованию психолог формулирует гипотезы, а отталкиваясь от гипотезы можно выстроить задачи исследования.

Так как большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, важно правильно отобрать количество и статус людей для опроса, т.е. провести выборку (ниже, мы постараемся более конкретно раскрыть каждое понятие).

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-видео аппаратуры, работа с персональным компьютером.

Этапы исследования психологии

Исследование включает в себя несколько основных взаимосвязанных этапов:

1. Подготовительный - изучение состояния проблемы, формулировка темы исследования, определение объекта и предмета изучения, формулирование задач исследования, постановка гипотезы, планирование исследования, подбор методов.

2. Сбор первичной информации - проведение методов исследования

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее качественная и количественная обработка (вручную или на ЭВМ).

4. Анализ обработанной информации, интерпретация данных, подведение итогов, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Требования проведения психологического исследования

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Требования к исследователю. Не должен помогать испытуемому, не отклоняться от плана

6. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). Включает дату исследования, время исследования, имя и возраст испытуемого, образование. Дословно протоколируется речь и действия исследователя и самих испытуемых. После этой фотозаписи идет анализ действий испытуемых. Завершается выводами на каждого человека.

8. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Методы и методика психологического исследования

Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.

Метод исследования строится из общих теоретических представлений о сути объекта изучения, исследования и общих принципов, лежащих в основе познания.

Методика - совокупность приемов выполнения любой работы. Методика означает и конкретное воплощение метода, выработанный способ взаимодействия человека и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.

Требования к методу

1. Метод должен быть объективным (зависит от внешних условий)

2. Метод должен быть валидным (изучает то, для чего он предназначен)

3. Метод должен быть надежным (надежность - качество метода, которая говорит о том, что при повторном поведении будут получены такие же результаты)

Классификация методов

1) Классификация Б. Г. Ананьева:

1 группа. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. (метод поперечных срезов)

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. (Метод продольных срезов)

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. (объединяют предыдущие)

2 группа. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

3 группа. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4 группа. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

2) Все методы психологии делят на основные и вспомогательные (наблюдение и эксперимент - основные, остальные методы - вспомогательные)

3) Методы могут быть объективными и субъективными (субъективные зависят от самооценки испытуемых, взгляда самого исследователя на проблему; объективный метод - эксперимент, субъективные - наблюдение)

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.