Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие брака и брачных отношений





Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 5

1 Основные теоретические и правовые аспекты семейных отношений . . . . . . . .8

1.1 Понятие брака и брачных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 8

1.2 Эволюция брачных отношений между людьми и формы брака в современном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

1.3 Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2 Коллизионное и материально-правовое регулирование брачных и семейных отношений в международном частном праве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 27

2.1 Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .27

2.2 Коллизионные проблемы брачно-семейных отношений . . . . . . . . . . . . . . . .32

3 Современное международное состояние брачно-семейных отношений . . . . 44

3.1 Отношения мужа и жены по поводу собственности, заключению брака в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

3.2 Усыновление детей иностранцами в современной России . . . . . . . . . . . . . . 53



Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .59

Приложение А. Общие коэффициенты брачности и разводимости населения европейских стран в 2010 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64

Приложение Б Распределение разведенных по основным причинам распада брака. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .65

 

 

Введение

 

 

Брак - один из древнейших институтов частного, в том числе и международного частного права, в котором в наиболее очевидной форме сказываются юридические различия, присутствующие в правовой надстройке разных государств. Пожалуй, здесь, как нигде более, уместно вспомнить выражение Ш. Монтескье о том, что весьма редки случаи, когда законы одного государства могут подойти другому.

В современной жизни брак представляет собой свободный, равноправный и, в идеале, пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные, имущественные права и обязанности. Даже сегодня данный институт несет на себе печать исторических, экономических, этнографических, культурных, религиозных и иных особенностей, свойственных тому или иному обществу.



Актуальность. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Российская Федерация. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Научное значение. Нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.



Практическое значение. В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами либо российскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами - гражданами различных государств, т.е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является анализ материально-правового и коллизионного регулирования брачных и семейных отношений в праве России и иностранных государств.

Задачи:

1. Изучить теоретические и правовые основы по данной теме.

2. Проанализировать материально-правовое и коллизионное регулирование брачных и семейных отношений в праве России и иностранных государств.

3. Сделать соответствующие выводы

Объектом исследования является процесс регулирование брачных и семейных отношений в праве России и иностранных государств.

Предмет исследования - социальная реальность брачно-семейных отношений, российское и зарубежное законодательство, исторический опыт нормативного регулирования брачно-семейных отношений, правоприменительная практика.

Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил дедуктивный метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как методы детерминированного факторного анализа, синтеза.

Степень научной разработанности темы. Отечественная юридическая наука постоянно обращается к исследованию вопросов правотворчества зарубежных государств. Вместе с тем на современном этапе ее развития брачные и семейные отношения всегда были и остаются центральным правовым институтом российского гражданского процесса, поэтому в период реформирования последнего возрастает необходимость изучения регулирования брачно-семейных отношений в праве России и иностранных государств.

 

 

Основные теоретические и правовые аспекты семейных отношений

 

Понятие брака и брачных отношений

 

Известный римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как соединения мужчины и женщины, объединения всей их жизни (жизненного жребия), общения в божеском и человеческом праве.[1]) Это определение было приведено в Дигестах Юстиниана, а после принятия на Руси христианства было воспринято русским правом, и впоследствии в смысловом отношении почти буквально закреплено в основном для России источнике канонического семейного права – Кормчей книге.

Само слово «брак» происходит от древнеславянского «борочити», что значит отбирать лучшее. С тех далеких времен шлейфом за нами тянется «двусмысленность слова «брак» в семейном праве и в обыденной речи («забракованный товар»). Н.С. Шерстнева, ссылаясь на древнейший свод русских летописей, утверждает, что «слово «брак» считалось производным от «брать», «беру». Слово «супружество» употреблялось в качестве синонима слова «брак» и происходит от слова «супруг» (упряжка)».[2])

Юристы во все времена пытались определить понятие, сущность и правовую природу брака. Так, еще цивилисты XIX в. искали лаконичное и полное определение брака. В дореволюционной литературе встречаются различные дефиниции брака. Так, И.А. Загорский считал, что «брак — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям». Широко известно и употребляется в учебной литературе определение брака, данное одним из авторитетнейших дореволюционных отечественных правоведов Г.Ф. Шершеневичем, который писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме». К. Анненков определял брак как союз двух лиц разного пола, основанный на договоре между ними и санкционированный в его заключении исполнением обряда церковного венчания.

Д.И. Мейер видел в браке юридическом союз двух лиц разного пола, удовлетворяющий известным юридическим условиям и дающий известные гражданские последствия. Вместе с тем он отмечал, что брак, во всей множественности своих сторон, в полной мере не входит в сферу действия права, а находится также и в сфере религии и нравственности, которая признает его союзом, основанным на любви и имеющим своей целью восполнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола.[3])

Современная юридическая наука содержит неоднозначное понимание правовой природы брака. В юридической литературе нет единства мнений и относительно правовой природы брака как соглашения супругов. Одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, другие - как обычный гражданский договор, ссылаясь в том числе на существующее представление о браке в зарубежных странах. В целом, в литературе по семейному праву предлагаются разные определения брака.

С точки зрения A.M. Беляковой, «браком является юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе».

Н.В. Орлова определяет брак как «добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов».

A.M. Нечаева считает, что «брак представляет собою союз женщины и мужчины, заключаемый в принципе пожизненно с целью создания семьи». Г.К. Матвеев пишет: «Брак - это союз (не сделка, не договор, а именно союз) женщины и мужчины, основанный на моногамной связи. Союз свободный, равноправный, в принципе пожизненный, заключенный с соблюдением особых правил с целью создания семьи».

По мнению Н.Г. Юркевича, брак - это «возникающее в результате санкционированного государством соглашения сторон пожизненное (в принципе) правовое отношение, содержание которого составляют предопределяемые императивными нормами закона субъективные права и юридические обязанности, опосредствующие в установленных законом пределах общение сторон в интересах их самих, детей (если таковые имеются) и общества».[4])

Наиболее точным представляется следующее определение: брак – это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брак нередко рассматривается как требующее государственной регистрации семейно-правовое соглашение мужчины и женщины, которое влечет состояние супружества. Наиболее радикальную позицию здесь занимает М.В. Антокольская, которая дала браку комплексное определение договора. По ее мнению, когда мы говорим, что брак - это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере. Поэтому невозможно говорить, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных и других соглашений между супругами. Все вышесказанное позволяет М.В. Антокольской сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе ничем не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Вместе с тем договорная теория брака изначально подвергалась критике в отечественном правоведении. Еще А.И. Загоровский, исследователь семейного права дооктябрьского периода, отметил, что хотя брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и расторжение его не зависит от произвола супругов. Поэтому брачный институт следует причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (sui generis)».[5])

Г.Ф. Шершеневич четко отграничивал возникновение брака на основе договора от самого брачного правоотношения. Он считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. «Цель брака, - пишет Г.Ф. Шершеневич, - совместное сожительство не только в смысле физическом, но и нравственном... С этой стороны обнаруживается различие между браком и обязательством, которые оба могут быть основаны на договоре. Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное, же соглашение не имеет, в виду определенных действий, но, как общение на всю жизнь, оно имеет по идее нравственное, а не экономическое содержание».[6])

Большинство современных отечественных исследователей отказываются признавать соглашение о заключении брака разновидностью гражданского договора. Их аргументы таковы: во-первых, цель вступления в брак составляет не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении и взаимопомощи; во-вторых, права и обязанности участников брачных правоотношений, супругов, определены императивно, что не согласуется с конструкцией договора.

Как видим, в правовой науке есть два подхода к юридической природе брака: для одних ученых – это союз, для других – договор. Думается, что в рамках данного исследования есть смысл примирить и тех и других, доказав, что брак – это союз, основанный на договоре.

В основе любого союза (не только брачного) должно лежать свободное волеизъявление сторон, при котором, выражая свою волю, его потенциальные участники стремятся к объединению для реализации обоюдного интереса.

На предварительном этапе формирования союза его участники осуществляют первичные договоренности (соглашения), которые впоследствии перерастают в основной договор, целью которого является создание именно такого союза, которого желали достичь его участники. Точно также и в браке одна из сторон будущего брачного правоотношения делает предложение, а вторая - отвечает на него согласием или отказом. В первом случае речь идет о предварительной договоренности, которая потом подкрепляется подачей заявления в ЗАГС, а в дальнейшем и регистрацией брака. Из данных договорных отношений (соглашения) между вступающими в брак и возникает брак в смысле союза. Тем самым, договорное брачное отношение предшествует союзному брачному отношению. Однако здесь следует иметь в виду, что договорное брачное отношение (соглашение о заключении брака), хотя и близко по своей природе к гражданско-правовому договору, все же отличается определенной спецификой. Так, например, у такого договора нет существенных условий, однако есть правовой результат, выражающийся в цели брака - направленности на создание семьи. Кроме того, к соглашению (договору) о заключении брака не применяются гражданско-правовые нормы об оферте и акцепте.

В определении брака, даваемом в юридической литературе, нередко переплетаются правовые и нравственные элементы. Допустимо согласиться с мнением Н.Н. Тарусиной, подчеркивающей «налет «романтизма», покрывающий дефиниции брака, предлагаемые отечественными учеными начиная с 60-х гг. прошлого века. Так, А.И. Пергамент трактовала брак как заключенный в органах загса «свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в целях создания семьи». О.С. Иоффе включает в определение брака «взаимные любовь и уважение».[7])

Ряд авторов включает в характеристику брака также его цель – рождение и воспитание детей. На мой взгляд, такой подход неоправданно сужает функционально-целевое назначение брака. Объединяясь в семью, люди могут преследовать различные цели. Если они прямо не противоречат закону, то государство и право они не интересуют. Нередко семью создают люди, не способные к деторождению (например, лиц преклонного возраста либо неспособных к деторождению вследствие патологии). Бывают и такие случаи, когда люди вступают в брак и создают семью не для того, чтобы иметь детей, а из меркантильных, карьеристских и т.п. соображений. Часто целью вступления в брак является стремление избежать одиночества, то есть взаимная поддержка, человеческое общение (психологическое, сексуальное).

Некоторые сторонники однополых браков предлагают исключить из определения брака указания на союз мужчины и женщины. В частности, Н.А. Алексеев называет браком «обезличенный институт, союз между двумя лицами, достигшими брачного возраста». Полагаем, такое предложение является чересчур радикальным, не соответствующим современным культурологическим представлениям нашего общества, и потому не может быть принято и поддержано правовой наукой.

Из вышеприведенных и других определений брака вытекает, что правовая природа брака проявляется в его социальных и правовых признаках. К числу социальных признаков следует отнести то, что: 1) брак является союзом лиц противоположного пола, мужчины и женщины; 2) этот союз имеет своей основной целью создание семьи. К правовым признакам брака можно отнести то, что: 3) он оформляется в установленном законом порядке и, как следствие, 4) порождает супружеские права и обязанности для сторон. Таким образом, под браком в семейном праве имеется в виду союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, оформленный в установленном законом порядке и порождающий их взаимные права и обязанности.

В семейном законодательстве РФ нормативного определения понятия «брак» нет. По мнению Ю.М. Фетюхина, это обусловлено тем, что брак – это комплексное социальное явление. Комплексность брака заключается в его социально-биологической природе. Кроме того, он находится под воздействием различных социальных норм. С одной стороны, он регулируется нормами права, с другой – находится под воздействием нравственных норм. С учетом этого брак является предметом исследования как социологии, так и правовой науки.[8])

С.В. Сивохина пишет: «Отечественный законодатель разумно избежал искушения дать в новом семейном кодексе легальное определение понятию брака из-за невозможности унификации существа брачных отношений всех супружеских пар ввиду того, что эти отношения регулируются не только нормами права, но и нормами иных социальных регуляторов (нормами обычаев, традиций, морали). Поэтому закон указывает лишь на значимые для государства условия действительности брака, чётко не определяя его сущности».

Л.М. Пчелинцева, также положительно оценивает отсутствие в СК РФ понятия «брак», поскольку «брак является сложным комплексным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту понятия брака только с правовых позиций».[9])

Состояние в браке (супружество) влечет возникновение брачных правоотношений и, как следствие, самых разнообразных прав и обязанностей между супругами. Согласно п.2 ст.1 СК РФ в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Этот принцип основан на конституционном принципе защиты семьи государством (ст. 38 Конституции РФ). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (п.2 ст.10 СК РФ).

Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации его заключения в органах загса. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту, как удовлетворяющий определенным требованиям. Поскольку закон признает только гражданский (светский) брак, заключенный в органах загса, состояние граждан в фактических брачных отношениях или заключение ими брака по религиозным обрядам является личным делом каждого гражданина, но не влечет никаких правовых последствий законного брака. Простое сожительство мужчины и женщины, хотя бы и отвечающее социальным критериям брака, не может расцениваться в качестве такового и не приобретает гарантий правовой охраны со стороны государства. Такой союз не отвечает юридическим признакам брака, а значит, с точки зрения юридической браком называться не может.

Таким образом, государственная регистрация брака означает, что по российскому законодательству ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не являются браком с юридической точки зрения и не порождают правовых последствий. Во всех случаях юридически брак считается существующим только после его официальной регистрации в органах загса. Фактические брачные отношения, сколь бы продолжительными они ни были, не являются браком в юридическом смысле и не порождают правовых последствий.

Не считается браком союз мужчины и женщины, хотя и оформленный в установленном порядке, но имеющий иные, нежели создание семьи, цели - например, получение имущественной выгоды для обеих или одной из сторон. Такой «брак» называется фиктивным и может быть признан в судебном порядке недействительным (п. 1 ст. 27 СК РФ). Если же лица, зарегистрировавшие брак, до рассмотрения судом дела о признании его недействительным фактически создали семью, а значит, брак стал отвечать социальным критериям, суд не вправе вынести решение о его недействительности (п. 3 ст. 29 СК РФ).[10])

Состояние в браке (супружество) выступает особым юридическим фактом – фактом-состоянием, порождающим правовые последствия. В частности, состояние в зарегистрированном браке влечет установление права общей совместной собственности супругов на нажитое в период брака имущество и возможность в будущем наследовать друг после друга. Отцом детей, рожденных женщиной, состоящей в браке, считается муж матери ребенка. Лицам, состоящим в близком родстве, закон гарантирует положение члена семьи нанимателя без дополнительного обоснования. Подобные юридические состояния, являясь юридическими фактами, возникают на основании других юридических фактов – действий, событий (факт заключения брака, факт регистрации сделки, факт регистрации права, факт рождения). При этом фактическая составляющая этих состояний также имеет определенные правовые последствия.

Например, супруги, зарегистрировав (оформив) брак, фактически могут в нем не состоять, и это обстоятельство сделает невозможным бесспорное наступление юридических последствий, характерных для состоявшегося брака. «В этом случае юридически достоверным считается то состояние, которое возникло как следствие породившего его юридического факта, но фактическое состояние субъекта отличается от прогнозируемого правом, и эти отличия влекут иное правовое регулирование отношений, вызванное фактическим состоянием. Так фактическое состояние приобретает юридическое значение».

В заключение можно отметить, что семья является динамичным социальным образованием. В ней происходят различные по характеру и содержанию изменения, которые отражаются на структуре и характере специфического внутрисемейного общения. Известно, что положение члена семьи на протяжении существования семьи все время меняется. Изменения в браке и семейной жизни тесно взаимосвязаны, объясняются как внутренней логикой развития семьи и личности ее членов, так и изменениями в обществе, подсистемой которого является семья как социально-правовой институт.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.