Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация учебной экологической тропы





Оснащение географической площадки

Географическая площадка - специально организованный и четко ограниченный на местности участок, предназначенный для систематического проведения практических занятий по природоведению и поэтому располагающийся вблизи школы, в освещенном месте учебно-опытного участка. Она необходима для систематического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой.

Географическая площадка имеет квадратную форму (размер 10 х 10 м). Для осуществления практических природоведческих работ и наблюдений ее оснащение должно включать:

1) Ф л ю г е р (прибор для определения направления ветра, укрепленный на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м) со столбом-высотомером для закрепления практических навыков и сравнений при определении высоты дерева, дома и других объектов;

2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, размещенное на опорах высотой 1,5-2 м) с установленным в ней термометром; работа предполагает наличие лестницы, которую периодически приставляют к ней, чтобы дети могли свободно подняться и снять показания прибора;



3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-2 м;

4) снегоизмерительную рейку (длина t,5-2 м, ширина 8-10 см), предназначенную для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова; одна ее сторона окрашивается в белый цвет и на нее наносятся деления через 1 см, противоположная - в черный цвет, с делением 10 см;

5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окрашиваемый через 1 метр в разные цвета и служащий в качестве забора-измерителя (какой участок забора отбрасывает тень в разное время суток);

6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать наглядные меры - кубический метр с делениями на дециметры;

7) Гномон - прибор (прочный шест длиной 1,5 м, установленный чаще всего в центре площадки и предварительно проверяемый на точность установки (вертикальность) отвесом), посредством которого определяется полуденная линия - направление местного меридиана, точное местное время и высота солнца над горизонтом, направление сторон горизонта.



8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам горизонта в целях улучшения ориентировки детей на местности.

9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины)

Вместе с тем обязательным требованием к размещению приборов на квадратной географической площадке является их взаимная незатемненность.

На площадке выполняются различного рода практические работы по определению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова. При этом наиболее приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек), а если прибор в единичном экземпляре – групповая посменная форма работы с обязательным фиксированием результатов всеми учащимися.

В целях экономии времени на географической площадке рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инструкциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на основании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке результаты наблюдений обобщаются и анализируются.

Ознакомление младших школьников с устройством географической площадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подготовить детей к проведению самостоятельных исследований.

 

Организация учебной экологической тропы

Учебная экологическая тропа - специально организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы, цель которого - создание условий целенаправленного воспитания экологической культуры детей.



Работа на экологической тропе предполагает: изучение объектов и явлений природы в естественной для них среде; познание видов природопользования; оценивание результатов взаимодействия человека и природы; овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении; развитие умений пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Методика работы на экологической тропе включает следующие этапы.

1. Технология создания учебной экологической тропы.

1. Прокладывание тропы: а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы – не более 18), «станций», создания проекта тропы. В целом по характеру расположения остановок- «станций» различают следующие виды экологической тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвращения), концентрическую (маршрут предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и комбинированную; б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (ЗО мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50-60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5-1,5 км (в среднем ~1км), с 5-6 «станциями»-остановками (смотровыми точками);

в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окружающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.

2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр): а) участки естественных природных сообществ разного типа небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле ...); б) геологические объекты (разные формы рельефа

природной эрозии, выходы горных пород, почвенные обнажения); в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы - деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Kpaсную книгу); г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедеятельности животных); д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (синичники, скворечники, дуплянки с демонстрацией способов их прикрепления к дереву); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопроводы, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, исторические памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, заповедники, зона рекреации; ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные деревья, эталонные участки лесов и горных степей).

З. Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций). Целый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и детскими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса.

Возможны следующие варианты сооружений: а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; подручный материал - ветки и стволы деревьев); б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме; в) гнезда птиц, живущих в данной местности; г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним; д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезающих видов растений характерных для данной местности).

4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее использования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Желательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов. На экологической тропе используются следующие указатели: а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде; б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок, содержащие лаконичные тексты рисунки, призывы;

в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), характеристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтические тексты, рисунки, информация о решении местных экологических проблем.

П. Проведение занятий на экологической тропе.

Предусматриваются различные формы работы с младшими школьниками в зависимости от возраста и степени подготовленности класса: комплексные сезонные и экологические экскурсии, фенологические прогулки, экологический практикум экологические игры и т.д., позволяющие включить детей в различные технологии взаимодействия с природой.

ПI. Просветительский этап.

Проведение занятий на экологической тропе, как и экскурсий, обязательно должно заканчиваться закреплением увиденного и практической реализацией полученной информации, что предполагает последующую организацию экологических диспутов, «круглых столов», недель просветительской работы. В целом любая экологическая тропа должна отвечать главным требованиям6 транспортной доступности, информативности, немонотонности.

Создание специально организованных мест для занятий с младшими школьниками в курсе природоведения в значительной мере облегчает работу по ознакомлению с действительностью, выявлению причинно-следственных связей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.