Сделай Сам Свою Работу на 5

Как систематизировать наблюдения





М. Мартин. Психологические эксперименты.

Психология как наука

Психологи подходят к своей работе во многом так, как это делают ученые в других областях науки. Стремясь понять человеческое поведение, психологи пытаются (1) выявить взаимосвязи между условиями и поведением и (2) органически включить эти взаимосвязи в упорядоченную систему знаний. В этой книге мы рассмотрим главным образом первый вид деятельности, хотя в главах 3 и 13 коснемся и второй задачи.

Какой же вид взаимосвязи приемлем для нас как ученых? Когда мы можем продемонстрировать, что одно событие связано с другим каким-то предсказуемым образом, то можем сделать утверждение, которое будет включено в систему научных знаний. По крайней мере одно из этих событий должно быть поведением, доступным измерению. Здесь мы можем провести грань между науками. Для нас как психологов наибольший интерес представляет человеческое поведение (и иногда поведение животных). И именно здесь мы сталкиваемся с одной из первых проблем — проблемой, которая не дает покоя психологам, в отличие от ученых, занимающихся естественными науками. Люди и животные изменчивы. Мы, люди, часто не можем воспроизвести и точности какую-то реакцию, даже если этого хотим, а в некоторых случаях можем этого и не хотеть. С точки зрения изменчивости, учёным естественникам, как правило, легче, чем психологам.



Физик, измеряющий коэффициент трения для деревянного кубика, может замерить время, в течение которого кубик соскальзывает вниз по наклонной плоскости. Хотя это время может меняться от опыта к опыту, подобная изменчивость будет относительно малой. Физик не допустит слишком большой ошибки, если сочтет изменчивость незначительным нюансом и замерит время только в одном опыте. Однако психолог, который хочет замерить время, необходимое человеку для нажатия на кнопку в ответ на световой сигнал, ошибется гораздо серьезнее, проигнорировав человеческую изменчивость. Маловероятно, что кубик нашего физика будет скользить в каких-то опытах несколько медленнее, поскольку внимание кубика направлено на другие объекты, он не готов, замешкался или дремлет; человек же может сталкиваться с этими и многими другими проблемами.



Кроме изменчивости от опыта к опыту психологи должны также принять во внимание изменчивость среди людей. Наш физик мог бы сконструировать другой кубик с теми же размерами, весом и шероховатостью поверхности, что у первого, и повторить эксперимент. Однако психолог не может воссоздать людей. Люди редко имеют совершенно одинаковые генетические предпосылки (исключение составляют монозиготные близнецы) и никогда не имеют в точности одинаковых предпосылок окружающей среды. По этой причине при реагировании на свет самая быстрая реакция одного индивида, как правило, значительно медленнее самой медленной реакции другого индивида. Тем самым нам, как психологам, приходится иметь дело не только с изменчивостью одного человека от опыта к опыту, но также с изменчивостью среди людей1.

Одним из способов учета изменчивости является использование статистических приемов. Многие студенты-психологи изучают их, проходя курс статистики на раннем этапе своей учебы. Поскольку это не учебник по статистике, мы не будем тратить много времени на статистические решения. Данный вопрос кратко рассматривается в главе 12, в которой обсуждается интерпретация результатов, и в Приложении А, в котором демонстрируются простые статистические операции. Второй способ учета изменчивости — проконтролировать ее настолько, насколько это возможно, в плане вашего исследования. Эта книга написана для того, чтобы помочь вам провести хорошее исследование, когда вы можете сказать: «Знаю, где проявится изменчивость, и смогу ее объяснить».



Психологи и другие специалисты в области социальных наук применяют разнообразные исследовательские приемы, чтобы упорядочить наблюдения в попытке объяснить изменчивость. В этой главе я предложу вашему вниманию обзор различных приемов. Далее, в следующей главе и в большей части оставшегося материала я подробнее остановлюсь на экспериментировании, поскольку это основной предмет внимания в этой книге.

Наиболее широко используемые исследовательские техники иногда называют количественными планами, в которых события можно выразить в количественной форме, так что конечные данные оказываются числовыми. Эти планы включают в себя эксперименты и корреляционные исследования. С тем чтобы дать вам полную картину доступных исследовательских приемов, в этой главе я также коротко рассмотрю неколичественные планы, в которых изучаемые события нелегко превратить в числа.

Количественные планы

Экспериментальный метод

Мы, как ученые, выявляем связи между событиями, но эти события не всегда представляют собой поведение. Фактически, когда мы проводим эксперимент или используем экспериментальный метод, нас интересует связь между рядом условий и поведением. Физик хочет знать время, за которое кубик соскользнет вниз по плоскости, если та расположена под определенным углом, имеет определенную поверхность и определенную температуру. Психологу, с другой стороны, может понадобиться изучить поведение студентов в аудитории. Оба ученых пытаются выявить взаимосвязи между рядом условий и поведением — поведением физического объекта или человека. Эти взаимосвязи являются научными фактами — строительными кирпичиками, с помощью которых мы создаем нашу науку.

К сожалению, не всегда легко спланировать эксперимент с целью выявления подобной взаимосвязи. Было бы идеально, если бы мы выделили, исчерпывающе и точно, определенный набор характеристик среды и затем измерили все модели поведения, имеющие место при этих условиях. Тогда мы могли бы сказать, что всякий раз, когда будет повторен этот набор характеристик среды, последует то же самое поведение. При этом если бы мы могли перечислить все условия среды, то имели бы уникальную конфигурацию условий. Опять же, если бы нам понадобилось изучить студентов в аудитории, какие условия представляли бы для нас интерес? Возможно, мы бы захотели определить влияние пола преподавателя или фасона одежды, которую он носит; возможно, влияние размеров аудитории, наличия в ней компьютеров или времени дня, в которое проводится занятие. Как можно видеть, имеется множество условий, которые мы могли бы исследовать. Фактически, условий среды бесконечное множество, и они образуют уникальный набор, который невозможно повторить.

Как и в случае с физиком, психолог хочет соотнести условия с поведением, и здесь возникает сходная проблема. Какие модели поведения мы хотим изучить? Возможно, мы желаем определить, насколько студенты внимательны. Или какое количество записей они делают. Или сколько вопросов они задают. Или хотим определить посещаемость занятий. А то и узнать, какой тип «мозговых волн» продуцируют студенты. Опять же, как и в случае условий среды, существует бесконечное множество моделей поведения, которые мы можем выбрать для измерения.

Тем самым перед нами встает дилемма. С одной стороны, мы хотим создать науку, в основе которой лежали бы утверждения о точных связях между внешними условиями и поведением. С другой стороны, если бы мы это сделали, то в итоге имели бы дело с бесконечным множеством утверждений, по одному для каждого уникального набора условий, сочетающегося с каждой моделью поведения из некоторого бесконечного множества. Хотя мы имели бы точные утверждения о связи между условиями и поведением, но никогда не смогли бы предсказать будущее поведение исходя из внешних условий, поскольку никогда бы снова не встретились с этими конкретными условиями, сочетающимися с конкретным поведением. Как же нам разрешить этот парадокс?

Ученым приходится идти на компромисс. Они выбирают только несколько характеристик, которые изучают в какой-то определенный момент времени, позволяя другим характеристикам образовать некий общий набор условий. Это означает, что точно оговаривается условие (или условия), представляющее наибольший интерес, тогда как другие условия образуют некий общий фон. Таким образом, условия образуют не уникальную конфигурацию, а скорее некий общий набор, который можно многократно повторять.

Применяя экспериментальный метод, ученый манипулирует, по крайней мере, одним из условий, и измеряет, по крайней мере, одну модель поведения. Например, допустим, мы хотим выяснить, легче ли запомнить слова, которые употребляются в английском языке чаще. Мы можем составить список часто употребляемых слов, таких как автомобиль, дерево, дом и рука, и другой список, состоящий из реже употребляемых слов, например, огурец, гамак, куранты и чепчик. Затем мы можем предложить эти списки людям и определить, сколько попыток им потребуется для того, чтобы заучить каждый из них. То есть мы выбрали для манипуляции одно условие — частоту употребления слов; представили его в виде двух уровней — высоко- и низкочастотного, и определили количество попыток, необходимых для заучивания. Таким образом, когда мы проведем свой эксперимент, мы с уверенностью сможем сформулировать утверждение о том, влияет ли как-то частота употребления слов на способность научения. Верно, что мы не можем просто взять и проигнорировать все прочие условия. Как мы увидим в следующей главе, нам придется тщательно обдумать то, как учитывать условия, которыми мы не манипули-руем. Однако если эксперимент проведен корректно, можно вполне

Как систематизировать наблюдения

Определенно утверждать, что любое изменение в измеряемом поведении, которое имело место, когда мы изменяли интересующее условие, вызвано именно этим изменением. Экспериментальный метод столь широко используется в науке потому, что никакой другой метод не позволяет нам сделать подобное строгое утверждение о причинах. Как вы увидите, когда мы будем обсуждать в этой главе другие научные методы, все они немного не дотягивают до идеала, когда можно со всей определенностью сказать, что именно это изменение в условии явилось причиной изменения в поведении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.