Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Подведение итогов урока





— Какой тип речи называют описанием?

— Какие вам известны виды описания?

 

Домашнее задание

1. Упр. 302. Сочинение-миниатюра.

2. Объяснить лексическое значение выделенных слов в упр. 310.

 

Урок 56

Рассуждение

 

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения упр. 302.

— Выпишите из сочинения предложения с причастными и деепричастными оборотами. Какую роль в вашем сочинении-описании они выполняют?

— Зачитайте сочинение-описание.

 

II. Повторение и углубление изученного материала

Беседа.

— Какие типы речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

— Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания, где применяются эти типы речи?

— Как строится текст-рассуждение, и каковы основные требования к его построению?

Схема построения текста-рассуждения

1) Вступление.

2) Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3) Аргументы (доказательства).

4) Вывод, т. е. итог, к которому пришел автор рассуждения.



 

2. Анализ текста. Упр. 310.

— Прочитайте отрывок из статьи С. Залтина «Читая Гоголя».

— Как вы понимаете выделенные слова и предложения?

— Определите тип и стиль речи. (Тип — рассуждение, стиль публицистический жанр — статья. Заглавие: «Автор галереи бессмертных образов», Великий Гоголь», «Бессмертный талант», «Талант на все времена».)

— Определите основной тезис данного текста. (Гоголь... был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений.)

— Какие аргументы автор использует для доказательства основного тезиса?

(Разве «Шинель» не предшествует современному реализму и даже крайнему его выражению — неореализму?

А что такое современный мистицизм в литературе? Это — «Вист» и «Портрет».

Кафке предшествовал «Нос».

Карелу Чапеку — «Ревизор».

Школе исторического романтизма в ее современном виде — «Тарас Бульба». Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм.

Художественно исследованиям предшествовали «Мертвые души».



Художественному бытописанию — «Старосветские помещики» и «Коляска». («Коляска» даже как бы предугадывает тех нынешних писателей, которые строят свои произведения не вокруг человека, а вокруг вещи).

Детектив? Это — «Игроки».

Водевиль? Это — «Женитьба».

Эссе? Это — «Выбранные места из переписки с друзьями» «Театральный разъезд».

И даже научному, а в то же время и писательскому исследованию Гоголь тоже отдал дань — вспомним его (незаконченную) «Историю Украины»).

 

Словарная работа.

Персонифицирует — олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.

Искусство гораздо консервативнее науки — искусство связано с традицией.

Неореализм — направление в итальянском кино и литературе, возникшее после Второй мировой войны и воплощавшее идеи гуманизма, социальной справедливости, основывавшееся на стремлении дать документально точную картину мира.

Мистицизм — мистическое мировоззрение, склонность к мистике.

Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

 

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Является ли этот текст рассуждением?

— Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

— Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

— Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

— Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.



 

Пример ответа:

Данное высказывание можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство всех частей. Предложения связаны параллельной связью. Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью.

Этот текст является рассуждением.

Можно выделить тезис — чувство милосердие отторгнуто нашей жизнью.

Аргументы:

• случай из жизни автора;

• «сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», т. е. устаревшие понятия;

• в Ленинграде... была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

Вывод: ... человек рож дается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

В данном тексте кроме рассуждения используется повествование.

Слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора: продолжала хлестать окровавленный платок; пальто блестит от крови; отводили глаза; внимание, обостренное ожиданием помощи; «меня это не касается»; с горечью вспоминал; негодовал; нравственность состоит из конкретных вещей; изъять милосердие; чувство заросло, оглохло; чувство атрофируется.

 

IV. Подведение итогов урока

— Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

 

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю милосердие?»

 

Урок 57 (33)

Речеведческий анализ текста

Цель урока:

Закрепить умение анализировать текст.

 

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

 

II. Рассмотрение текста

Чистые пруды

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...

Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

(По Ю. Нагибину)

 

Анализ текста

Текст представляет собой лирическую зарисовку — объяснение в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя (художественный стиль речи).

Описание Чистых прудов (а это небольшой район Москвы: улица, бульвар, пруд) пронизано счастливыми воспоминаниями; собственно говоря, в тексте больше раскрывается сам автор, чем город. Когда же говорится о городе, то преобладает его оценка, а не описание в узком и собственном смысле слова.

Текст прозрачен по композиции. В зачине (два первых предложения) дается общая эмоциональная оценка этого места. Оценка сугубо личная, авторская. Это уже заявка на субъективное описание. Основная часть состоит из пяти абзацев. Это мазки-воспоминания, оформленные по-разному: первый абзац дадим ему условное название «Я знал там все» — описание состояния среды, пропущенное через состояние лица (знал); второй абзац — «Чудо первого скольжения» — оценка действительности и состояния лица; третий абзац — «Целый мир чудесных неожиданностей» — опять оценка действительности и описание состояния лица; четвертый абзац — «Бульвар осенью» — описание среды, оценка действительности; пятый абзац — «Самый сильный образ юности» — после повествовательной фразы (Это было в пору ожесточенных боев в Испании) дается описание среды и лица; шестой абзац — концовка, в ней, как и в зачине, дается общая оценка Чистых прудов, но уже аналитическая, интеллектуальная.

Работая над текстом, следует обратить внимание на различные способы выражения оценки. Среди них одно из самых сильных средств общая поэтическая интонация. В прозе, как и в стихах, она создается путем упорядочивания текста. В данном тексте используется «окольцованная» композиция — общая оценка в начале, то же — в конце; анафоричное построение четырех абзацев с экспрессивным повтором тематических слов — Чистые пруды; параллельная связь между ними. Исключением является лишь один четвертый абзац, присоединяемый к предыдущему по способу цепной связи, и тоже не случайно: однообразие может наскучить. Задает интонацию именительный падеж представления в начале текста, отделенный от следующих фраз многоточием.

Оценка содержится также и в интонации восклицательных предложений; в синтаксическом строе некоторых повествовательных предложений (А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек) и, понятно, в лексике. Здесь много слов оценочной семантики (самое прекрасное, красиво, загадочно, чудо, чудесные неожиданности, милые скромные чудеса и т. д.).

Примечания:

Приведенный пример анализа не означает, что это образцовый вариант речеведческого разбора. Вариантов может быть множество, и каждый из них отражает особенности, пусть небольшие в понимании текста.

План текста дан в анализе.

В целях необходимой наглядности здесь может быть использован заранее подготовленный раздаточный материал

 

Домашнее задание

1. Упр. 314. Сочинение-рассуждение на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»

2. Индивидуальное задание. Познакомить учащихся с основными видами сокращения текста. Рассказать о тезисах и выписках.

 

Урок 58 (34)

Контрольный диктант

 

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

 

Диктант

Вариант I

С уверенностью можно сказать, что Чехов, более чем кто-либо, показал всю гибкость, красоту, изящество и разнообразие русского языка. Однако он никогда не прибегал к выковыванию новых, искусственных слов. Заслуга его в том и заключается, что он, не переставая, учился языку где только мог. И нельзя утверждать, что эта незримая работа давалась ему очень легко. Юношеские его рассказы далеко не свободны от южнорусских оборотов и речений, между тем как последние произведения изумительны по чистоте языка. Чеховские корректуры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой обработке стиля.

У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.

Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова — нежное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.

Пути русской литературы всегда были отмечены, точно придорожными маяками, внутренним сиянием отдельных личностей, душевным теплом тех праведников, без которых «несть граду стояния». В этом смысле Чехов непосредственно примыкает к скорбным и кротким обликам Гаршина и Успенского.

В смерти Чехова заключается какой-то глубокий символ настоящего литературного разброда. Точно вот ушел он, и вместе с ним исчезла последняя препона стыда — и люди разнуздались и заголились.

Конечно, здесь нет связи, а скорее совпадение. Однако я знаю многих писателей, которые раньше задумывались над тем, что бы сказал об этом Чехов. Как поглядел бы на это Чехов? (222 слова).

(А. Куприн.)

 

Вариант II

Едигей достал из лодки тяжелый кожаный бурдюк, наполненный водой, развязал его и выплеснул на прибрежную гальку вместе с водой золотого мекре. То была большая рыба. Могучая и красивая рыба. Она бешено заколотила золотым хвостом, изгибаясь, подпрыгивая, разметая вокруг мокрую гальку, и, широко разевая розовую пасть, обратилась к морю, пытаясь добраться до родной стихии, до прибоя. На какую-то недолгую секунду рыба вдруг замерла напряженно, затихла, пытаясь освоиться, оглядывая немигающими безупречно круглыми чистыми глазами тот мир, в котором нечаянно очутилась. Даже в суме речном предвечерье зимнего дня непривычный свет ударил в голову, и увидела рыба сияющие глаза людей, склонившихся над ней, кромку берега и неба и в очень далекой перспективе над морем различила за редкими облаками на горизонте нестерпимо яркий для нее закат угасающего солнца. Задыхаться начала. И рыба вскинулась. Заколотилась, закрутилась с новой силой, желая добраться до воды. Едигей поднял золотого мекре под жабры.

— Подставляй руки, держи, — сказал он Укубале.

Укубала приняла рыбину, как ребенка, на обе руки и прижала ее к груди.

— Какая она упругая! — воскликнула Укубала, ощутив ее пружинистую внутреннюю силу. — А тяжелая, как полено! И как здорово пахнет морем! И красивая какая! На, Едигей, я довольна, очень довольна. Исполнилось мое желание. Отпусти ее в воду поскорей...

Едигей понес золотого мекре к морю. Войдя по колено в набегающий прибой, он дал рыбе соскользнуть вниз. На какое-то короткое мгновение, когда золотой мекре падал в воду, отразилась в густой синеве воздуха вся золотая оснастка рыбы от темени до хвоста, и, блеснув, вспарывая воду стремительным корпусом, рыба уплыла в глубину... (246 слов).

(Ч. Айтматов.)

 

Урок 59

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)

 

Цели урока:

Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической речи учащихся.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Тетради с сочинением на тему «Каким я представляю себе красивого человека?» сдаются на проверку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.