Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды бессоюзных сложных предложений





Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения, например, перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.

1. Бессоюзные сложные предложения со значением последовательности. Они отличаются ярко выраженной перечислительной интонацией. Между простыми предложениями в устной речи ясно ощущается пауза. В этих предложениях выражается одновременность и последовательность событий: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. Пушкин.)

В обоих простых предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени, например: Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой (А. Чехов.)

2. Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. В этих сложных предложениях второе предложение поясняет первое: Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. (М. Пришвин.)

Первое предложение произносится с понижением голоса. После него в устной речи обязательна пауза.



Сказуемые в обоих простых предложениях соотносятся либо только по времени, либо только по виду, либо по времени и виду, например: Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Толстой.)

3. Бессоюзные сложные предложения со значением условия. В них первое простое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия: Задумаю — реки большие надолго упрячу под гнёт. (Н. Некрасов.)

В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса, с небольшой паузой перед второй частью.

4. Бессоюзные сложные предложения со значением времени. Такие предложения обозначают конкретные действия и состояния, например: Буря прекратилась — отряд двинулся дальше.

В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса и небольшой паузой. Между простыми предложениями делается более растянутая пауза.

5. Бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления. В них факты одного предложения противопоставляются фактам другого предложения, например: Делу время потехе час (пословица); Давно наступили сумерки — она всё ещё сидела в гостиной. (А. Аксаков.)



В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.

6. Бессоюзные сложные предложения со значением причины. Второе предложение обозначает причину действия в первом предложении: Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский.)

Примечания:

• От первого предложения можно поставить вопрос почему?

• Ко второму предложению можно добавить союз потому что.

В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.

7. Бессоюзные сложные предложения со значением следствия. Во втором предложении выражается причина, а в первом — результат действия, например: Мы в трауре, так балу дать нельзя. (А. Грибоедов.) Между предложениями делается большая пауза.

Примечание:

• Ко второму предложению можно добавить союз вследствие чего.

— Какие предложения называются бессоюзными сложными?

— Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?

— Каковы условия постановки в бессоюзном сложном предложении запятой? Точки с запятой? Двоеточия? Тире?

 

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Анализ примеров.

а) Старинная русская игра была нежна и печальна: перебор «Камаринской» угадывался в ней за тоскливым зовом ладов, густые хрипловатые вздохи басов протяжно оттеняли ладовую перекличку, щемящие переходы были целомудренно-чисты, и от всего веяло неведомой силой, неведомой горечью. (В. Белов.)



 

б) Трубы подняли воинский лагерь на заре. Едва умылись, кто в ручье, кто росой, сотские стали скликать своих. Утро было ясное, бестуманное, отрядами в молчании сходились к середине луга. Пахло ладаном — перед войском явились попы с кадильницами, потом показался санный возок с хоругвями, его сопровождали верховые в тёмных рясах, на иных белые клобуки. Из саней вышел высокий человек в рогатой митре и парчовой ризе. (Вл. Возовиков.)

 

Объяснение трудных слов:

Митра — позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками.

Клобук — высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор.

Хоругвь — 1. В старину: войсковое знамя; 2. Принадлежность церковных шествий — укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. (в тексте — второе значение)

Риза — 1. Облачение, одежда священника при богослужении; 2. Оклад на иконе.

Оклад — тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лица и рук.)

 

в) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух. (И. А. Гончаров.)

 

г) ...Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс — пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь — мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу оттолкнуть её от себя — она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. (М. Ю. Лермонтов.)

 

Домашнее задание

1. Упр. 259.

2. Повторить правописание приставок на з-с, при- и пре-. Подготовиться к словарному диктанту;

3. Повторить пунктуацию при прямой речи.

 

Урок 47

Прямая и косвенная речь

 

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Прямая речь»; закрепление умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную; закрепление навыков правописания.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Проверить задания 1, 2, 3 к упр. 259.

 

2. Словарный диктант на правописание приставок.

Здоровье, сумасшедший, возраст, изжить, воскресение, испокон веку, рассольник, бессчётный, восшествие, ни зги не видно, раскрасавец, чересседельник, чрезмерный, розыскной, сгущённый, сдуть, рассвирепеть, всколыхнуть, расшить, беззлобный, расчёска, прибрежный, презабавный, президент, беспристрастный, преображать, призреть сироту, прельщать, препятствие, пресловутый, презренный человек, престарелый житель, премьера, приостановиться, преобразовать, примитивный, предание старины, пригореть.

 

II. Работа по теме урока

— Дайте определение прямой речи. (Дословная передача чужой речи с сохранением всех авторских особенностей.)

— От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От места прямой речи по отношению к словам автора.)

— Отразите это в схемах.

• «П», — а. «П?» — а. «П...» — а.

• А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П...»

• «П, — а, — П». «П, — а: — П».

• «П, — а. — П». «П! — а. — П».

• А: «П», — а. А: «П!» — а. А: «П!» — а.

 

Анализ текста.

1) Павел подошёл к двери, толкнув её рукой, спросил: «Кто там?» 2) Он (Рыбин) густо и громко сказал: «Здравствуйте, Ниловна!» 3) «Только разум освободит человека», — твёрдо сказал Павел. 4) «Ух, смело говорит», — толкнув мать в плечо, сказал высокий, кривой рабочий. 5) «Вам бы вступиться за Павла-то, — воскликнула мать, вставая, — ведь он ради всех пошёл». 6) «Это вы? — воскликнула Власова, вдруг чему-то радуясь. — Егор Иванович!» 7) «Когда пойдёте на свидание с Павлом, — говорил Егор, — скажите ему, что у него хорошая мать». 8) «Павел — редкий человек, — тихонько произнёс хохол, — железный человек». 9) «Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону», — твёрдо заявлял Павел. 10) «Мама, — сказал Павел, — вы сходите, принесите книг!»

(М. Горький. «Мать»)

— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

— Что такое диалог? (Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц.)

 

2. Переписать диалоги, расставляя недостающие знаки препинания:

1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё. Ну что сказала комендантша каково идёт баталия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузьмич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку оборотился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время ненадёжное ветер слегка подымается вишь как он сметает порошу. Что же за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток. Я ничего не вижу кроме белой стены да ясного неба. А вон это облачко.

(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

 

— Что такое косвенная речь? (Передача чужой речи в форме придаточного предложения.)

 

Материал для учителя

Косвенная речь

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь не только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (М. Лермонтов.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.