Сделай Сам Свою Работу на 5

Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.





— Что изучает пунктуация?

— Назовите принципы русской пунктуации.

 

3. Взаимодиктант «Трудные случаи написания наречий» (диктуют слова с предыдущего урока).

 

II. Работа по теме урока

Повторение и обобщение знаний.

— Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)

— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое.)

— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

• именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);

• глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);

• наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).

— Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.



Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю (зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.

Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).

— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это предложение.)

— А что ещё не является словосочетанием? (Слова с предлогами — за домом; слова, соединённые сочинительной связью, — умный и обаятельный.)

 

Синтаксический разбор предложения.

Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым. (В. Брюсов)



— Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.

Схема: [ ], и [ ].

— Объясните правописание гласных после шипящих.

— Выпишите словосочетания.

волны шитые — главное слово — волны

шитые шелками — главное слово — шитые

шелками лиловым — главное слово — шелками

шелками красным — главное слово — шелками

шелками жёлтым — главное слово — шелками

шелками золотым — главное слово — шелками

проблистав над синью — главное слово — проблистав

проблистав янтарями — главное слово — проблистав

свой дым — главное слово — дым

жемчужный дым — главное слово — дым

сгущало дым — главное слово — сгущало

— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)

— Словосочетания какого вида вы писали? (Именные, глагольные.)

• Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.

• Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.

— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям? (Шитые — причастие, особая форма глагола; проблистав — деепричастие, неизменяемая форма глагола.)

— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

• Управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав‚ над синью, проблистав янтарями).

• Согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).



 

3. Выборочно-распределительный диктант.

(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

Ответ:

 

Согласование Управление Примыкание
Громкий шорох, холщовый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок. Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофёра, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом. Горячо спорить, говоришь шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

 

— Объясните правописание гласных после шипящих.

 

4. Самостоятельная работа по упр. 209, 210, 211 с последующей взаимопроверкой под руководством учителя.

 

III. Итоги урока

— Дайте определение словосочетания.

— Назовите виды словосочетаний.

— По какому принципу они подразделяются?

— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.

 

Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.

2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.

3. Повторить правописание гласных после шипящих.

 

Ответы к упражнению 212:

Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать своё мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.

 

Урок 41

Простое предложение

 

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.

 

2. Связный ответ по теме «Словосочетание».

 

3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц»:

Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт — нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.

 

II. Работа по теме урока

Анализ текста.

 

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

— Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

— Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный.)

— Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)

— К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два — нераспространённые третье — распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)

— Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором — простое глагольное сказуемое.)

 

2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».

Синтаксический разбор предложения.

Искусство — это историческаяэнциклопедиячеловеческихощущений, противоречивыхстрастей, желаний, взлетов и падениядуха, самоотверженности и мужества, поражений и побед. (Ю. Бондарев.)

— Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.

— Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.

 

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

• Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса — пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь — сорок девять.)

• Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить — не поле перейти.)

• Один главный член выражен инфинитивом, а другой — существительным. (Наша задача — помочь нуждающимся.)

• Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)

— А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?

 

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

• Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)

• Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)

• При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)

Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.