Укажите глаголы I спряжения.
а) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те.
б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.
Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?
а) Верт..шь головой.
б) Бре..шься по утрам.
в) Беж..шь быстро.
г) Хоч..т конфет.
12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь?
а) Отреж.. .
б) Ляг.. .
в) Съеш.. .
13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч.., спряч..ся, спряч..тесь писать ь?
а) Писать ь надо.
б) Писать ь не надо.
14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс -ыва-, -ива- в 1-м лице ед. ч., то в прошедшем времени и в неопределённой форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?
а) Развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался.
б) Протанц..вал, разрис..вал, завед..вал.
15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.
1) Рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать.
2) Облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.
Ответы:
1. — а); 2. — б);
3. — а); 4. — б), в);
5. — а); 6. — а);
7. — б); 8. — а);
9. — а) да, б) да; 10. — б);
11. — а) II спряжения, б) I спряжения, в), г) разноспрягаемые;
12. — а), в); 13. — а);
14. — а); 15. — б).
V. Итоги урока
— Расскажите о правописании гласных е, и в суффиксах глаголов с приставкой обез-(обес-).
— В каких глаголах пишется составной суффикс -енеть?
Домашнее задание
1. Выучить записи в тетради;
2. Упр. 174.
Урок 35
Правописание причастий
Цели урока:
Обобщить полученные знания по теме «Причастие»; закрепить навыки правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Комментированное чтение упр. 174.
2. Выписать глаголы из упр. 174, определить спряжение. (Один ученик работает у доски.)
II. Работа по теме урока
Анализ текста.
— Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела. (А. Толстой.)
— Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.
— Выпишите словосочетания «прич. + сущ.». Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце , ледок и т. д.)
Вывод: гласные в падежных окончаниях причастий определяются с помощью вопросительного слова какой: испарений ( ) воздух.
— Выделите суффиксы причастий.
— Рассмотрите схему на стр. 88 учебника и расскажите о правописании гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
2. Выводы учащиеся записывают в таблицу:
Правило
| Примеры
| Особые случаи
| В суффиксах дейст. причастий наст. времени -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) пишутся: буквы у или ю, если причастие образовано от глагола I спр., буквы а или я, если причастие образовано от глагола II спр.
|
|
| В суффиксах страд. причастий наст. времени -ем-, -им- пишутся: буква е, если причастие образовано от глагола I спр., буква и, если причастие образовано от глагола II спр.
|
|
| В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
|
|
| В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется е(нн), если причастие образовано от глагола на -ить.
|
|
|
Примечание:
Необходимо различать причастия, образованные от разных глаголов: расстрелянный (от гл. расстрелять), подстреленный (от гл. подстрелить), развешанные картины (от гл. развешать), развешенная мука (от гл. развесить).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Осложнённое списывание
1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А. Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А. Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М. Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И. Тургенев). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И. Тургенев).
Задание к тексту:
Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.
Ответ:
1) Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва реке (Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне (Пушкин). 3) Зарево на даль них высотах румянцем отразилось (Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега, в небольшой овраг (Тургенев). 5) Лошади, сколько я мог различить при чуть слабо свете звёзд, тоже лежали, понурив головы (Тургенев).
Выборочный диктант
— Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.
1) Лодка, вёслами махая, плыла по дремлющей реке (Пушкин). 2) Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко (Лермонтов). 3) Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен.) 4) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (Пушкин.) 5) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав. (Тургенев.) 6) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев.) 7) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М. Горький.) 8) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович.) 9) Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы. (М. Шолохов.) 10) Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|