Сделай Сам Свою Работу на 5

Мягкий знак на конце слов после шипящих





Цели урока:

Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)

— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.

— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.

 

2. Работа по вариантам.

• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».

• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)

 

Ответ:

Вадимкрутоповернулв сторону, отбежалпрочь, слез, привязалконяктолстойберёзе и селна землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).

Схема:

 

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?

— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?

Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:

 

Пишется Не пишется
В существительных 3-го скл. женского рода (рожь, мощь) В глаголах а) неопред. формы (залечь, печь пирог) б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь) в) повелит. наклонения (плачь громче) В наречиях (вскачь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпёж В частицах (вишь, лишь, ишь) В существительных а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож) б) мн. числа родит. падежа (луж, груш) В кратких прилагательных (дремуч, колюч)

 



III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо. Упр. 191.

 

С мягким знаком Без мягкого знака
Глагол Сущ. 3 скл. Наречие
Прилечь, читаешь, идёшь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, отрежь, придёшь, смеёшься. Горячая печь, ночь, брешь, молодёжь, мощь, тишь, мышь, речь, картечь, вещь, мелочь, глушь, чушь, упряжь. Сплошь, прочь, невмочь, навзничь, лишь, настежь. Меч, грош, нож, ёж, детский плач, товарищ, хвощ, луч, много туч, сто тысяч, свеж, сторож, груш, грош, пахуч, печка, печной, мощный, жгуч, сто душ, ландыш, замуж, падеж, рубеж, чертёж, падёж.

 



2. Индивидуальные задания.

Карточка № 1

— Вставьте пропущенные буквы:

Горяч.., доч.., обжеч..ся, зареж.., кулич.., мелоч.., острич.., сплош.., тон..ше, уж.., фальш.., вскач.., вояж.., глуш.., пейзаж.., проч.., свар..щик, убереч..ся, тягуч.., январ..ский, платёж.., пожарищ.., стриж.., воз..меш.., колюч.., ёж.., испеч.., кон..чик, ералаш.., невтерпёж.. .

 

Ответы:

Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж.

 

Карточка № 2

— Вставьте пропущенные буквы:

Ноч.., камен..щик, куч.., вет..ви, клян..чить, среж.., тон..чайший, бережёш..ся, зон..тик, брич..ка, щёлоч.., биш.., стрич..ся, декабр..ский, свеч..ка, брош.., пил..щик, сроч..ный, ден..-ден..ской, плющ.., мел..чайший, хрящ.., кумач.., наотмаш.., навзнич.., замуж.., горяч.., молодёж.., сторож.., невмоч.., с плеч.., хорош.., умнож..те, назнач..те.

 

Ответы:

Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош, умножьте, назначьте.

 

Самостоятельная работа.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) В..едливый, 2) из..явить, 3) из..ять, 4) бел..этаж, 5) фортеп..яно, 6) ад..ютант, 7) н..юанс, 8) девят..ю, 9) зав..южить, 10) интерв..юер, 11) ос..миног, 12) п..едестал, 13) кинос..ёмка, 14) тепло..ёмкий, 15) транс..европейский, 16) трет..егодний, 17) трёх..ярусный, 18) четырёх..этажный, 19) пас..янс, 20) шампин..он.



Ответы: 4, 5, 8. 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20.

 

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Ал..труист, 2) необходимо бросит..ся, 3) ведёш.., 4) гореч.., 5) горяч.., 6) ералаш.., 7) жеч..ся, 8) замуж.., 9) зареж.., 10) июн..ский, 11) январ..ский, 12) клян..чить, 13) кулич.., 14) мелоч.., 15) наотмаш.., 16) настеж.., 17) острич.., 18) сплош.., 19) тон..ше, 20) явиш..ся.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 14-20.

 

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Вскач.., 2) говориш.., 3) вояж.., 4) залеч.., 5) изречёш.., 6) любуеш..ся, 7) макияж.., 8) назнач.., 9) пейзаж.., 10) проч.., 11) нет стрельбищ.., 12) свар..щик, 13) бетон..щик, 14) тягуч.., 15) тянеш..ся, 16) держиш..ся, 17) несколько крыш.., 18) отсроч..ка, 19) отсроч..те, 20) с..ешьте.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19.

IV. Итоги урока

Я стал подниматься на Безобдал гору, отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осенённая деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелье, называемое, кажется, Волчьими Воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные, зелёные нивы. Я взглянул ещё раз на она опалённую Грузию и стал спускаться по отлогому склону горы к свежим равнинам Армении. С неописаннымудовольствиемзаметиля, что знойвдругуменьшился: климатбыл другой. (Повеств., невоскл., сложное, с разными видами связи: 1 и 2 — сложноподчинённая, 1 и 3 — бессоюзная: причина и следствие; 1 — главное, двусост., распр., полное, неосложн.; 2 — придат. изъясн., двусост., распр., полное, неосложн.; 3 — двусост., не распр., полное, неосложн.)

— В каких частях речи пишется мягкий знак после шипящих?

— В каких частях речи не пишется мягкий знак после шипящих?

 

Домашнее задание

Составить словарный диктант (объём —40 слов) по теме урока.

 

Урок 34

Правописание глаголов

 

Цель урока:

Закрепить навыки правописания глаголов.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Словарный диктант. (Звучит диктант, составленный одним из учащихся дома; объясняется правописание ь после шипящих.)

Упр. 173.

Спишите текст. Вставьте недостающие знаки препинания.

В первых 3 предложениях выделите все члены предложения.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Ответы к упражнению:

— В данном тексте найдите глаголы, назовите признаки, по которым вы определили эту часть речи.

— Какие орфограммы, связанные с правописанием глаголов, вы встретили в данном тексте?

 

II. Работа по теме урока

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.