Сделай Сам Свою Работу на 5

Закрепление умения определять омоформы и омофоны.





Слово учителя:

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

 

Самостоятельные части речи Производные предлоги
Положить на счёт предприятия. Договориться насчёт встречи.
В течении реки. В течение дня.
Не смотря в лицо. Несмотря на погоду.
В продолжении книги. В продолжение часа.
Благодаря за подарок. Благодаря подоспевшей помощи.
На встречу с другом. Навстречу ветру.
Провели в заключении. В заключение речи хочу сказать.
В следствии допущены ошибки. Вследствие дождя.
Оказаться в виду острова. Ввиду ошибки.

 

Умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.

— Подчеркните омоформы и омофоны.

 

3. Правописание ь после шипящих.

— Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце пишется после шипящих.



• существительные 3-го скл.: рожь, дичь;

• глаголы в неопред. форме: печь, течь;

• глаголы повелительного наклонения: режьте, съешьте;

• глаголы во 2-м лице ед. числе: колешь, рубишь;

• наречия: навзничь, сплошь.

— Назовите части речи, в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.

• существительные 2-го скл. м. рода: гараж, врач;

• существительные мн. числа в родительном падеже: туч, крыш;

• краткие прилагательные: колюч, свеж.

— Составьте словарный диктант по вариантам: I вариант — ь пишется; II вариант ь не пишется (10—15 слов).

 

II. Итоги урока

— В каком разделе лингвистики изучаются части речи? По какому принципу происходит деление частей речи на группы?

 

III. Домашнее задание

1. Дать ответы на вопросы 1-3 стр. 67 учебника;

2. Упр. 148;

3. Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.

(Задание 2 или 3 — на выбор учащихся.)

 

 

Раздел 5

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Урок 26 (22)

Морфологический разбор знаменательных



И служебных частей речи

 

Цели урока:

Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по вопросам 1-3 , стр. 67.

— Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

— Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.

— Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

2. Объяснение пунктуации и орфограмм в словах с пропущенными буквами в тексте упр. 148.

 

3. Проверка примеров омонимов, омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе (задание давалось по желанию учащихся).

 

II. Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки разных частей речи»

Сегодня в прозрачноммосковском небе проплылпервыйтреугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями роднуюземлю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В. Тельпугову)

 

Анализ текста.

— Озаглавьте текст. (Прощание с родной землёй.)

— Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей? (Деепричастные обороты.)

— Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему? (Нельзя, замена изменит не только характер интонационного строя предложений, но и смысл текста.)



— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

— Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.

 

2. Морфологический разбор частей речи (по выбору учителя).

(Работу можно проводить по вариантам, что позволяет охватить большее количество слов для разбора. Одно-два слова разбираются на доске, остальные — самостоятельно. На разбор каждой группы частей речи отводится 3-4 минуты.)

А) Морфологический разбор существительного

Определение морфологических признаков: постоянные признаки род (м., ж., ср.), собственное (нарицательное), одушевлённое (неодушевлённое), склонение (1-е — м., ж. род на -а, -я; 2-е — м. род с нулевым окончанием; 3-е — ж. род оканч. на мягкий знак); непостоянные признаки — число, падеж.

Образец:

В небе — существительное, небо, нарицательное, неодушевлённое, ср. род, 2-е склонение; в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — обстоятельство.

 

Б) Морфологический разбор глагола

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный — что сделать?, несовершенный — что делать?), переходный (способный управлять существительным в вин. падеже без предлога), непереходный, спряжение (I или II возвратный (невозвратный); непостоянные признаки — время (прошедшее, настоящее, будущее), наклонение (изъявительное, сослагательное (условное), повелительное), лицо, число, род (в прошедшем времени).

Образец:

Проплыл — глагол, проплыть, совершенный вид, непереходный, изъявительное наклонение, I спряжение, невозвратный; в прошедшем времени, в ед. числе, в м. роде, в предложении — сказуемое.

 

В) Морфологический разбор деепричастия (особая форма глагола)

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), неизменяемость.

Образец:

Набирая — деепричастие, набирая, несовершенный вид, неизменяемый, в предложении — обстоятельство.

 

Г) Морфологический разбор причастия (особая форма глагола)

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), время, действительное (страдательное); непостоянные признаки — полная или краткая форма (у страдательных причастий), падеж (у причастий в полной форме), число, род.

Образец:

Проплывающую — причастие, проплывающий, действительное, настоящего времени; в винительном падеже, в ед. числе, в ж. роде, в предложении — определение.

 

Д) Морфологический разбор прилагательного

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд (качественное, относительное, притяжательное); непостоянные признаки — степень сравнения качественных прилагательных (сравнительная, превосходная), в полной или краткой форме (качественное), род, число, падеж.

Образец:

(В) призрачном — прилагательное, прозрачный, качественное; в полной форме, в м. роде, в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — определение.

 

Е) Морфологический разбор наречия

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд по значению (образа действия, места, времени, причины, цели, меры и степени); непостояннные признаки — степень сравнения (в наречиях, образованных от качественных прилагательных).

Образец:

Медленно — наречие, неизменяемое, образа действия.

 

Ж) Морфологический разбор числительного

Определение морфологических признаков: постоянные признаки — простое (составное), количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое; непостоянные признаки — род (если есть), число (если есть), падеж.

Образец:

Первый — числительное, первый, простое, порядковое; в м. роде, в ед. числе, в именительном падеже; в предложении — определение.

 

З) Морфологический разбор предлога

Образец:

С — предлог, простой, не производный.

 

И) Морфологический разбор союза

Образец:

И — союз, сочинительный, соединительный.

 

III. Домашнее задание

1. Упр. 167 (выполнить задания к упражнению);

2. Сделать морфологический разбор местоимения;

3. Упр. 184 (выполнить задания 1, 3 к тексту упражнения).

 

Урок 27 (23)

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах

Существительных, прилагательных и наречий

 

Цели урока:

Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

Работа по группам.

На доске записано предложение:

Мощё(н, нн)ая дорога прорезала по дли(н, нн)е деревню и вильнув вправо, ушла по деревя(н, нн)ому мосту через (не)широкую но быструю речку. (В. Богомолов.)

 

Задание для I группы:

— Выполнить синтаксический разбор данного предложения, расставить знаки препинания.

 

Задание для II группы:

— Выписать деепричастие, выполнить фонетический разбор.

 

Задание для III группы:

— Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по три примера на каждую.

 

2. После проверки заданий повторяем правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных (см. учебник, стр. 78).

— Какие случаи правописания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных не названы в учебнике?

Исключения: , но !

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: воспитанная девушка — девушка воспитанна.

Можно продолжить ряд прилагательных, не имеющих суффикса: юный, румяный, синий, зелёный, багряный, пряный, бараний, свиной.

Необходимо запомнить: (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масленая каша, масленый блин, масленые глаза, масленая неделя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.