III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Самостоятельная работа: упр. 134.
IV. Итоги урока
— Что изучает морфемика?
— Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
— Какие способы образования слов вы знаете?
— Расскажите о морфологическом способе словообразования.
— Что значит неморфологический способ словообразования?
Домашнее задание
Упр. 126 (I часть); упр. 131.
Урок 24 (20)
Выразительные словообразовательные средства
Цели урока:
Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Работа по теме урока
Осложнённое списывание.
а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.
б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении...
(Б. Тимофеев)
Задание к тексту:
Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
— Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» — пренебрежительное.)
— Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)
— Выполните морфемный разбор слов:
— Определите значение морфем в первом слове.
• со- — вместе ( );
• -ник- — лицо ( , сотрудник)
2. Слово учителя:
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
• уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- ( ), -ик- ( ), -ишк- ( ), -к- ( ), -ушк- ( ), -чик- ( ), -еньк- ( )
• увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- ( ), -онк- ( )
• элемент вносят приставки: вос- ( )
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)
Ответы к заданию:
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— С какой целью автор использует их в своём произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)
Ответы к заданию:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверёк.
Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-:
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.
Домашнее задание
Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.
Урок 25 (21)
Обобщающее повторение частей речи
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)
Ответ к заданию:
Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.
— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)
— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)
— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.
— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)
— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (её, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
• Союз (когда, что, и)
• Предлог (в, из, с)
• Частица (не, уже)
— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|