Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков





Самостоятельная работа: упр. 134.

 

IV. Итоги урока

— Что изучает морфемика?

— Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

— Какие способы образования слов вы знаете?

— Расскажите о морфологическом способе словообразования.

— Что значит неморфологический способ словообразования?

 

Домашнее задание

Упр. 126 (I часть); упр. 131.

 

Урок 24 (20)

Выразительные словообразовательные средства

Цели урока:

Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

Осложнённое списывание.

а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.

б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении...

(Б. Тимофеев)

 

Задание к тексту:

Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.



— Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» — пренебрежительное.)

— Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)

— Выполните морфемный разбор слов:

— Определите значение морфем в первом слове.

со- — вместе ( );

• -ник- — лицо ( , сотрудник)

 

2. Слово учителя:

Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.

• уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- ( ), -ик- ( ), -ишк- ( ), -к- ( ), -ушк- ( ), -чик- ( ), -еньк- ( )

• увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- ( ), -онк- ( )

• элемент вносят приставки: вос- ( )

Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.



 

II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Какую функцию выполняет оценочная лексика?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)

 

Ответы к заданию:

Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.

 

2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— С какой целью автор использует их в своём произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.

(И. Тургенев. «Отцы и дети»)

 

Ответы к заданию:

В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверёк.

Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

 

3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-:

Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.

 

Домашнее задание

Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.

 

Урок 25 (21)

Обобщающее повторение частей речи



Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)

Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)

 

Ответ к заданию:

Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.

 

— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)

— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)

— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.

— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)

— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.

• Существительное (мать, нежность, стремя)

• Прилагательное (новый, ответственный)

• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)

• Местоимение (её, она, своих)

• Числительное (второй, пять)

• Наречие (нелепо, наотмашь)

• Союз (когда, что, и)

• Предлог (в, из, с)

• Частица (не, уже)

— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)

— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.