Сделай Сам Свою Работу на 5

Орфографическая разминка.





— Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове, устно подберите проверочные слова:

Поразительный, рождающееся, развитой, образумить, показать, впечатляющий, бесконечно, органическое, увядающий, граница, благословение, гениальность, вольнолюбивый, живописный, заверять, измерять.

Прочитать афоризмы о языке.

 

3. Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II (каждый знак учащиеся комментируют).

4. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

— Что такое язык? Дайте определение.

— Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.

— Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

 

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Каждый из нас, я думаю, знает своё «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, каждому хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственниками» друг другу. Так, русский, украинский, белорусский — «дети» древнерусского. Он в свою очередь — «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Её ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался — общеславянский.



В VI—VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV—ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.



 

2. Работа по учебнику (упр. 267).

— Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.

— Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.

Примерный план:

 

План Тезисы
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык — язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.
Численность людей, говорящих на русском языке. В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России — 143,7 млн., в других государствах — 88,8 млн. человек.
Функционирование русского языка как государственного. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.
О преподавании русского языка. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран.
Формы существования русского языка. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах — литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия — с другой.
Три периода в истории русского языка. Первый период (VI—VII—ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период — распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период — начиная с ХVII в. начало формирования языка.
Расширение лексики русского языка. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.
Формирование норм русского национального языка, В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина).
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.
Пути пополнения русской лексики Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики

 



III. Итоги урока

— Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)

 

Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников.

2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 267 (стр. 133).

3. Выучить три периода истории русского языка.

4. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».

 

Урок 4 (4)

Три периода в истории русского языка

 

Цели урока:

Научиться соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»; отработать навыки правописания.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.

 

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

 

Орфографическая разминка.

— Составьте словарный диктант «Орфограмма — гласная в чередующихся корнях».

Например:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу.

— Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

 

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

— Назовите три периода истории русского языка.

— Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

— В каком веке возникает письменность?

— Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Обоснуйте свой ответ. (ХII век: «Слово о полку Игореве» ХI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)

 

2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):

Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).

 

— Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)

Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (ХIV-ХVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны — северно-великорусская и южно-великорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имён существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым.

— Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год?

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.

— Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом?

(В этом закономерность развития любого живого организма: прежде чем дерево станет деревом, оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)

— Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.