Сделай Сам Свою Работу на 5

Стандартная (34-часовая) программа





СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора…………………………………………………………………………………………………… .3

Примерное тематическое планирование

Стандартная (34-часовая) программа……………………………………………………………………… 4

Углубленная (68-часовая) программа……………………………………………………………………….4

Требования к знаниям, умениям и навыкам………………………………………………………………. 7

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Урок 1 (1). Язык и общество………………………………………………………………………………..10

Урок 2 (2). «Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)………………………. 12

Урок 3 (3). Язык и история народа……………………………………………………………………… 14

Урок 4 (4). Три периода в истории русского языка……………………………………………………….16

Урок 5 (5). Русский язык в современном мире……………………………………………………………17

Урок 6 (6). Активные процессы в современном русском языке…………………………………………19

Урок 7. Тематический контроль по теме «Общие сведения о языке»………………………………… 22

Урок (7). Активные процессы в современном русском языке………………………………………… 25

 

Раздел 2. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ



Урок 8 (8). Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии………………… 26

Урок 9 (9). Основные нормы современного литературного

произношения и ударения в русском языке…………………………………………………… 28

Урок 10 (10). Принципы русской орфографии……………………………………………………………33

Урок 11. Принципы русской орфографии…………………………………………………………………36

Урок 12 (11). Фонетический разбор……………………………………………………………………… 38

Урок 13. Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»…………………… 42

 

Раздел 3. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Урок 14 (12). Повторение по теме «Лексика»…………………………………………………………… 43

Урок 15 (13). Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления…………………………………46

Урок 16 (14). Активный и пассивный словарный запас…………………………………………………51

Урок 17 (15). Русская фразеология……………………………………………………………………… 54

Урок 18 (16). Лексические и фразеологические словари……………………………………………… 62



Урок 19. Самостоятельная работа………………………………………………………………………… 65

Урок 20 (17). Контрольный диктант с дополнительными заданиями………………………………… 67

Урок 21. Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками………………………………………67

 

Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Урок 22 (18). Повторение. Морфемика и словообразование…………………………………………… 67

Урок 23 (19). Способы словообразования…………………………………………………………………70

Урок 24 (20). Выразительные словообразовательные средства………………………………………….71

Урок 25 (21). Обобщающее повторение частей речи…………………………………………………… 73

Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Урок 26 (22). Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи………………….75

Урок 27 (23). Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах

существительных, прилагательных и наречий………………………………………………… 77

Урок 28 (24). Правописание - и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи…………………………… 79

Урок 29 (25). Правописание не и ни с разными частями речи………………………………………… 81

Урок 30. Различение частиц не и ни……………………………………………………………………… 84

Урок 31. Правописание наречий………………………………………………………………………… 85

Урок 32 (26). Правописание наречий…………………………………………………………………… 88

Урок 33. Мягкий знак на конце слов после шипящих……………………………………………………91

Урок 34. Правописание глаголов………………………………………………………………………… 93

Урок 35. Правописание причастий……………………………………………………………………… 96



Урок 36 (27). Слитное, раздельное и дефисное написания………………………………………………99

Урок 37. Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфология и орфография»………………………………………………………… 102

Урок 38. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками………………………………………102

 

Раздел 6. СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ

Урок 39. Принципы русской пунктуации……………………………………………………………… 103

Урок 40. Словосочетания………………………………………………………………………………… 105

Урок 41. Простое предложение………………………………………………………………………… 107

Урок 42. Простое предложение………………………………………………………………………… 109

Урок 43. Осложненное предложение…………………………………………………………………… 115

Урок 44. Осложненное предложение…………………………………………………………………… 117

Урок 45. Сложное предложение………………………………………………………………………… 122

Урок 46. Сложное предложение………………………………………………………………………… 125

Урок 47. Прямая и косвенная речь……………………………………………………………………… 127

Урок 48. Авторская пунктуация………………………………………………………………………… 130

Урок 49 (вариант 1). Контрольный диктант по пунктуации………………………………………… 131

Урок 49 (вариант 2). Проверочный тест по пунктуации…………………………………………… 133

Урок 50. Анализ контрольной работы……………………………………………………………………134

 

Раздел 7. ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28). Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки………………….135

Урок 52. Текст. Способы и средства связи между частями текста…………………………………… 136

Урок 53. Абзац…………………………………………………………………………………………… 138

Урок 54. Типы речи. Повествование…………………………………………………………………… 140

Урок 55. Описание…………………………………………………………………………………………141

Урок 56. Рассуждение…………………………………………………………………………………… 143

Урок 57.(33). Речеведческий анализ текста…………………………………………………………… 145

Урок 58. (34). Контрольный диктант…………………………………………………………………… 146

Урок 59. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)………………………………………… 147

Урок 60. Конспект. Тематический конспект. Реферат………………………………………………… 148

Урок 61. Реферат………………………………………………………………………………………… 149

Урок 62. Аннотация……………………………………………………………………………………… 153

Урок 63. Рецензия………………………………………………………………………………………… 155

Урок 64 (29). Функциональные стили речи…………………………………………………………… 156

Урок 65 (30). Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль……………………………………158

Урок 66 (31). Лексические особенности научного стиля……………………………………………… 161

Урок 67 (32). Морфологические и синтаксические особенности научного стиля…………………… 163

Урок 68. Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи……… 165

 

Использованная литература……………………………………………………………………………… 166

 

От автора

Предлагаемое Вашему вниманию пособие предназначено для учителей русского языка в 10—11 классах общеобразовательных школ, работающих по учебнику:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение.

В качестве дополнительного методического пособия книга может быть использована также и учителями, работающими по другим программам.

В пособии представлено тематическое и поурочное вариативное планирование к урокам русского языка. 34-часовая — стандартная про грамма, рассчитанная на один учебный час в неделю. 68-часовая — углубленная, рассчитана на два учебных часа в неделю.

Тематическое планирование составлено в соответствии с методическими указаниями авторов учебника (см. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». М., 2002 г.).

При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки. В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы, необходимые для его организации, рекомендации домашних заданий учащихся.

Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, словообразовательного, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. (Тексты приходится использовать из разных дополнительных источников, так как в учебнике недостаточно представлены материалы, упражнения даны вразброс, что осложняет работу учащихся и преподавателей.)

Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.

Книга адресована учителю-словеснику и ставит целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры старшеклассника.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

 

 

Примерное тематическое планирование

Стандартная (34-часовая) программа

 

Общие сведения о языке Язык и общество. «Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский.) Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке. 7 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч
Фонетика. Орфоэпия. Орфография Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. 4 ч 1 ч   1 ч 1 ч 1 ч
Лексика и фразеология Повторение по теме «Лексика». Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари. Контрольный диктант. 6 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч
Морфемика и словообразование Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч
Морфология и орфография Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи. Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание наречий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания. 7 ч 1 ч 1 ч 1 ч   1 ч 1 ч 1 ч 1 ч
Речь, функциональные стили речи Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Функциональные стили речи. 2 ч 1 ч 1 ч
Стили речи. Научный стиль речи Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль. Лексические особенности научного стиля. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч
Контрольные, проверочные работы. Речевой анализ текста. Анализ проведённых работ. 2 ч

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.