Сделай Сам Свою Работу на 5

Методология построена на различных факторах и различном их сочетании.





ЛЕКЦИЯ 10. МЕТОДЫ, ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ - 06.04.2013 г.

1. Методология менеджмента (общая характеристика, методы управления).

2. Законы управления.

3. Принципы управления.

Домашнее задание:

Представить (в письменной форме) к практическому занятию № 11 ответы на тренировочный тест № 8 «Подходы к управлению».

МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ)

Всякую деятельность человека характеризуют методология и организация. Это две взаимосвязанные характеристики.

Методологические основы менеджмента представлены на схеме 1.

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:

1) получение, создание нового знания;

2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).


Схема 1. Методологические основы менеджмента



Первая функцияметодологии - получение, создание нового знания - реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания.

Вторая функция методологии - структурирование этого знания – реализуется на основе использования законов логического мышления.

Основных законов мышления (или законов логики) ЧЕТЫРЕ. Это законы: тождества; противоречия; исключенного третьего; достаточного основания.

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

1. Закон тождества. Первый и наиболее важный закон логики - это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизи­ка».

Закон тождества утверждает: любая мысль (любое рассужде­ние) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе. То есть она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуж­дении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать дву­смысленность, уклоняться от темы и т. п. Например, смысл просто­го, на первый взгляд, высказывания: «Студенты прослушали объясне­ние преподавателя», - непонятен, потому что в нем нарушен закон тожде­ства. Ведь слово «прослушали», а значит, и все высказывание можно понимать двояко: то ли студенты внимательно слушали преподавателя, то ли все пропустили мимо ушей (причем первое значение противо­положно второму). Получается, что высказывание было одно, а воз­можных значений у него два. Точно так же непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шах­матист неоднократно терял очки». Символическая запись этого закона выглядит так: а—>а (читается: «Если а, то а»), где а - это любое понятие, высказывание или целое рассужде­ние. Формула: а —> а, является тождественно-истинной.



2. Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий». Одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает. Ведь высокий - это не низкий, и наобо­рот. Они не могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, т. е. если Сократ по росту сравнивается не с разны­ми людьми одновременно, а с одним человеком.

Говоря иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно.Закон противоречия запрещает одновременную истинность двух суждений, одно из которых нечто утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении.



3. Закон исключенного третьего. Для противоречащих суждений существует закон исключенного третьего.Этотзакон говорит о том, что два противоречащих сужде­ния об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными (истинность одного из них обя­зательно означает ложность другого, и наоборот).

Символическая запись закона исключенного третьего представляет собой следующую тождественно-истинную формулу: «а или не а»), где а - это какое-либо высказывание.

4. Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть дока­зана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства ис­ходной мысли, т. е. она должна вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований). В рассуждении: «Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно - металл (основание)», - закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания следует тезис (из того, что вещество металл, вытекает, что оно электропроводно). Нарушается закон достаточного основания в ситуации, когда сту­дент говорит преподавателю на экзамене: «Не ставьте мне двойку, спросите еще (тезис), я же прочитал весь учебник, может быть, и отвечу что-нибудь (основание)». В этом случае тезис не вытекает из основания (студент мог прочитать весь учебник, но из этого не следует, что он сможет что-то ответить, так как он мог забыть все прочитанное или ничего в нем не понять и т. п.).

Третья функция методологии – организация использования новых знаний в общественной практической деятельности- реализуется на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются:

Диалектический подход,

Абстрагирование,

3) принципы:

- единства теории и практики,

- определенности,

- конкретности,

- познаваемости,

- объективности,

- причинности,

- развития,

- историзма.

Диалектический подход позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются:

- от простого к сложному,

- от низшего к высшему,

- от конкретного к абстрактному,

- от старого к новому и т. д.

В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в Организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

ДИАЛЕКТИКА:

1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Материалистическая диалектика.

2. Самый процесс такого движения и развития. Диалектика истории.

Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и связей управления и отвлечение от других, частных его свойств и связей. Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному. Сущность абстрагирования в мысленном отбрасывании всего того, что мешает, затрудняет необходимое, в конкретных условиях, рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде. Результат абстрагирования – понятия, категории. Так же результатом абстрагирования могут быть и чувственно-наглядные образы: схемы, чертежи.

Первый принцип - принцип единства теории и практики - является исходным в методологии.Единство теории и практики есть выражение того, что в деятельности человека они выступают как ее стороны. Важнейшим моментом в революционном перевороте в философии является научное обоснование вывода о том, что теория и практика, политическое, теоретическое и производственное бытие человека - не абсолютно самостоятельные сферы, а неразрывно связанные и взаимообуславливающие друг друга стороны процесса человеческой деятельности. Относительная их самостоятельность связана с развитием общественного разделения труда и прежде всего с разделением умственного и физического, материального и духовного труда. Единство теории и практики, слова и дела - важное условие успеха любого дела.

Второй принцип - принцип определенности - состоит в том, что теоретическое осознание объективной действительности всегда обусловлено интересами и целями. Принцип целеполагания - важнейший аспект научного познания процессов развития общества, - логически неизбежно вытекает из самого процесса формирования научного знания в ходе и на основе общественной практики. Принцип определенности требует, чтобы общественные науки полно и всесторонне отражали наиболее существенные стороны объективных процессов и закономерностей общественной жизни. Принцип определенности - методологическая основа критики, требует творческого обобщения объективных процессов. Принцип определенности требует конкретно исторического подхода к оценке общественных теорий, широкого использования всего ценного в различных концепциях.

Принцип конкретности - третий системообразующий принцип методологии. Сущность этого принципа в том, что отражение действительности в мышлении истинно - только, если оно конкретно. Теория, порвавшая связи с жизнью, с практикой перестает быть конкретной, т. е. истинной.

Четвертый принцип - принцип познаваемости. Сущность принципа: объективный мир, существующий вне- и независимо от нас, может быть познан. Нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир. Поэтому в наших представлениях и понятиях о внешнем мире верно отражается действительность.

Пятый принцип - принцип объективности - связан с интерпретацией всего процесса познания. Он утверждает, что познание есть бесконечный процесс углубления мышления от явления к сущности.Принцип объективности требует беспристрастности в анализе действительности, требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во все многообразии их сторон, связей, отношений.

Шестой принцип - принцип причинности. Принцип причинности вытекает из принципа материального единства мира. Сущность этого принципа в утверждении объективной, закономерной обусловленности одного явления другим. Причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из семени чертополоха чертополох. Эта схема (назовем ее простой схемой причинности) служит основой более сложных схем причинных отношений, охватывающих множество практически одновременно действующих причин.

Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще называют каузальными, от лат. causa причина) присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и распаде и вообще при любых изменениях, при любых как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми преобразованиях окружающего мира. Практический опыт, наблюдения, а позднее научные исследования подсказывали, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений - явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе следствием.

Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия, например катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы, землетрясения или взрыв атомной бомбы над Хиросимой в 1945 году.

Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Одна из сложных форм причинно-следственных отношений представлена в модели цепной реакции, построенной физиками и химиками. Ход событий развивается в ней по принципу «домино», но каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более явлений. Эти, в свою очередь, порождают новый «пучок» явлений и т. д.

Седьмой принцип - принцип развития. Его сущность в том, что формирование научного знания требует полного и всестороннего отражения объективности процессов становления и развития объекта исследования, его противоречий, процесса количественных и качественных изменений.Принцип развития дает возможность научного объяснения развитию сложных процессов.

Восьмой принцип - историзмпринцип мышления и исследования, в основе которого находится рассмотрение фактов и явлений в их развитии. Историзм предусматривает изучение фактов и явлений в процессе их становления, изменения и перехода в новое качество, в связи с другими явлениями.Историзм требует рассматривать явления так, как они имели место в конкретную эпоху и благодаря этому исключает модернизацию (осовременивание прошлого). В частности это подразумевает, что исследователь оценивает эпоху по ее внутренним законам, а не руководствуется морально-этическими, политическими и т. д. принципами своего времени.

Ранее мы отмечали, что методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания.

К этому добавим: организация (организовывание) какого-либо дела - это упорядочение действий в соответствии их особенностями, составом и структурой.

Методология и организация (организовывание) тесно связаны друг с другом, вот почему иногда методологию определяют как логическую организацию деятельности, а организацию - как способ упорядочения деятельности.

Методология менеджмента отвечает на вопросы:

  • Какие приоритеты господствуют в процессах управления и заложены в систему и механизм управления?
  • На что опирается менеджер в своей деятельности?
  • Какие ориентиры ведут его к выбору тех или иных решений?
  • Как связаны между собой подходы, реализуемые в процессах управления?

Методология построена на различных факторах и различном их сочетании.

Наиболее существенными факторами, имеющими практическое значение в формировании методологии менеджмента, являются следующие три:

  • логика,
  • интуиция и
  • здравый смысл.

Логика - свойство мышления - профессиональное сознание.

Интуиция - способность предугадывать, предполагать.

Здравый смысл - осмысленный опыт жизни, поведения, деятельности.

Очевидно, что в деятельности каждого менеджера присутствуют все эти три компонента, но в различной степени, в различных комбинациях и в разных ролевых нагрузках.

Методология управления - это умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблемы, и подсказывают пути их решения.

Любая деятельность нуждается в организации, и управление в этом отношении не исключение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.