Сделай Сам Свою Работу на 5

Детерминанты конкурентного преимущества страны





В основе теории Портера лежат четыре свойства страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы – детерминанты конкурентных преимуществ.

Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где национальный «ромб» (детерминанты конкурентного преимущества как системы) имеет наиболее благоприятный характер.

Национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются.

Основные детерминанты конкурентных преимуществ.

I. Факторные условия – наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:

· человеческие ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

· физические ресурсы – количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;

· инфраструктура – качество транспортной системы, системы связи, почтовой связи, системы коммуникаций, здравоохранения и т.д.;

· ресурс знаний – сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги;



· денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство.

 

 

Рис. 5.3.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны

 

Факторы можно, в свою очередь, разделить по степени развитости и специализации.

По степени развитости факторы делятся на:

· основные – это некая данность которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т.д.);

· развитые – это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т.д.).

 

По степени специализации факторы делятся на:

· общие – универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т.д.);



· специализированные – узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

II. Условия спроса представлены тремя составляющими:

· структура внутреннего спроса;

· величина и характер роста внутреннего спроса;

· интернационализация спроса.

 

На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:

· сегментная структура рынка – структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;

· требовательность и разборчивость потребителей – более требовательный потребитель – более развита товарная структура;

· предлагаемые потребности покупателей – фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в других.

 

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:

· емкий рынок – позволяет использовать эффект масштаба;

· расширение рынка – дает возможность для развития технологий;

· насыщение рынка – подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:

· мобильные покупатели, т.е. граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;

· развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;



· влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.

Имеет также важное значение так называемый эффект демонстрации – фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.

 

III. Родственные и поддерживающие отрасли – высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.

Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, т.е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.

Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.

На определение стратегии фирмы и удержание конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

· цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;

· структура собственности – естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой – другие;

· индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

· влияние национального престижа и национальных приоритетов – некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);

· конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая, прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция, и данная фирма является лидером, то естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

Особые детерминанты конкурентных преимуществ.

I. Случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:

· результаты изобретательства;

· крупные технологические сдвиги;

· революционное производство;

· резкое изменение цен на ресурсы;

· значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);

· всплеск мирового или местного спроса;

· политические решения зарубежных правительств;

· войны и т.д.

II. Государство или правительство способны :

· усиливать факторные условия;

· увеличивать спрос;

· содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;

· формировать конкурентную среду.

 

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.

Системная природа «ромба» способствует созданию кластеров национальных конкурентоспособных отраслей.

Кластер – взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели – поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на мировом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли.

Факторы, содействующие образованию кластеров – это факторы, которые содействуют развитию информационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информации в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, совпадение целей.

 

Мировая торговля

Мировую торговлю характеризуют три важные характеристики:

· общий объем (внешнеторговый оборот);

· товарная структура;

· географическая структура.

 

Внешнеторговый оборот

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Различают стоимостный объем внешней торговли и физический объем внешней торговли.

Стоимостный объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах с использованием действующих курсов.

Физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять ее реальную динамику.

За время своего развития мировая торговля прошла несколько этапов.

1. XVIII – XIX вв. Мировая торговля достигла значительных масштабов и приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

2. Первая половина XX в. Мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период международная торговля столкнулась с новыми трудностями – распадом колониальной системы. Однако все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

3. Вторая половина ХХ в. Международный обмен приобрел «взрывной характер», мировая торговля стала развиваться чрезвычайно высокими темпами:

· в период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз;

· период между 1950 и 1970 г. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. – 8,2%;

· в период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста – 9%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6,2%.

 

Соответственно возрос и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил $172,0 млрд., в 1970 г. - $193,4 млрд., в 1975 г. - $816,5 млрд., в 1980 г. - $1,9 трлн., в 1990 г. - $3,3 трлн. и в 1995 г. – свыше $5 трлн.

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7% рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг., в середине этого периода он вновь показал высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:

· развитие международного разделения труда – интернационализация производства;

· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструирование старых;

· активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

· регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

· либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование свободных экономических зон;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

· получение политической независимости бывших колониальных государств. Выделение из числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

 

Со второй половины ХХ в. стала очень заметна неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Например, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Помимо Германии быстрыми темпами рос экспорт и других западноевропейских стран.

В 80-е гг. значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу этого периода она стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности.

Тогда же наряду с Японией вырвались вперед «новые индустриальные страны» Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х гг. США вновь заняли лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную шли Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении 6 лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли другими товарами.

Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением переработки.

Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции.

Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х гг. составила 16,3%.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.