Сильное влияние на его социологическое воззрение оказали субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции Макса Штирнера и братьев Бауэр.
5) Карл Маркс и Фридрих Энгельс(Исторические письма Т1.С.6-40)
Лавров в своих социологических исследованиях изучал «вопрос об общественном прогрессе», «теорию исторического процесса и роль отдельных личностей в этом процессе». Ключевым моментом в определении понимания общества Лавров отметил теорию личности, отталкиваясь от которой, можно прийти к теории построения общества.
По мнению Лаврова, «для вывода социологических законов необходимо употребить субъективный метод, то есть стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма…Развитие критической мысли человечества есть главный единственный агент в прогрессе человечества» (Принцип антропологизма - в центре внимания находится человек).
Предмет, метод социологии, и ее место в системе наук П.Л.Лаврова.
Большое место в социологии Лаврова занимала проблема взаимоотношения личности и общества. С его точки зрения, оба эти элемента существуют нераздельно. Личность, действующая в общественной сфере, бессильна без поддержки других людей, общественной солидарности, как в свою очередь, общество вне личности не представляет из себя ничего реального.Истинная теория общественного прогресса должна привести к устранению антогонизма между личным развитием и развитием общества. Достигнуть гармонического слияния между личным и общественным интересом – вот к чему стремился Лавров. «Истинная общественная теория – требует не подчинение общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияние общественных и личных интересов». Тем самым он говорил о том, что как общество не может существовать без индивидов, так и индивиды вне общества.
Общество – это солидарное сожительство сознательных особей.
Социология, согласно Лаврову – это наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия. «Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны — все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой — не только уже существующие формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности и стремление осуществить свои общественные идеалы».
Объект социологии – солидарность. Солидарность –«Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Иначе это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений».Предмет социологии видел в формах проявления солидарности в обществе, а также в прогресс смены неповторяющихся явлений. Таким образом, по Лаврову, социология – это наука о солидарности, изучающая повторяющиеся факторы между особями человеческого общества.
Теория солидарности Лаврова
Солидарность, согласно точки зрения Лаврова появилась задолго до существования общества. (Как вы думает, почему это случилось?) В своей родовой форме начало солидарности, согласно Лаврову, надо искать в прошлом, не только в мире людей, но и в мире животных(Почему?).
С появлением человечества, П. Л. Лавров не ограничился простым фактом констатирования родовой формы человеческой солидарности. Он пошел дальше и попытался объяснить человеческую солидарность. Солидарные формы общежития людей, созданные в периоде «подготовки человека», не представляют чего-то однородного, а распадаются на ряд форм или видов: «Периоды истории отличаются один от другого тем, что солидарность опирается в разное время то на один, то на другой элемент общежития и подрывается то тем, то другим требованием, возникающим в обществе». Отсюда вытекают разнообразные формы солидарности. Таким образом теория солидарности Лаврова делиться на 3 вида:
Теория солидарности П.Л.Лаврова делиться на 3 вида:
1. Бессознательная солидарность, устанавливается сама собой, вследствие продолжительного взаимодействия между несколькими видами человеческих особей и является продолжением животных инстинктов;
2.Аффективная солидарность, представляет собой солидарность настроения;
3.Сознательная солидарность, представляет собой осознанное чувство близости между человеческими особями той или иной социальной группы, то есть это личное убеждение индивидов.
Таким образом, три формы солидарности означают:
«Бессознательная солидарность» – солидарность, основанная на привычке;
«Аффективная солидарность» – солидарность, основанная на сходстве аффектов и интересов»
«Сознательная солидарность» – «солидарность, расположенная на единстве убеждений».
Каждая форма солидарности развивается постепенно. Позже Лавров детализирует формы солидарности в следующем направлении:
- дородовая
-родовая
-послеродовая
- солидарность семейной группы
-солидарность расы
- нации
- государства
- церкви
- универсального типа.
Концепция личности Лаврова
Проблема личности была одной из наиболее актуальных в русской философии и социологии. В построениях самых разных дореволюционных социологов «детерминантой общественных явлений» объявлялась психика человека. Наиболее цельную концепцию представляла субъективная школа П. Л.Лаврова.
В продолжение всей своей литературной деятельности Лавров разрабатывал проблемы нравственности. Развитие нравственных идей в обществе неизбежно ведет к социалистической нравственности, в которой лишь единственно будут возможны истинная свобода, истинное равенство, истинное братство и царство справедливости.
Петр Лавров видел связь между различными аспектами деятельности личности и ее нравственным идеалом. Он считал, что личность функционирует на основе социальной мотивации.
Лавров выделяет четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты, привычки (обычаи). Высшим уровнем мотивации являются убеждения, которые свойственны сравнительно небольшой группе критически мыслящих личностей, т.е. тем представителям интеллигенции, которые опираются на социально-нравственный идеал и благодаря этому обеспечивают общественный прогресс. Самым распространенным мотивом поведения выступает интерес, которым руководствуется большинство людей ради достижения пользы. На третьем месте среди мотивов находятся аффекты, которые в ряде случаев не столько мотивируют осуществление действий, сколько их тормозят. Обычаи выполняют, как правило, консервативную роль как мотив действия.
За системой мотивации скрывается не менее, а даже более сложная система потребностей, которые во многом определяют деятельность личности и проявляются в мотивах. Одна из задач социологии заключается в их классификации и исследовании.
Лавров исходил из наличия первичных (личных) и вторичных (общественных) потребностей. Личные потребности в зависимости от их происхождения рассматривались в рамках: сознательных, инстинктивных и возникающих на основе обычаев, привычек и традиций. Лавров рассматривал и классифицировал сознательные потребности, среди которых выделял природные и идеальные. К первым он относил потребности питания, безопасности, возбуждения нервов. Каждая из этих потребностей обусловливает развитие в обществе сферы жизни и деятельности. Например, потребность в питании реализуется в процессе развития экономической жизни, потребность в безопасности - политической, потребность в нервном возбуждении - эстетической и т.д. Что касается идеальных потребностей, то главной среди них, и вообще наивысшим типом потребностей, признавалась потребность личности в развитии.
Лавров выделяет 3 типа личности:
1. Пасынки цивилизации – это эксплуатируемое большинство, существующие в рамках культурных форм, лишенное благ цивилизации;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|