Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура политической системы





Лекция 4. Политическая система.

В современной политологии категория «политическая система» всё чаще используется вместо таких близких ей понятий, как государство, правление и других. Данная ка­тегория лишена правовых аспектов, свойственных катего­рии государства, она позволяет глубоко исследовать не­формальные политические структуры, в то время как прав­ление зачастую ассоциируется с формальными института­ми. С помощью данной категории можно исследовать межгосударственные отношения на глобальном уровне, формирующие международную политическую систему, которая включает в себя компоненты различного характе­ра: географические, организационные, национальные, мно­гие из которых могут рассматриваться как переменные.

 

 

1. Понятие политической системы

Политическая система общества представляет собой интегрированную, скоординированную совокупность по­литических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчинённую кодек­су политических, общественных, правовых, культурных норм, историческим традициям и политическому режиму определённого общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует такие политиче­ские процессы, как институционализация власти, состоя­ние и уровень политической деятельности в обществе, ха­рактер политического участия, неинституциональные по­литические отношения.



Политическая система является частью, или подсисте­мой глобальной общественной системы. Она связана с дру­гими общественными подсистемами, такими, как эконо­мическая, идеологическая, правовая, культурная, обра­зующими общественную среду, общественные ресурсы политической системы. Политическая система конкретно­го общества обусловлена общественной системой, фор­мой правления, типом государства, характером политиче­ского режима, общественно-политическими отношения­ми, политико-правовым статусом государства, характе­ром политико-идеологических и культурных отношений в обществе, традицией исторического устройства и нацио­нальными особенностями. Историческая и общественная обусловленность политической системы дополняется со­ответствующим организационным и контролирующим её действием в отношении общества. При этом политическая система, управляющая обществом, не должна доминиро­вать в нём за счёт подавления и ослабления других систем (что свойственно тоталитарному и деспотичному типам политической системы), она должна быть достаточно жизнеспособной во избежание затяжного кризиса, кото­рый затруднил бы функционирование других обществен­ных подсистем.



Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое, в свою очередь, обладает территориальными и функциональными границами, обу­словлено сферой действия политической системы и её со­ставляющих на различных уровнях политической органи­зации общества. В данном смысле являются различными сферы влияния тех или иных общественных структур (пар­тий, общественных организаций), действия политических институтов (силы политического центра и местного само­управления), границы политического и экономического управления, сфера политической жизни общества, личная жизнь каждого индивида и др. Установление границ раз­личных функциональных областей политической системы является сложным политико-правовым механизмом. Он устанавливается и обретает юридическое оформление в Конституции и других законах. Подобное оформление яв­ляется одной из задач демократического процесса, оно определяет прерогативы власти, партий, органов правле­ния и других элементов политической системы, а также отношения между ними.



Историческая эволюция политической системы под­чиняется различным закономерностям: в частности - тен­денциям концентрации, централизации и децентрализации власти, пребывающим в состоянии противоборства, завер­шаемого на границе эпох и одновременно с изменением формаций (через кризис централизма и децентрализацию власти) новым циклом противостояния (переход от антич­ных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к демократическим государствам; общий процесс усложнения системы и её подсистем вслед­ствие появления партий, общественно-политических орга­низаций и т.п.), образованием системы и её юридическим оформлением. Расширяется политическое участие, то есть происходит более полное вовлечение членов общества в политическую жизнь посредством формирования демокра­тических институтов, всеобщего и прямого голосования, самоуправления, и т.д.; более полное взаимодействие гражданских и политических структур; реорганизация от­ношений власти с обществом (переход от командных к кон­ституционным, договорным и консенсусным отношениям); развитие конституционного процесса и системы суверените­та; формирование в структуре политической системы массо­вых процессов (пропорциональных политических мобилиза­ций в электоральный период для поддержания общественных формаций или направленных против них, возрастания чис­ленности пропагандистских, воспитательных, образователь­ных структур, осуществляющих политическую социализа­цию, и т.п.); развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленни­ков, союзов, народных движений, фронтов и т.д.

Пути эволюции политической системы зависят от кон­кретной эпохи и общества, но принцип преобразования политической системы является постоянным. Неизменны­ми остаются и принципы организации политической системы, принципы политической организации общества. Политическая система любого исторического периода представляет собой конкретное политическое образование. Динамизм политической системы отличается от неста­бильности, он определяет способность развития, адаптации к изменениям в обществе. В древности в некоторых регио­нах стабильные политические системы (деспотичные сис­темы азиатского типа, связанные с так называемым азиат­ским способом производства) просуществовали достаточ­но долгое время и были разрушены вследствие внешних завоеваний и падения государства. В современную эпоху продолжительность существования политических систем, как правило, ограничена во времени и разрушается соци­альными и политическими кризисами, революциями и су­щественными реформами. Ускорение социального процес­са и качественные изменения в материальной и духовной жизни современного человечества привели к формирова­нию нового, динамичного типа политической организации с более свободными отношениями между различными час­тями и элементами политической системы, между государ­ством и обществом, с более совершенной системой обще­ственного контроля над политическими процессами. Ста­билизация подобных систем обеспечивает им большую жизнеспособность и длительное существование.

Политическая система представляет собой процесс по­литических отношений, политической деятельности и их институционализации, так как в ходе самоорганизации не­институциональные формы политической жизни (группы интересов, инициативные движения, ассоциации) неиз­бежно приводят к кристаллизации центров правления, вы­движению лидеров и окружения, формируют правила по­ведения и институциональные органы.

Будучи внутренне противоречивой, политическая систе­ма характеризуется нестабильным равновесием, в смысле непрерывного формирования и преобразования, настолько, что систематичное рассмотрение политической жизни требу­ет постоянного её познания и анализа. Способность полити­ческого мира быть саморегулирующейся системой демонст­рирует его значимость для современного общества.

 

 

Структура политической системы

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

 

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

 

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

 

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

 

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

 

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

 

4) Коммуникативная подсистема.

Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

 

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

• мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

• мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

• неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

 

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

 

Политическая система призвана решать следующие задачи:

• политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

• согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

• ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

• восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

Политическая система – саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивного и деструктивного характера) и поддержки.

 

Требования бывают:

распределительными (заработная плата, рабочее время, условия получения образования, услуги и т.п.);

регулировочными (обеспечение внутренней и внешней безопасности, контроль над рынком и т.п.);

коммуникативными (предоставление политической информации, демонстрация политической силы и т.п.).

 

Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Вопросы, поступающие от правящей элиты, имеют мало общего с интересами и желаниями граждан (например, применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны и т.п.).

Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам.

Результатом функционирования политической системы является выход информации. Он осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия оказывают воздействие на окружающую среду.

Функции политической системы на «выходе»:

• нормотворчество, т.е. разработка правил и законов, регулирующих поведение;

• применение правил и процедур введения их в действие;

• контроль за соблюдением правил;

• истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Поддержка со стороны окружающей среды будет усиливаться, если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многих слоев и групп населения. Усилятся и стабилизационные процессы в обществе. Если же политические решения полностью или частично не соответствуют ожиданиям граждан, они будут порождать новые требования и могут привести к негативным процессам (при определенных условиях к полному кризису политической системы), что дестабилизирует всю общественную жизнь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.