Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексико-грамматические разряды существительных 10 глава






 




375. Выпишите предложно-падежные сочетания, определите па­дежную форму и ее значение. Выполните полный морфологический разбор выделенных предлогов: укажите, первообразным является предлог или непервообразным (от какой части речи и каким способом образован), с каким падежом сочетается, какова роль предложно-па-дежной конструкции в предложении.

В кабинете за Ивана принялись трое — две женщины и один мужчина, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явной целью кое-что у него повыспросить.

И у Ивана выспросили решительно все насчет его прошлой
жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиною, лет
пятнадцать тому назад. В заключение попросили рассказать
о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень
не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись
(М. Булгаков).
__________________________________________________ <#>

Правописание предлогов

1. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в ви­де (не путать с предлогом ввиду) пишутся раздельно, причем с буквой е на конце.

2. Предлоги вроде, наподобие, вследствие, насчет, вме­сто, ввиду пишутся слитно и первые три с буквой е на конце.



376. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные бук­
вы. Объясните написание этих слов. К каким частям речи они отно­
сятся?

1. (В) течени.. месяца комиссия проводила проверку рабо­ты предприятия. 2. (В) течени.. ручья есть много поворотов, изгибов. 3. (В)заключен.. необходимо подвести итоги. 4. (В)за-ключени.. сказок добро побеждает зло" 5. (В)продолжени.. долгого времени я готовился к сдаче экзаменов. 6. (В)продол-жени.. всего фильма детектив ищет виновных. 7. (В)продол-жени.. романа действуют всё те же герои.

377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки.

Не явился (в)следстви.. болезни, шляпа (в)виде картуза, ве­щество (на)подоби.. серы, лекция (в)род.. беседы, вынужден вмешаться (в)следстви.., указать (на)подоби.. фактов, иметь


(в)виду, поезд опаздывает (в)виду снежных заносов путей, прилагательные изменяются (в)роде, произношение (на)подо-би.. лондонского, беспокоиться (но)счет устройства ночлега, (на)счет средств не поступало.

___________________________________________________ <#>

Союз

Союзом называется служебная часть речи, которая исполь­зуется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения и ком­понентами связного текста: и, да, а, ни... ни, или, либо, если, как, когда, чтобы и др.



По образованию и строению союзы делятся на первообраз­ные, или непроизводные (и, но, да и др.), и непервообразные, т. е. производные. Производные союзы бывают простыми (чтобы, зато, хотя) и составными (так как, потому что); среди составных союзов выделяются повторяющиеся союзы типа или... или, либо... либо, то... то.

По значению и грамматическим функциям союзы делятся на сочинительные, которые служат для связи равно­правных частей предложения или текста [...Учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения (Г.)], и подчинительные, при помощи которых соединяются неравноправные части предложения [Мне стало казаться, что гармонию выдумали поэты, желая тронуть людские сердца... (Довл.)]. Классификация союзов более подробно представлена в разделе «Синтаксис».

378. Укажите союзы. Определите их разряд по строению, значе­нию и грамматическим функциям.

1. Я убежден, что русские должны умирать или побеждать3 (Л. Т.). 2. Целый день сидел я за своим письменным столом, а Поликарп проходил мимо меня и недоверчиво поглядывал на мою работу (Ч.). 3. Солнце грело по-летнему, но в воздухе ви­село предчувствие осени (Ч.). 4. Гувернантка беспокойно огля­дывалась, как бы приготавливалась к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей (Л. Т.). 5. Базаров владел особенным Уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он


 




никогда не потакал им и обходился с ними небрежно (Т.). 6. Вглядываясь3, Никита различал в этой волнующей3 синеве то плывущий дом, то дерево, висевшее над землей, то корабль без мачт (А. Т.). 7. Или она была самолюбива, или чувствовала свое положение, или была расчетлива в ветреном своем тще­славии (П.). 8. Народ, то есть весь их шахтерский отряд, и женщины, и дети становились цепочкой от эшелона до озерца, чтобы наливать воду в паровоз (А. Т.). 9. А теперь я хочу спать, так что не мешай мне (Г.). 10. Ольга не назвала имя убийцы, потому что он был для нее дорог... (Ч.). 11. Так прошло минут десять; вот показалась между горами волн черная точка, она то увеличивалась, то уменьшалась (Л.). 12. Ревет ли зверь в ле­су глухом, трубит ли рог, гремит3 ли гром, поет ли дева за хол­мом — на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг (П.).



379. Определите, что соединяет союз и: однородные члены пред­
ложения или части сложного предложения либо текста.

1. Ребятишки головки подняли, локотками подперлись и замерли (Пришв.). 2. Бросив поводья1 и опустив голову на грудь, я ехал долго и наконец очутился в месте, мне вовсе не знакомом. Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу (Л.). 3. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него (Л. Т.). 4. Он взял меня под руку, и мы пошли в ресторацию завтракать (Л.). 5. После этого у Ани не было ни одного свободного дня, так как она принимала учас­тие и в пикнике, и в прогулке, и в спектакле (Ч.). 6. Князь Ва­силий опустил голову и развел руками (Л. Т.). 7. Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза (А. Т.). 8. «...Ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, голо­дал по суткам (Г.).

380. Выпишите союзы. Выполните их полный морфологический
разбор: укажите, первообразный или непервообразный союз (если со­
юз непервообразный, то нужно сказать, от какой части речи и каким
способом образован), простой, составной или повторяющийся, сочи­
нительный или подчинительный, какова роль союза в словосочета­
нии или предложении.

А мужик полез в погреб, откопал свою копейку и вынес ее на свет божий.

Глянул на нее мужик и всплеснул руками: узнал он свою копейку. Ту самую, что с такими трудами добыл он из груди


матери сырой земли, потому что, полежавши в земле, она ста­
ла такою же зеленою да корявою, как тогда была... Понял он,
что напрасно пропали все его труды: ничего-то он не вырабо­
тал, кроме той самой копейки, которая и прежде его была. Вот
теперь она попадет опять попу, и пойдет потом гулять по свету
белому, и будет ездить на нем всякий, кому удастся подержать
ее в руках. А коли ненароком она снова заглянет в его избу,
так только за тем, чтобы он сам снес ее либо барину, либо попу
(С. Степняк-Кравчинский).
_________________________________________________ _^

Правописание союзов

1. Союз чтобы, который пишется слитно, нужно отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Если в предло­жении употреблен союз чтобы, от него нельзя отделить бы; если же употреблено местоимение что и частица бы, частицу можно отделить, ср.: Оля пошла в библиотеку, чтобысдать книги. Оля думала, что быей съесть: мороженое или пирожное. В первом примере бы отделить от что нельзя: что­бы — союз; а во втором примере частица бы может быть отде­лена от местоимения что: Оля подумала, чтоей съесть бы...

2. Союзы также и тоже пишутся слитно. Союз также нужно отличать от наречия так и частицы же, а союз тоже — от местоимения то с частицей же. Союзы также и тоже взаи­мозаменяемы, в этом их отличие от других слов: Пообедать я также(*• тоже) успел. — Этой весной так жетепло, как и прошлой (нельзя заменить союзом тоже); Книга интересная. И фильм, поставленный по ней, тоже (= также). Задание сегодня то же,что и к прошлому уроку (нельзя заменить союзом также).

3. Взаимозаменяемы в предложении союзы причем и при­том. Они пишутся слитно, в отличие от местоимений с пред­логами при чем, при том: Дождь усилился, причем(= при­том) стало холодно. — При томсобытии я не присутство­вал (нельзя заменить союзом причем).

4. Союз зато можно заменить союзом но, в этом его отли­чие от сочетания местоимения то с предлогом за: Холодно, за­то (= но) нет дождя. — Спасибо за то,что помогли мне (за­мена союзом но невозможна).


 




5. Запомните написание союзов, которые всегда пишутся одинаково: как будто, потому что, по мере того как, отто­го что, так как, так что, то есть.

381. Спишите, раскрывая скобки.

Небольшой, (за)то теплый дом; яблок почти нет, (за)то много сливы; похвалили (за)то, что я сочинил; дорога трудная, (прц)чем долгая; ветер резкий, (при)тоы холодный; (дрц)том складе дежурит сторож; усталость здесь н..(при)чем; много раз слышал одно и то(же); поступил так(же), как все; брат уехал, я так(же) должен ехать; последний экзамен то(же) сдан на от­лично; за что(бы) он ни принимался, все получалось; слушала радио, что(бы) узнать прогноз погоды.

Частицы

Частицами называется служебная часть речи, передающая модальные (связанные с выражением субъективного отноше­ния говорящего) оттенки лексических и синтаксических зна­чений: Только Петя получил пятерку; Развевам не говори­ли об этом? Частицы не склоняются и не спрягаются, это не­изменяемые слова.

По значению различаются частицы:

1)указательные: вон, вот;

2) выделительно-ограничительные: хоть, только, лишь, всего лишь, единственно, исключительно и др.;

3) уточняющие: чуть, чуть не, как раз, точь-в-точь, именно, почти, ровно, прямо, точно, подлинно, в точно­сти;

4) у с и л и т ел ь н ы е: же (ср.: Как же нам поступить?); -то (ср.: Он-то знает, что говорит) уж, ведь, даже;

5) вопросительные: ли, разве, неужели;

6) восклицательные: что за, вот так, ну и и др.;

7) отрицательные: не и hw.

Частицами иногда называют и вспомогательные элементы («формообразовательные частицы»), используемые при обра­зовании составных грамматических форм (читал бы, пусть уйдет, да будет свет). Однако такие компоненты граммати-


ческих форм не являются отдельными словами, это составные части других слов. К тому же многие из таких формообразова­тельных элементов изменяются (давай/давайте споем), а час­тицы — это неизменяемые слова. Поэтому правильнее подоб­ные грамматические части слов, по своей роли в образовании грамматических форм сближающиеся со словоизменительны­ми морфемами, не относить к частицам как части речи. Не являются частицами как частью речи также:

1) возвратный постфикс -ся в глагольных формах;

2) местоименные словообразовательные аффиксы: пристав­ка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь;

3) самостоятельные части речи, по употреблению сопоста­вимые с частицами: например, местоименное прилагательное самый в уточняющем значении (ср.: в самый праздник как раз в праздник); один в выделительно-ограничительном значе­нии (ср.: Тут живут одни медведи и Тут живут только мед­веди).

382. Выпишите частицы. Выполните их полный морфологиче­ский разбор: укажите часть речи, определите разряд по значению.

1. Он знал, что само по себе образование не может сделать
человека ни хорошим, ни счастливым (Евт.). 2. Вяземская да­
же не подняла взгляда (Евт.). 3. Мать сотворила глупость, но
ведь написала правду (Ю. Тр.). 4. Не пора ли нам, ребята,
взяться за ум? (Ее). 5. Лишь один ветер гулял по пустырю...
(Пл.). 6. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок ме­
ня хотели утопить (Л.). 7. Нынче поутру только и было толков,
что о ночном нападении2 черкесов (Л.).
_________________________________________________ J^

Правописание частиц

1. Частицы бы, ли, же пишутся раздельно с другими слова­ми: я бы ответил, вам ли не знать, смог же он выполнить задание.

2. Частица -ка пишется с глаголами через дефис: посмот­ри-ка, угадай-ка.

3. Частица -таки пишется через дефис с глаголами (дока­зал-таки, настоял-таки на своем) и со словами всё, так, опять, довольно (всё-таки, опять-таки). В остальных случа-


ях эту частицу нужно писать раздельно с другими словами: Он таки виноватым и оказался.

383. Спишите, раскрывая скобки.

Пора(бы) одеваться потеплее; вам(же) предстоит сказать и заключительное слово; почитайте(кга) нам стихи; расска-жи(/са) о своих делах; если(бы) не стемнело, мы(бы) не заблу­дились; ему(ли) не гордиться успехами; всё(ж)(таки) не мог сдержать улыбку; всё(таки) работа закончена в срок; погода сейчас довольно(тпаки) устойчивая; нам(таки) и предстоит принимать решение.

Употребление частиц не и ни

Частица не употребляется:

1) при отрицании: не разобраться; не раз вспоминал о слу­чившемся;

2) в составе составного глагольного сказуемого перед вспо­могательным глаголом (мочь, смочь, сметь, посметь) и перед инфинитивом, отчего предложение получает общее утверди­тельное значение: Я не мог не оглянуться; Мы не смели не поверить ему на слово.

Частица ни употребляется:

1) для усиления уже имеющегося в предложении отрица­ния: ни на минуту не сомневаясь; ни разу не опоздал;

2) для отрицания в предложениях, главный член которых выражен формой родительного падежа существительного: Ни звука; За весь день ни минуты покоя;

3) в составе союзных слов где ни, как ни, куда ни, когда ни, сколько ни и т. п.: Когда ни приду, он занят; Сколько ни старался, не смог решить задачу (с помощью этих союзных слов к главному предложению присоединяются придаточные уступительные);

4) в составе повторяющегося союза ни... ни (его можно заменить повторяющимся союзом и или опустить без измене­ния смысла предложения): Ни весной, ни летом мне не удалось съездить в Петербург (ср.: И весной, и летом мне не удалось съездить...; Весной, летом мне не удалось съез­дить...);


5) в составе устойчивых сочетаний слов, написание кото­рых необходимо помнить: во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни кола ни двора, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни то ни сё, откуда ни возьмись.

384. Определите, какую частицу нужно употребить, не или ни.

1. В тайге н.. звука (Кор.). 2. Н.. видя несколько дней сряду
градоначальника2, граждане волновались и, н..мало н.. стес­
няясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего
квартального в растрате казенного имущества (С.-Щ.). 3. Пя­
тый3 Ивашко стоял н.. жив н.. мертв перед раскатом, маши­
нально кланяясь на все стороны (C.-lu i I Такое разнообразие
мероприятий, конечно, н.. могло н.. воздействовать и на са­
мый уклад обывательской жизни (С.-Щ.). 5. Н.. вздох, н.. жа­
лоба, н.. слезы н.. облегчали внутренней бури, которая волно­
валась и кипела в груди его (Н.). 6. И во всю ночь безумец бед­
ный, куда стопы н.. обращал, за ним повсюду Всадник
Медный с тяжелым топотом скакал (П.). 7. ...Что н.. заметит,
н.. услышит об Ольге, он про то и пишет... (П.). 8. Завистники,
на что н.. взглянут, подымут вечно лай... (Кр.). 9. Всё было
просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый, н..где
н.. пятнышка чернил (П.). 10. Хвалы приманчивы — как их
н.. пожелать? (Кр.).
___________________________________________________ &

Правописание не с разными частями речи

1. Не с существительными пишется:

раздельно, если есть противопоставление с союзом а: не правда, а обман; слитно:

1) если слово не употребляется без не: недоросль, неистов­ство;

2) если слово с не приобретает противоположное значение (его можно заменить синонимом без не): несчастье (беда), не­порядок (беспорядок);

3) если существительное обозначает лицо и в сочетании с не приобретает оттенок оценочного значения: неспециалист, не­профессионал.


 





2. Не с прилагательными пишется: раздельно:

1) при противопоставлении с союзом а: не тихие, а гром­кие звуки; не новое, а старое платье. Однако наличие союза но не является основанием для раздельного написания: не­громкие, но приятные звуки; неновое, но хорошее платье;

2) с относительными и притяжательными прилагательны­ми: не стальная конструкция, не мамин плащ;

3) с качественными прилагательными, когда они в сочета­нии с не обозначают недостаточное проявление признака, а не противоположный признак: не холодный, суп (~ не очень хо­лодный, нельзя заменить словом горячий), не кислый лимон (= не очень кислый), суп не горяч (отрицается то, что он горяч, но не утверждается то, что он холоден);

4) с качественными прилагательными, которые употреб­лены в простой форме сравнительной степени: проселочная до­рога не длиннее шоссейной; лист по формату не больше, чем почтовый конверт;

5) с краткими качественными прилагательными рад, дол­жен, горазд: не рад, не должен, не горазд;

6) с качественными прилагательными, у которых есть зависимые слова с приставкой ни-, или в сочетании с части­цами далеко не, отнюдь не: никому не нужные подробнос­ти, далеко не простое решение. При наличии слов вовсе не, совсем не прилагательные пишутся раздельно, если вовсе и совсем употреблены в значении, близком к значению час­тиц далеко не, отнюдь не: вовсе не правильное поведение (= далеко не правильное поведение). Если вовсе или совсем можно заменить наречием очень, прилагательное нужно писать слитно с не: вовсе неправильное поведение (= очень неправильное поведение), совсем некрепкий чай (= очень не­крепкий чай);

слитно:

1) если слово не употребляется без не: неказистый, неряш­ливый;

2) с качественными прилагательными, которые в сочета­нии с не приобретают противоположное значение; они, как правило, допускают замену синонимом без не: неверный от­вет (= ошибочный), он невысок ростом (= низок).


 

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не подумал, не замерз, не останавливаясь, не опаздывая. Ис­ключение составляет тот случай, когда слово без не не употреб­ляется: ненавидеть, недоумевая.

4. Не с причастиями пишется раздельно только в трех слу­чаях:

 

1) если есть противопоставление с союзом а: не прокипя­ченное, а пастеризованное молоко;

2) если причастие употреблено в краткой форме: не запре­щено, не забыт;

3) если у причастия есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени: не запомнившиеся мне стихи, не написанное вчера письмо. Наречия меры и степени [абсолютно, крайне, очень, почти, вовсе (в значении 'очень'), совсем (в значении 'очень') и др.], выступая в роли зависимых слов, не влияют на написание не с причастиями: абсолютно незапомнившиеся стихи.

В остальных случаях не с причастиями пишется слитно: неочищенное яблоко, нераспустившийся бутон.

5. Не с наречиями пишется:
раздельно:

1) при наличии противопоставления с союзом а: лететь не высоко, а над самым лесом; рассказывать не последователь­но, а сбивчиво;

2) если не входит в состав частиц далеко не, отнюдь не или синонимичных им вовсе не, совсем не: здесь отнюдь не мелко, отдыхал вовсе не долго;

слитно:

1) если слово без не не употребляется: нельзя, нестерпимо;

2) с наречиями на -о, -е, если они в сочетании с не выража­ют противоположное значение (их в большинстве случаев можно заменить синонимом без не): до дома недалеко (= близ­ко), посмотрела несмело (= робко);

3) с местоименными наречиями: негде, некуда, незачем.

385. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с су­ществительными.

Вызывает (не)доумение; упрекнуть в (ке)вежестве; причина ошибки в (невнимательности; (не)удача, а упорные трениров­ки помогли выиграть матч; войска (не)приятеля; рассказывать


(не)былицы; на работу требуются как специалисты, так и (ке)специалисты.

386. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с гла­
голами и деепричастиями.

Огонь (не)погас, (ке)учитывая сложившихся обсто­ятельств, (не)надеяться на случай, (не)допонимать значение происходящего, (не)проходя мимо, (не)боялся опасности, обидчику (не)сдобровать, ни с чем (не)считаясь, (не)слушая возражений, в войну люди (не)доедали и (не)досыпали.

387.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание »" о при­
лагательными .

(Яе)настный день; (не)красивый, но понятный почерк; (не)опасное заболевание; лед далеко (не)прочен; ребенок очень (не)послушен; он (ке)молод и (ке)стар; в (не)запамятные време­на; (не)проглядная тьма; (не)жирный творог; (ке)сильный, но точный бросок; (не)прямая, а извилистая трасса; (не)сердеч-ные боли; (не)горячее, а теплое молоко; (ме)серебряное укра­шение; отнюдь (ке)простые условия; мой соперник (ке)сильнее меня; очень (не)осторожные действия; (ме)важное для дела за­мечание; абсолютно (не)реальные представления; зимой день (не)долог; (ке)рад встрече; (не)горазд на выдумки; холм (не)высок; ни с кем (ке)откровенен.

388.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с при­
частиями.

(Яе)скошенная трава, тетрадь (не)проверена, (не)занятое место, (не)затворенное окно, огород (не)вскопан, крайне (не)продуманная речь, заявление (ке)подписано, (не)полотая мной грядка, (не)распечатанный конверт, (не)годующий из-за пустяка, (ке)остывший еще чай, (не)снятый урожай огурцов, совершенно (ке)подготовленный проект.

389.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с на­
речиями.

Игра длилась (не)долго; выстрелить (ке)точно; ответить (не)медленно; мелодия (не)вольно запомнилась; (ке)куда спе­шить; ходит (не)уклюже; ласточки летают (не)высоко, а низ­ко; обсудим проблему (не)здесь и (не)сейчас; (не)давно посту­пила в институт; говорил (не)спешно, но твердо.


Междометия

Междометия— это неизменяемые слова, выражающие (но не называющие) чувства: например, о/ как выражение востор­га; ах! как выражение чувства страха. Они могут быть как первообразными (ах!, эй!), так и непервообразными (боже, до свидания).

Междометия не связаны синтаксически с другими словами в предложении, отделяются от основного состава предложения паузами, а на письме — обычно запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые... (Ее); — А! сказа­ла тетушка и посмотрела пристально на Ивана Федорови­ча... (Г.). Вступая в синтаксические связи с окружающими словами, междометия переходят в другие части речи; ср.: меж­дометие Марш! (команда для начала движения воинского под­разделения) и неспрягаемый глагол марш (Марш спать!).

Различаются 3 лексико-грамматических разряда междоме­тий:

1) междометия, выражающие чувства (эмоции): а, ах, ай, ай-яй-яй, о, ого, о-го-го, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др.;

2) междометия, в эмоциональной форме выражающие по­буждения к действию (императивные): айда, алло, марш, на, стоп, баста, ату, тпру, кис-кис и др.;

3) междометия, выражающие общепринятые формулы ре­чевого этикета — приветствия, благодарности и т. п.: здравст­вуй, до свидания, спасибо и др.

От междометий нужно отличать звукоподража­ния — неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, изда­ваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, дзинь! и т. п.

Звукоподражания в предложении, в отличие от междо­метий, не изолированы от других слов. Например: Вдруг слышим: у двери кто-то звяк в кольцо (Леек.) — звукопод­ражание здесь является сказуемым. При этом одно и то же звукоподражание может выполнять функции то имени, то глагола; ср. в детской речи: Мяу-мяу пришла (звукоподража­ние имеет значение 'кошка'); Наша киска мяу-мяу(здесь то же звукоподражание используется как глагол, в значении 'мяукает').


 


320


■ Современный русский язык



390.Найдите междометия и распределите их по группам в зави­
симости от разряда по значению: 1) эмоциональные; 2) императив­
ные; 3) этикетные.

1. Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. 2. Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду, но не посмела при­близиться к нему и тихо воскликнула: — Прощайте! Прощай­те! — До свидания, — сказал Воланд. 3. — Гм... — задумался артист, — ну, тогда приходите3 к нам опять. 4. —Эхх!.. — тоскливо воскликнул буфетчик, умиленно глядя на профессо­ра, забирая десятки и пятясь к двери. 4. — Ай-ай-ай! — вос­кликнул артист, — да неужели ж они думали, что это насто­ящие бумажки? 5. Алло! Считаю долгом сообщить, что ваш председатель жилтоварищества2 дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. 6. — Здравствуйте, я ваша тетя! — воскликнул Римский и до­бавил: — Еще сюрприз! 7. — Браво! — отрывисто рявкнул бас где-то в высоте. 8. Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тсс!» 9. Он то и дело прерывал Ивана восклица­ниями1: — Ну, ну! Дальше, дальше, умоляю вас. Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего! (М. Булгаков).

391.Выпишите междометия. Выполните их полный морфологи­
ческий разбор: укажите, первообразными или непервообразными они
являются, к какому лексико-грамматическому разряду относятся.

1. Ох, милый друг! Тружусь день весь... 2. Ах, в чем я вино­ват? 3. «Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак...» 4. Бывало, за пример тебя сми­ренства кажут, а ты... ахти, какой позор! (И. Крылов).

392.Выпишите из текста служебные части речи, а также междо­
метия. Объясните, почему к этим словам нельзя поставить вопрос.

Слон и Моська

По улицам Слона водили, Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши3 Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну, так и лезет в драку с ним.


«Соседка, перестань срамиться, —

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает». —

«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!» (И. Крылов).

------------------- г---------------------------------------------------------- <#>



Cutuiicuccuc

Синтаксис как раздел грамматики

Мы переходим от одного раздела грамматики к другому: в морфологии рассматривали грамматические значения слова и его формы, выражающие эти значения; в синтаксисе будем иметь дело с употреблением форм слова в предложении, с их связями, отношениями, с собственными грамматическими значениями предложений.

Нужен другой взгляд, другая работа мысли. Необходимо видеть формы слова как инструмент образования предложе­ния. Изучая синтаксис, нельзя отрываться от морфологии, забывать ее. Настоящая жизнь слова, его форм проявляется в предложении. Привыкайте к новому понятию «словоформа»: в предложение входит не слово целиком — со всеми его форма­ми и значениями, а одна из его форм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.