Сделай Сам Свою Работу на 5

Эксплуатация и сопровождение





Основные действия, связанные с этим этапом сводятся к наблюдению за созданной системой и поддержке ее нормального функционирования по окончании развертывания.

Поддержка БД предполагает разрешение проблем, возникающих в процессе эксплуатации БД и связанных как с ошибками реализации БД, так и с изменениями в самой предметной области, созданием дополнительных программных компонент или модернизацией самой БД.

 

Описание предметной области

Описание предметной области ( ПО ) должно охватывать реальные объекты и процессы, содержать всю необходимую информацию для удовлетворения предполагаемых запросов пользователя и определять потребности в обработке данных – конкретные задачи пользователя.

Должны быть приведены ограничения ПО, касающиеся выполнения конкретного индивидуального задания.

Информация рассматриваемой ПО может представляться входными и выходными документами (с приложением форм документов) и справочниками.

Если пользователи базы данных различаются по уровню компетенции или форме представления запросов, то указываются возможности доступа пользователя к тем или иным данным.



Описание БД в терминах объектов П О

Проектирование БД начинается с предварительной структуризации предметной области: объекты реального мира подвергаются классификации, фиксируется совокупность подлежащих отображению в БД объектов. Для каждого объекта фиксируется совокупность свойств, посредством которых будут описываться конкретные экземпляры объекта, и отношения ( взаимосвязи ) с другими объектами. Затем решаются вопросы о том, какая информация об объектах должна быть представлена в БД и как ее представить с помощью данных.

Объектная система имеет следующие основные составляющие: объект, свойство, связь (объектное отношение).

Объект – это то, о чем накапливается информация.

Каждый объект характеризуется определенным состоянием, которое описывается с помощью ограниченного набора свойств и связей ( отношений ) с другими объектами.

Свойства объекта могут не зависеть от его связей с другими объектами, т.е. являются локальными. Если свойства объекта зависят от связей с другими объектами, то они называются реляционными.



Связь между объектами в зависимости от числа входящих в нее объектов характеризуется степенью: n = 2,3,...k.

На этом этапе проектирования базы данных необходимо определить:

– какие объекты важны для применения;

– какие свойства могут иметь эти объекты;

– какие связи существуют между объектами;

– какие имена можно присвоить отдельным составляющим объектной системы.

Построение информационной структуры П О

Концептуальная модель применяется для структурирования ПО с учетом информационных потребностей самой ПО и информационных интересов пользователей системы и независима от конкретной СУБД.

Для проектирования концептуальной схемы (информационной структуры ПО) можно использовать различные модели, например, бинарные модели и модели «сущность – связь».

Из моделей типа «сущность – связь» наиболее известна модель П.Чена, или ER - модель. Общим для всех моделей этого типа является использование трех основных конструкций: сущность, атрибут и связь.

Сущность – собирательное понятие, некоторая абстракция реально существующего объекта, процесса или явления, о котором необходимо хранить информацию.

Тип сущности определяет множество подобных экземпляров объекта, а экземпляр сущности – конкретный экземпляр объекта. Каждый рассматриваемый в модели тип сущности должен быть поименован.

Атрибут – поименованная характеристика сущности, которая принимает значение из некоторого множества значений. В модели атрибут выступает в качестве средства, с помощью которого моделируются свойства сущностей.



Связь – средство представления отношения между сущностями.

Могут встречаться бинарные (между двумя сущностями) и в общем случае n - арные связи.

Для каждой сущности необходимо указать идентификатор, служащий для однозначного распознавания экземпляров сущности. В качестве идентификатора служит один атрибут или совокупность атрибутов – составной атрибут, который называют ключом. Если совокупность атрибутов, описывающих объект, не содержит ключа, то в состав атрибутов вводится специальный атрибут, выступающий в качестве ключа. Во многих случаях это некоторый последовательный номер.

Один и тот же объект может иметь несколько ключей. Один из них назначается первичным ( главным ) ключом, все остальные ключи объекта называются возможными ключами.

Ключ должен выполнять свою главную задачу – однозначной идентификации экземпляра объекта – и включать в свой состав минимально необходимое количество атрибутов.

На языке ER - модели концептуальная схема может быть представлена ([1], [3]) ERD ( ER - диаграммой), в которой множество сущностей обозначается прямоугольниками, множество связей – ромбами. На ER - диаграмме допустимо обозначать множество атрибутов овалами, соединяя их с соответствующими типами сущностей; идентифицирующие атрибуты подчеркиваются.

Представление БД реляционной моделью

Основной задачей логического проектирования является разработка логической схемы, ориентированной на выбранную СУБД. Так как подавляющее большинство современных СУБД – реляционные, то и концептуальную модель БД следует отображать на реляционную модель.

В основе реляционной модели используется понятие “отношения”, которое используется для представления

1) набора экземпляров объекта (сущности),

2) отношений (связей) между объектами.

Отношение представляется как определенным образом организованная таблица.

Для отображения информационной структуры ПО на логическую схему реляционной БД следует получить ответы на вопросы:

– сколько таблиц и какие должна включать БД;

– каковы степень (число столбцов) и состав каждой таблицы;

– какие атрибуты (поля) используются в качестве ключей;

– как устанавливаются связи между разными таблицами:

а) использование в разных таблицах одного и того же ключа,

б) помещение ключа одной таблицы в качестве атрибута (поля) в записи другой таблицы,

в) создание специальных связующих таблиц;

– как обеспечить полноту, непротиворечивость и согласованность информации, хранящейся в БД.

ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В типовом задании рассматривается задача автоматизации информационной системы отдела сбыта продукции вымышленного приборостроительного предприятия. В каждом из вариантов индивидуального задания, получаемого студентом у преподавателя, предлагается конкретная ситуация по работе отдела сбыта в рамках более общей постановки, рассмотренной в подразделе 5.1.

Студенту предоставляется право по согласованию с преподавателем предложить свою тему курсовой работы. При этом обязательным условием учебного задания является наличие в нем основных функций автоматизированной системы, подобных рассмотренным ниже.

Информационная система

«Отдел сбыта продукции предприятия»

Функции отдела сбыта

В качестве предметной области рассматриваются некоторые функции, выполняемые сотрудниками отдела сбыта предприятия в процессе:

а) планирования:

— отгрузки продукции в соответствии с договорами;

— сдачи цехами продукции на склад;

— поступления денежных средств за продажу продукции;

б) учета:

— фактически отгруженной продукции;

— фактически сданной цехами продукции на склад;

— поступления денежных средств, перечисленных в качестве предоплаты за заказанную продукцию;

в) анализа:

— корректности договоров на поставку продукции;

— выполнения цехами плана сдачи продукции на склад;

— текущего запаса продукции на складах;

— выполнения плана отгрузки;

— поступления предоплаты за заказанную продукцию.

Цель выполняемых функций

Перечисленные выше функции обеспечивают решение следующих основных задач, решаемых отделом сбыта продукции предприятия:

— согласование планов выпуска цехами продукции и планов;

— отгрузки продукции;

— постоянный контроль за состоянием запаса продукции на складах и за выполнением договорных обязательств предприятия;

— контроль оплаты заказчиками отгруженной и/или заказанной продукции;

— анализ выполнения годового финансового плана предприятия в части оплаты отгруженной и/или заказанной продукции.

Описание предметной области

Информация, циркулирующая в рассматриваемой предметной области, отображается в документах. Ниже (см. формы 1–10) приведены образцы документов и справочников (они адаптированы к условиям учебного процесса) и таблица «Описание реквизитов документов». Информация, содержащаяся в документах, разделяется на условно-постоянную и оперативную.

Наиболее традиционной является следующая форма построения документа:

1) заголовочная часть (наименование вида документа, регистрационный номер документа, постоянные реквизиты),

2) содержательная часть,

3) оформляемая часть (дата составления документа, подписи лиц, удостоверяющих информацию документа и придающих ему юридическую силу).

Варианты структуры содержательной части документов:

— анкетная форма (наименование и соответствующее значение реквизита документа);

— табличная форма (многострочная таблица с наименованием граф (колонок), наличием детальных и итоговых строк);

— комбинированная форма.

Условно- постоянная информация включает справочные данные о номенклатуре изделий, выпускаемых предприятием, о его цехах и складах, сведения о плательщиках (заказчиках). Эти данные отображаются в документах «Справочник товаров», «Справочник плательщиков», «Справочник цехов» и «Справочник складов» (см. формы 1–4).

Поскольку код товара, ИНН плательщика, номера цеха и склада в соответствии с ограничениями предметной области (см. подраздел 5.3) уникальны и неизменны, то они однозначно определяют остальные реквизиты в соответствующих документах (см. формы 1–4). Предполагается, что цена товара не меняется на протяжении срока действия договора на поставку товаров.

 

Оперативная информация включает следующие данные:

 

Форма 1 СПРАВОЧНИК ТОВАРОВ
Kод товара Наименование товара Ед. изм. товара Цена за ед. измерения Нормативный запас Номер склада
           
           
           

 

Форма 2

СПРАВОЧНИК ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

№ ИНН Наименование Адрес
     
     
     

 

Форма 3 Форма 4

СПРАВОЧНИК ЦЕХОВ СПРАВОЧНИК СКЛАДОВ

Номер цеха Наименование цеха
   
   
   
Номер склада Наименование склада
   
   
   

 

 

 

— планы выпуска продукции цехами предприятия,

— выставленные плательщикам счета,

— планируемые поставки товаров покупателям,

— оплата товаров покупателями,

— сдача цехами продукции на склады предприятия,

— отгрузка товаров получателям.

В зависимости от типа документа используется тот или иной термин из множества синонимов: покупатель, получатель, плательщик или заказчик.

Ниже приведены документы (см. формы 5–10) с оперативной информацией. Содержательная часть этих документов имеет комбинированную форму и состоит из двух частей — анкетной и табличной.

Данные о планах выпуска продукции цехами предприятии содержатся в документе «План выпуска продукции цехом» (форма 5). Содержательная часть этого документа в анкетной части включает номер и наименование цеха, а в табличной части — данные о планируемых к выпуску товарах по месяцам года. Номер цеха является уникальным для предприятия и однозначно определяет наименование цеха. Наименование товара является уникальным и однозначно определяет его единицу измерения. В соответствии с ограничениями предметной области один и тот же товар может выпускаться несколькими цехами. Каждый товар может выпускаться в различные месяцы. Следовательно, количество товаров по плану определяется совокупностью трех реквизитов: наименованием товара, номером цеха и месяцем выпуска.

Форма 5

 

ПЛАН ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ЦЕХОМ №

 

 

 

(наименование цеха)

 

Наименование товара Ед. изм. Склад Месяц выпуска Количество по плану
         
         
         

 

Данные о счетах, выставленных плательщикам, содержатся в документе «Счет» (форма 6).

Содержательная часть этого документа в анкетной части включает номер счета поставщика, номер договора, на основании которого выписан счет, данные о плательщике и общую сумма счета. Номер счета в соответствии с ограничениями предметной области является уникальным для поставщика и однозначно определяет номер договора и дату выписки счета1. В табличной части счета приводятся данные о подлежащих оплате получателем по данному счету товарах.

Счет может содержать несколько наименований изделий. Один и тот же товар может быть поставлен по нескольким счетам. Поэтому количество оплачиваемого товара определяется двумя реквизитами: наименованием товара и номером счета.

Данные о планируемых поставках товаров покупателям содержатся в документе «Договор на поставку продукции» (форма 7). Реквизиты: построчные суммы в графе «Сумма» и «Общая сумма счета» — в БД не хранятся.

 

Форма 6

СЧЁТ №

 

 

 

Основание: Договор №     от «___» ___________200__г.

 

Поставщик: Плательщик:

 

Наименование _________ Наименование _________ Адрес: ________________ ИНН _________________
Адрес: ________________
ИНН _________________

 

Наименование товара Ед. изм. Цена ед. изм. Количество Сумма
         
         
         

 

Общая сумма счёта:_____________

Генеральный директор: /Фамилия И. О./

Главный бухгалтер: /Фамилия И. О./

 

Договор состоит из двух частей. В первой части приводятся номер договора, дата его составления, данные о поставщике и получателе и общая сумма договора. Номер договора является уникальным и однозначно определяет дату составления договора и ИНН получателя. Единица измерения и отпускная цена единицы измерения определяются наименованием товара.

 

Форма 7
ДОГОВОР №  

на поставку продукции

от «___» ___________200__г.

 

Поставщик_______________ Получатель  

(наименование поставщика) (наименование получателя)

заключили договор на период:

с «____» _____________200__г. по «____» ______________200__г.

Общая сумма договора составляет

________________________________________________

(сумма договора в ценах на момент заключения договора)

Адреса и реквизиты сторон:

 

Поставщик: Получатель:
___________________ ______________________ (почтовый индекс) ______________________ (город) № ИНН _______________
(почтовый индекс)
___________________
(город)
№ ИНН____________

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

на поставку товаров к договору №_____ от «____»_______ 200__г.

Поставщик_______________

Получатель_______________

 

Наименование товара Ед. изм. Месяц поставки Отпускная цена ед. изм. Количество Сумма
           
           
           

 

Поставщик _______________ Получатель _______________

(подпись) (подпись)

 

 

Табличную часть договора называют спецификацией. Спецификация также состоит из двух частей. В ней приводятся данные о поставляемых по данному договору товарах. Один и тот же товар может быть поставлен по нескольким договорам, а по одному и тому же договору — в нескольких месяцах. Поэтому количество поставляемого товара определяется совокупностью реквизитов: наименованием товара, номером договора и месяцем поставки. Очевидно, что единица измерения и отпускная цена определяются наименованием товара.

Данные об оплате товаров покупателями содержатся в документе «Платежное поручение» — ПП (см. форму 8).

В анкетной части ПП содержатся номер ПП, номер товарно-транспортной накладной (ТТН) или номер счета, дата составления документа и сведения о плательщике. Номер этого документа уникален только для плательщика и, следовательно, может повторяться у разных плательщиков. Для однозначной идентификации ПП в БД поставщика ПП должно ссылаться на номер конкретной ТТН или номер конкретного счета. Поэтому однозначное определение даты выписки ПП и ИНН плательщика осуществляется одновременно двумя реквизитами: номерами ПП и ТТН или номерами ПП и счета. Одной ТТН или одному счету может соответствовать несколько ПП. В табличной час ти ПП приводятся данные об оплачиваемых получателем по ПП товарах. Платежное поручение может содержать несколько наименований товаров. Один и тот же товар может быть указан в нескольких ПП, причем один и тот же номер ПП может повториться для разных ТТН (номеров счетов). Поэтому количество оплаченного товара определяется тремя реквизитами: наименованием товара, номерами ПП и ТТН (или номером счета). Единица измерения и цена единицы измерения определяются наименованием товара. Реквизиты «Сумма» и «Общая сумма платежа» в БД не хранятся.

 

Форма 8
ПЛАТЁЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №  

 

Основание: (№ ТТН или № счета)     от «___» _________200__г.

 

Плательщик: Наименование _________ Адрес: ________________ ИНН _________________

 

Наименование товара Ед. изм. Цена ед. изм. Количество Сумма
         
         
         

 

Общая сумма платежа:______________

Генеральный директор:_____________________ /Фамилия И. О./

Главный бухгалтер:________________________ /Фамилия И. О./

 

 

Данные о сдаче цехами продукции на склады предприятия содержатся в документе «Цеховая накладная» (форма 9).

 

Форма 9
ЦЕХОВАЯ НАКЛАДНАЯ №  

 

от «___» ___________200__г.

 

Цех:      

(номер цеха) (наименование цеха)

 

Склад:      

(номер склада) (наименование склада)

 

Наименование товара Ед. изм. Количество
     
     
     

 

Отпустил_______________ Принял_______________

(подпись) (подпись)

 

 

В анкетной части этого документа содержатся его номер и дата выписки, номер и наименование цеха и склада. Номер этого документа уникален только для данного цеха и, следовательно, может повторяться в накладных разных цехов. Однозначная идентификация цеховой накладной в базе данных осуществляется указанием номера цеха. Поэтому однозначное определение реквизитов «Дата составления цеховой накладной» и «Номера склада» осуществляется одновременно двумя реквизитами: «Номер цеховой накладной» и «Номер цеха».

Очевидно, что наименование цеха определяется его номером, а наименование склада — номером склада. В табличной части цеховой накладной приводятся данные о товарах, сдаваемых на склад, и их количестве. Один и тот же товар может быть указан в нескольких цеховых накладных, причем один и тот же номер цеховой накладной может повториться для разных цехов. Поэтому количество сдаваемого на склад товара определяется тремя реквизитами: наименованием товара, номером цеховой накладной и номером цеха. Единица измерения определяется наименованием товара.

Данные об отгрузке товаров получателям содержатся в документе «Товарно-транспортная накладная» (форма 10).

Форма 10
ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ №  

 

Основание: Договор №»     от «___» ___________200__г.

 

Поставщик: Плательщик:

 

Наименование _________ Наименование _________ Адрес: ________________ ИНН _________________
Адрес: ________________
ИНН _________________

 

Наименование товара Ед. изм. Цена ед. изм. Количество Сумма
         
         
         

 

 

Общая сумма по накладной:_____________

Отпустил_______________ Принял_________________

(подпись) (подпись)

 

 

В анкетной части этого документа содержатся его номер и дата выписки, номер договора, сведения о получателе и общая сумма по накладной. Номер ТТН является уникальным для предприятия. Он определяет дату выписки ТТН, номер договора и общую сумму по накладной. ИНН получателя определяется номером договора, а наименование и адрес получателя — его ИНН. В табличной части ТТН приводятся данные об отгруженных по данной ТТН товарах. Один и тот же товар может быть указан в нескольких ТТН. Поэтому количество отгруженного товара определяется совокупностью двух реквизитов: наименованием товара и номером ТТН. Очевидно, что единица измерения и отпускная цена определяются наименованием товара.

В приведенных выше формах документов с нормативно-справочной и оперативной информацией жирной линией обведены реквизиты, значения которых должны храниться в БД СУБД. Эти значения вводятся с клавиатуры компьютера или выбираются из списков в экранных формах. Производные реквизиты: построчные суммы в графе «Сумма» (произведение цены на количество) и общая сумма (сумма произведений цены на количество во всех строках табличной части документа) подсчитываются автоматически в процессе ввода данных при помощи экранных форм и в БД не хранятся.

Реквизиты поставщика и фамилии ответственных лиц, подписывающих платежные документы, в БД не хранятся.

Ниже приведены рекомендуемые характеристики реквизитов документов предметной области. Проектировщик при необходимости может их изменить, а также добавить другие реквизиты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.