Сделай Сам Свою Работу на 5

Обратите внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться лексической правильности речи.





1. Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам эквивалентом.

2. Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по смыслу.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов.

3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность слова. Многие слова в языке обладают этим свойством, то есть способностью употребляться в разных значениях. Разные значения приводятся в толковых словарях: первым указывается основное (прямое, первичное, главное), а потом – производные от него (переносные, вторичные).

Например, глагол касаться имеет основное значение «дотрагиваться до кого-нибудь или чего-нибудь» и два переносных, вторичных значения – «иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении» (касаться темы, проблемы, вопроса).

Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами.



4. Помните, что многозначное слово может иметь разную лексическую сочетаемость, то есть способность соединяться по смыслу с другими словами. В языке запрет на сочетание слов друг с другом накладывается в первую очередь присущими им значениями, а также традицией употребления, исторически сложившейся нормой. Например, слово круглый в своем основном значении – «имеющий форму круга» соединяется со словами стол, коробка, лицо и др. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени) слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» - с такими, как невежда, отличник, сирота.

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в речи. Например: производить особый интерес на читателя вместо производить впечатление или вызывать интерес.

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны следующие употребления:



Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

5. Следует учитывать существование в языке паронимов, то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например: одеть и надеть, экологичность и экология (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

6. Будьте внимательны при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики иноязычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, если значение слова вам н совсем понятно.

7. Избегайте в речи смысловой избыточности. При употреблении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения, частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (лучший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир – подарок на память).



 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Укажите стилистические недочеты в отрывках из статей и других газетных материалов. Замените слова, употребление которых стилистически неуместно; отредактируйте предложение.

1. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений. 2. Дружно мелькают грабли и вилы. До начавшегося после обеда грозового дождя еще несколько машин увезли душистое разнотравье к силосной траншее у одной из ферм. 3. Деревья и кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредные микробы, смягчают температурный режим, приглушают шум в городах. 4. Любители природы всегда восхищались птичьими трелями в наших лесах. Но достаточно ли мы печемся о пернатых друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения, поэтому общества охотников проводят работу по истреблению хищных птиц и зверей.. 5. Мы усекли все указания и подключились к работе, начав ее в том направлении, которое было нам рекомендовано министерством. 6. Отходняк по системе Станиславского (заглавие). «Мы играли 5 лет в Америке и собирали там тысячные залы», - гордо заявил режиссер московского музыкально-драматического театра «Арлекин» Сергей Мелконян. А еще он говорит, что «система Станиславского отдала концы» (дала дуба, сыграла в ящик и т.д.) Зато теперь есть его система. Система Мелконяна. 6.Мюнхен не ходит на теннис, но балдеет от футбола (заголовок).

2. Замените слова и словосочетания.

а)имеющие окраску делового стиля - нейтральными словами:препровождать, вышеизложенное, представить, жилплощадь, отдать распоряжение, проживать;

б)нейтральные слова - на слова делового стиля: поблагодарить, из-за болезни, дали творческий отпуск, просьба, участвовал.

3. В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких – его русский синоним?

1. Декрет – постановление;

Дефис – черточка

Дефект – изъян, недостаток;

Пролонгация – продление.

2. Променад – прогулка;

Реестр – список;

Репрезентация – представительство;

Хаос – беспорядок.

4.Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления иностранных слов. Отредактируйте предложения.

1. Констатированы факты нарушения школьной дисциплины. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. Беспорядки лимитируют работу в цехах. 4. Нельзя нивелировать оценки учащихся. 5.Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.. 6. Срок выполнения заказов может быть пролонгирован. 7. Были приняты экстраординарные меры. 8. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. 9.Конвенция новой фирмы нас не устроила.

 

5. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы в словам, использование которых Вы считаете стилистически неоправданным.

1. Прекрасным получился надрек, так называют у нас арбузную патоку. 2. Захару скоро захотелось есть, и скоро он уже хлебал из таганка жидкую пшеничную кашу… Оставив таганок с остатками каши, набив очаг поленьями, он лег на топчан из жердей и крепко уснул. 3.Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова. 4. Мы выехали, когда уже ободняло. 5. Дети редко навещали родительскую оселю. 6. Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется. 7. «Василь! – позвал он брата. – Принеси-ка мне рушник». Вася, сделав гримасу, пошел в хату и тут же вернулся с полотенцем. 8.До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.

Грамматические нормы

в современном русском литературном языке

 

Правильность речи в значительной степени определяется знанием и соблюдением грамматических норм. Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические.

Морфология – самый устойчивый ярус языковой системы, в ней заложена национальная специфика языка. Но устойчивость не есть неподвижность. Язык активно обслуживает общество, и вслед за изменениями в обществе, в среде носителей языка, изменяется язык, изменяются нормы. То, что было нормой 100, 50 и даже 20 лет, в настоящее время может быть подвергнуто изменениям.

Изменения в морфологическом строе обнаруживаются в расширении или сужении круга вариантных форм слов. Грамматическая вариантность проявляется в вариантах грамматического рода, вариантах падежных форм, вариантах числа, вариантах категорий глагола и т.д. (в отпуске – в отпуску, профессоры – профессора, машет – махает). Каждая часть речи обладает особыми грамматическими категориями, поэтому количество возможных вариантов зависит от внутренней природы самих частей речи.

Обратимся к синтаксическим нормам (синтаксис – важнейший раздел грамматики, который учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения). О человеке, который плохо владеет речью, обычно говорят: «Он и двух слов связать не может». Действительно, для овладения речью необходимо уметь связывать слова, но и не только слова. В речи связываются между собой и словосочетания и отдельные предложения, и даже сложные синтаксические целые. Связи, скрепляя единицы языка, организуют речь.

Следовательно, для овладения русской речью необходимо знать те устоявшиеся нормы разнообразных синтаксических связей, которые функционируют в русском зыке и способствуют выработке умения строить отдельные высказывания. Рассмотрим эти связи. В русском языке выделяются три основных вида подчинительной связи: управление, согласование, примыкание. Наиболее сложным из них является управление.

В связи с динамичным темпом современной жизни происходят сдвиги и в нормах словоупотребления. Лучшими помощниками в этом служат толковые словари, нормативные справочники разных типов, в которых слову даётся полная характеристика, указывается значение, ударение, грамматические формы, стилистическая окраска слова, приводятся типичные сочетания и примеры. Определённых норм (правил) сочетаемости слов в синтаксисе нет. Отсутствуют также специальные нормативные справочники. Совсем нелегко установить, чем, например, определяется норма употребления зависимых слов в следующих словосочетаниях: поражаться глупости – поражаться красотой, выражаться в процентах – выражаться формулой, узнать новость у брата – узнать новость от брата, забыть друга – забыть про друга, числиться отстающим – числиться в отстающих – числиться среди отстающих и т.п.

Выбор грамматических вариантов (это вызывает наибольшие трудности) нередко связан с их смысловыми или стилистическими различиями.

 

Имя существительное

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.