Сделай Сам Свою Работу на 5

В современном русском языке





К.И. Чуковский написал замечательную книгу о словах русского языка «Живой как жизнь», которую предварил словами Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи». Конечно, чтобы слова зазвучали в нашей речи по-настоящему, во всю силу нужно соблюдать определённые правила, которые называются лексические нормы.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности, логичности, чистоты речи и её правильности.

Правильный выбор слов для выражения своих мыслей всегда позволяет точно выразить смысл высказывания. К примеру, в сочинении «Однажды…» студент пишет: «За мной гналась толпа деревенских собак», - о том, что же всё-таки хотел сказать автор, можно только догадываться. Слово «толпа» толкуется в словаре так: «скопление людей, сборище». Как видим из пояснения, сочетание слов «толпа» и «собак» невозможно. Здесь ошибка произошла в результате незнания точного значения слова.



 

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова

 

Эти ошибки, как правило, вызваны незнанием лексического значения слова. Употребление слова без учёта его значения может стать причиной нелогичности и абсурдности высказывания: Самолёт заправили удобрениями (самолёт заправляют бензином или керосином). Декада якутской кухни будет проходить пять дней (декада должна длиться десять дней).

Неправильный выбор слова может стать причиной анахронизма, то есть нарушения хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой. Например: В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. (Название города на Неве, которое употребил автор, было присвоено ему в годы Советской власти).

Неправильное употребление слов может привести и к логическим ошибкам. В числе их назовём алогизм – сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями.



Другой причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение и(или) сужение понятия, возникающее в результате смешения видовых и родовых понятий: В любое время суток наша медицина готова прийти на помощь ребенку. Следует: В любое время суток наша медицина готова прийти на помощь больному (в нашей стране медицинской помощью пользуются не только дети). Замена же видовых понятий родовыми делает нашу речь бесцветной, казенной. Не случайно большой художник слова С.Я.Маршак обращался к своим современникам с горьким упреком: «Обеды, ужины мы называем пищей, а комната для нас жилплощадью была».

Причина нелогичности высказывания, искажения его смысла кроется и в нечётком разграничении отвлечённых и конкретных понятий. Например: Дворянин – в феодальном и, позднее, капиталистическом обществе привилегированный господствующий класс. В данном случае употребить нужно было слово дворянин – лицо, принадлежащее дворянству, так как не сам класс, а его представители встретили гостя.

Нарушение логичности допустимо в разговорной речи, в которой сами условия общения – непосредственность, неподготовленность, контактность – позволяют в случае необходимости исправить ошибку. Однако в других стилях это невозможно. Вот что пишет И.Б. Голуб в пособии по стилистике современного русского языка для журналистов: «Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождает неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи. Пародийное звучание тех или иных утверждений в подобных случаях сводит на нет их информативную ценность и наносит серьёзный ущерб идейной стороне текста».



Неправильный выбор слова может быть обусловлен смешением слов-паронимов. Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но имеющие разные значения, напр.: рыбий – относящийся, принадлежащий рыбе: рыбий жир; и рыбный – сделанный из рыбы: рыбный пирог.

Слова-паронимы имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению и, следовательно, по сочетаемостным возможностям. Паронимы не взаимозаменяются в речи, потому что это приводит к искажению смысла высказывания: Здесь будут выставлены различные подделки из дерева, пригодные для дома или дачи (верное слово – поделки).

Следует обратить особое внимание и на лексическую сочетаемость слов, т.е. их способность соединяться друг с другом. Например, прилагательное «обильный» может сочетаться не со всеми словами, обозначающими атмосферные осадки: можно сказать обильные дожди, обильные осадки, но нельзя: обильный снег, обильный град.

Нередко слова с одинаковым значением (т.е. синонимы) могут иметь разную сочетаемость: истинный друг – подлинный документ.

Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сочетаниях: встреча созвана, беседа прочитана, завершить обязательства, усилить внимание, повысить кругозор, справиться с указаниями и т.д.

От речевой ошибки следует отличать специальное нарушение сочетаемости, например: Трудно прощать чужие недостатки, но ещё труднее прощать чужие достоинства. Умышленное сочетание не сочетаемых между собой слов называется оксюмороном – один из видов тропов (изобразительно-выразительных средств языка). Оксюморон нередко используется в художественном и публицистическом стилях, чаще всего в названиях произведений и в заголовках статей: «Живой труп», «Мёртвые души», «Обыкновенное чудо», «Жанр, обречённый на успех», «Воспоминания о будущем», «Наедине со всеми» и др.

 

Речевая недостаточность

 

Эта ошибка заключается в пропуске слов, необходимых для понимания высказывания и для точного выражения мысли: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Неясно, что хотел сказать автор, потому что в предложении не хватает слов. Речевая недостаточность лишает текст ясности, сбивает логичность в его построении, мысль теряет необходимую полноту и точность.

Такие ошибки встречаются и в периодической печати: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, выкладываются в архив, (речь идёт о карточках больных).

 

Речевая избыточность

 

Виды речевой избыточности, или многословия:

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и поэтому излишних слов: главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает. Речевая избыточность здесь заключается в том, что составные части имеют одно и то же значение или содержат один и тот же смысловой компонент: суть – это и так главное.

С точки зрения лексической нормы плеоназм, как правило, недопустим. Однако в устном народном творчестве традиционно использовались экспрессивно окрашенные плеонастические сочетания: грусть-точка, море-океан, путь-дорога и т.п.

В нашей речи, в том числе газетной, к сожалению, укоренились плеонастические сочетания: «планы на будущее», «памятные сувениры», «за январь месяц», «специалист своего дела», «совместное сотрудничество», «взаимные уступки друг другу».

Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия: умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен. Тавтология может возникнуть при повторении однокоренных слов (рассказывать рассказ), а также при соединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга (впервые дебютировал). Тавтологичны и неправильные грамматические формы: более красивее (нужно: красивее или более красивый), самый наилучший (правильно: самый лучший или наилучший).

Тавтология, возникающая при сочетании русского слова и иноязычного, которые совпадают по значению, обычно свидетельствуют о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова: Он крепко держит в своих руках штурвал руля (штурвал – это и есть рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолёта, следовательно, слово «руль» лишнее).

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им …. (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отражает, отображает, фиксирует) все изменения, …(происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(С.Я. Маршак)

 

2. Дайте оценку использования лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слов без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажения смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада якутской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2.Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4.С конца IV века д.н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимания удобрению полей. 8.Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9.В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастает на два часа. 10. Хороших работников в нашем предприятии награждают Доской почета.

 

3. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, которые стали причиной речевых ошибок.

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2.Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. С заданием мы справились уверенно. 9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы. 11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез мнение этого чудака. 12. Когда пилот садится в машину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я. 13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок. 14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.

4. Проанализируйте причины информативной недостаточности предложений и отредактируйте их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застряли в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9.На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учениками.

5. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, плеоназм или тавтологию следует устранить.

Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из Армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал познавать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стуже Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой судья захочет стать подсудимым? (заголовок газетной статьи). 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал насекомыми, несметным количеством комаров.

 

6. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно подбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференцированное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом к покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен большой заинтересованностью. 7. Утверждаю документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как дорогих гостей. 11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачное произведение. 12.Прирешении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.