Сделай Сам Свою Работу на 5

Ударение в именах существительных





1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняют ударение на последнем слоге: парте΄р, жалюзи΄, диспансе΄р, несессе΄р и др.

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:

-ал (в иноязычных словах): пена΄л, фина΄л, кварта΄л (обратите внимание на это существительное: оно имеет ударение на конечном слоге в любом значении!)

-атай: глаша΄тай, согляда΄тай, хода΄тай (обратите внимание на произношение производных от этого существительного — ходатайство, ходатайствовать),

-провод (в сложных словах): газопрово΄д, мусоропрово΄д, нефтепрово΄д. Именно в этих словах ударение часто ставят в середине слова. Это вполне объяснимо: в русском языке действует тенденция к так называемому ритмическому равновесию, то есть к постановке ударения в середине слова в многосложных словах. Однако слова, оканчивающиеся на –провод, следует произносить именно с ударением на последнем слоге.

-ение (в отглагольных существительных): долбле΄ние, усугубле΄ние, мышле΄ние (форма мышление является устаревшей).



-мен (в словах из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме΄н, джентльме΄н, но: ба΄рмен. Особое место занимает существительное греческого происхождения фено΄мен— «редкое, необычное, исключительное явление». Оно не связано с английским -мен «человек» и используется в отношении как одушевленных, так и неодушевленных объектов. Сейчас отдельные словари допускают произношение феноме΄н по отношению к человеку. Однако если хотите произвести впечатление высокообразованного человека, то следует придерживаться нормы фено΄мен в любом случае.

3. Ударение многих производных слов часто определяется по тому слову, от которого они образованы.

Так, отглагольные существительные на -ие (слова на -ение не подчиняются этому правилу, но об их произношении сообщалось выше) обычно имеют ударение на том же слоге, что и соответствующий глагол. Именно эта группа слов вызывает большие трудности в речи. Поэтому в случае сомнения подберите соответствующий глагол и проверьте ударение по нему: сосредото΄чить – сосредото΄чение, упро΄чить – упро΄чение, обеспе΄чить - обеспе΄чение, испове΄дание, вероиспове΄дание (от испове΄дать веру).



Существительные с финалией на –ота имеют два варианта ударения в зависимости от того, образованы они от глагола или от прилагательного.

Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от прилагательных: по΄лный — полнота΄, немо΄й— немота´. Существительное сирота΄ (во множественном числе — сиро΄ты) тоже образовано от прилагательного, правда, почти вышедшего из употребления (си´рый), поэтому подчиняется этой же модели. Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дрема΄ть—дремо΄та, лома΄ть—ломо΄та, зева΄ть—зево΄та.

4. Место ударения в существительных с одинаковыми финалиями может зависеть от значения слова.

Так, слова на -лог, называющие лиц по роду занятий, имеют ударение в середине слова: фило΄лог, зоо΄лог, ихтио΄лог. Существительные, называющие неодушевленные объекты, произносятся с ударением на последнем слоге: моноло΄г, диало΄г. Обратите внимание на слова катало΄г, некроло΄г, в их произношении очень часто допускают ошибки. Ни в коем случае не следует произносить анало΄г. Это слово имеет ударение в середине слова — ана΄лог.

По значению определяется ударение и в словах на -метр. Безударный последний слог имеют существительные, обозначающие различные приборы: баро΄метр, гальвано΄метр, хроно΄метр (но: амперме΄тр, вольтме΄тр). Единицы измерения (киломе΄тр, сантиме΄тр, миллиме΄тр) произносятся с ударением на последнем слоге. Иное произношение — показатель очень низкой культуры!



5. Иногда постановку ударения в существительном определяет целая система факторов.

Так, в словах на -анин наиболее частотным является ударение на втором от конца слоге (горожа´нин, волжа´нин, земля´нин, углича´нин, марсиа´нин). В словах, заимствованных из старославянского языка (их можно узнать по значению и сфере употребления: книжные слова абстрактной или религиозной тематики), ударение падает на последний слог (граждани´н, христиани´н, селяни´н, славяни´н, мещани´н). Слова, связанные с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно имеют ударение на том же слоге, что и те географические названия, от которых они образованы (афи´нянин, ри´млянин).

Одним из самых сложных и противоречивых является постановка ударения в существительных на –ия. В настоящее время ударение имеет тенденцию перемещаться к концу слова. Так, нормативным является произношение индустри´я, металлурги´я, полиграфи´я, тогда как формы инду´стрия, металлу´ргия, полигра´фия уже являются устаревшими. Подобное колебание наблюдается и в существительном кулина´рия, однако кулинари´я воспринимается как разговорный вариант.

Постановка ударения может зависеть и от числа слогов. Так, трехсложные слова обычно имеют ударение на первом слоге (а´рия, ма´фия). Но есть здесь и исключения: месси´я, стихи´я.

Колебания в ударении могут быть связаны и с профессиональной средой. Так, в речи медиков обычно встречается произношение флюорографи′я, эпилепси′я, наркомани′я, однако основным литературным вариантом является произношение флюорогра′фия, наркома′ния, эпиле′псия. При затруднении следует обращать внимание на конечное сочетание гласных и согласных. Так, ударение на –ия преобладает в существительных с финальными звуками: -кардия, -тезия, -филия, -термия, -стения, -хрония, -терапия, -скопия, -атрия, -псия, -ургия (тахикарди´я, анестези´я, некрофили´я, металлотерми´я, астени´я, синхрони´я, трудотерапи´я, диаскопи´я, педиатри´я, литурги´я). Безударное –ия имеют существительные с финалиями: -фобия, -логия, -гамия, -номия, -мания, -гения, -мония, -тропия, -нария, -графия, -тория, -метрия (исключение — асимметри´я, существительное симметрия основным имеет вариант симметрия, симметрия выступает как литературный, но не основной, а допустимый вариант),-рессия, -патия, -кратия, -ция (русофо´бия, аполо´гия, монога´мия, гастроно´мия, наркома´ния, аго´ния, филантро´пия ветерина´рия, кулина´рия, орато´рия, астроме´трия, агре´ссия, гомеопа´тия, психопа´тия, плутокра´тия, кардиогра´фия, девальва´ция, стагна´ция, конфирма´ция).

Возможны колебания и в существительных с одинаковыми финалями. Обратите внимание на произношение слов с конечным -ерия: фее´рия, фанабе´рия, мисте´рия – истери´я, дuфтери´я, остери´я (трактир в Италии). Подобные колебания мы находим и в существительных на -фония: какофо´ния, симфо´ния— телефони´я, полифони´я, стереофони´я.

Иногда разное ударение характеризует даже слова с одним и тем же корнем. Так, существительные догово´р, пригово´р имеют, ударение на последнем слоге, тогда как существительное за´говор произносится с ударением на приставке. Формы до´говор, при´говор трактуются как допустимые варианты, однако в официальной обстановке лучше произносить догово´р, пригово´р, тем более что иное произношение может быть расценено собеседником как проявление низкой культуры говорящего.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

 

1. Произнесите следующие существительные:

1. Аналог, вероисповедание, намерение, визави, каталог, квартал, некролог, слабина, сосредоточение, упрочение, феномен, ходатайствовать, бармен, вандал, мусоропровод, путепровод, дремота, немота, сирота, завсегдатай, зевота, километр, дозиметр, мышление, монолог, соцобеспечение, приговор, договор, рассредоточение, соболезнование, соглядатай, глашатай, укорочение, факсимиле, нагота, скукота, ломота, чернота, фискал, каннибал, славянин, диалог, каталог, фенолог, барометр, хронометр, ознакомление.

2. Стереофония, какофония, симметрия, асимметрия, рекламация, профанация, урбанизация, стагнация, полиграфия, стенография, флюорография, идеография, феерия, жандармерия, мистерия, периферия, акватория, экспрессия, телепатия, антипатия, бюрократия, русофобия, юдофобия, наркология, анатомия, мизантропия, кулинария, пневмония, индустрия, эпилепсия, перипетии, тирания, металлургия, биопсия, психиатрия, иглотерапия, гастрономия, стенокардия.

 

3. Отметьте случаи неверного ударения в словах. Исправьте ошибки.

Асимметри¢я, и¢конопись, ра¢курс, туфля¢, ста¢туя, упроче¢ние, ща¢вель, нефтепрово¢д, созы¢в, ката¢лог.

 

4. Прочитайте следующие фрагменты рекламных текстов, радиоречи и деловой речи, исправьте ошибки.

Вертикальные жа¢люзи; интересный ра¢курс; лекции по и¢конописи; едут сва¢ты; новый ката¢лог; на второй ква¢ртал.

Каким размером написана «Илиада» и «Одиссея» – ямбом или гекзаме¢тром?

 

5. Отметьте пары слов, в которых варианты ударения равноправны.

Казаки¢ – каза¢ки

И¢рис – ири¢с

Пе¢тля – петля¢

Ки¢рка –кирка¢

До¢ска – доска¢

Ко¢мпас - компа¢с

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.