Сделай Сам Свою Работу на 5

Скульптура «Медведь на скамейке»





Год создания: 2007 год
Автор: Вадим Боровых
Описание: Бурый медведь, восседающий на скамейке неподалеку от моста Александра Невского
Легенда: Медведь пришёл в город из дремучего леса, движимый целью посмотреть на новгородцев, и остался доволен знакомством с ними. Без сомнения, новгородцы – дружелюбный и приветливый народ. Поэтому возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, и он решил остаться в Великом Новгороде. И днем и ночью обаятельный символ могучей России сидит на набережной Александра Невского, любуется на проплывающие мимо по реке катера и прогулочные теплоходы, поджидает прохожих, которые всегда рады присесть рядышком с ним и поболтать.

Ганзейский знак

Год создания: 2009 год
Автор: Архитектурная мастерская "Три" компании "Возрождение"
Описание: Изображены два качающихся на волнах судна - новгородская ладья и ганзейский ког
Легенда: Именно на правом берегу Волхова, на Ярославовом Дворище когда-то причаливали корабли Ганзейских купцов.

Деревянный зоопарк

Год создания: 2010 год
Автор: Народное творчество
Описание: На берегу Волхова, у Кремля новгородские умельцы сумели из старых пней создать группу замечательно-красивых животных: улитку, рыбку м семейку черепах. Все они вызывают добрую улыбку взрослых и радость у детей.



Памятник птице Сирин

Год создания: 2012 год
Автор: Вячеслав Смирнов
Описание: Бронзовая статуя мифической птицы с головой девы, закованной в клетку
Легенда: По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена.

Церкви: Никольский собор Никольский собор — самый древний храм на территории Ярославова дворища и в целом на Торговой стороне. Построенный в 1113-1136 годах и освященный в честь особо почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца, собор в 1992 г. был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Никольский собор находится на территории бывшего княжеского двора. Согласно Новгородской первой летописи, храм был заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем. Это первое каменное сооружение на торговой стороне, посвященное Святому Николаю Чудотворцу.

В годы оккупации Новгорода немецко-фашистскими захватчиками храм был превращен в казарму, а в 1945 году его передали в пользование православной церкви. В сентябре 1962 года Никольский собор как действующий храм был упразднен и передан в пользование Новгородскому музею.

Почти ровесник Великого Новгорода, простоявший в его сердце, на Ярославовом дворище, на протяжении девяти веков, к концу XX века Никольский собор нуждался в срочной и дорогостоящей реставрации, которая была невозможна в условиях экономического кризиса в России. Тогда свое плечо подставили ганзейские города-партнеры, как это бывало не раз за историю русско-ганзейских отношений. В соборе в 1990-е гг. проведены реставрационные работы, финансируемые городами «Ганзейского союза нового времени». В спасении Никольского собора приняли участие жители ста ганзейских городов, названия которых Новгород с благодарностью хранит: их можно прочесть у главного входа в храм. В интерьере сохранились многочисленные фрагменты первоначальной живописи XII в. В соборе экспонируются фрагменты фресок XII в., среди которых "Иов на гноище", "Страшный суд", фресковые орнаменты, др. Большая часть живописи относится к XIX в.



В 1999 году, когда Новгород праздновал 1140-летие, собор предстал во всем своем великолепии. В ходе реставрации шедевр архитектуры XII века был спасен от полного разрушения. Кроме того, с него сняли налет времени - удивительный храм был восстановлен в своих исконных формах.

В мае 2013 г. в соборе открылись выставки, приуроченные к 900-летию храма:

• выставка «Рисунки-граффити в новгородских памятниках XI – XIV вв.» знакомит посетителей с небольшой, но наиболее яркой частью богатого изобразительного материала, сохранившегося на стенах новгородских храмов;
• выставка «Никольский собор. Исследования, реставрация», в состав которой включены материалы исследований и реставрации Николо-Дворищенского собора, строительные и декоративные материалы, а также фотографии, документы и личные вещи архитекторов и археологов, занимавшихся изучением памятника;
• выставка «Почитание св. Николая Чудотворца в Новгороде». На выставке представлены иконы, в том числе и две круглые, являющиеся списками чудотворного образа, с помощью которого, согласно преданию, исцелился князь Мстислав; житийные иконы, иконы из соборного иконостаса; литургические предметы разного типа и предназначения; княжеские печати XI – XIII вв. с изображением святого, свидетельствующие о почитании св. Николы в русской княжеской среде; шитье XVI в., резная деревянная скульптура Николы Можайского XVI в. и мелкая пластика.

Мультимедийная панорама «Великий Торг и Княжий двор» - это новый программно-аппаратный выставочный комплекс, для которого специально был построен панорамный экран обзором в 360˚ и диаметром 6 м. Панорамные изображения создаются с помощью 6 широкоугольных проекторов, управляемых 3 мощными компьютерами. Система направленного звука позволяет создавать различные звуковые эффекты.

Посетителям представляется уникальная возможность окунуться в атмосферусредневекового Новгорода, услышать голоса древнего Торга, узнать, где собиралось вече и заседал купеческий суд, а также лучше понять историю одного из древнейших городов России.

В состав творческого коллектива, работавшего над панорамой, вошли научные сотрудники нескольких отделов: хранения и изучения архитектурных памятников и монументальной живописи, отдела хранения и изучения письменных источников, специалисты отдела развития музея. Автор аудио-визуальных и мультимедийных решений компания «А3V», г. Москва. На пресс-показе будет представлен первый из трех сюжетов цикла о памятниках Ярославова дворища. Можно смело назвать этот проект пилотным, т.к. это первая попыткаНовгородского музея-заповедника внедрить современные информационные технологии в экспозиционной работе. Сюжет о Никольском соборе, его архитектуре и живописи, станет продолжением цикла. Средствами мультимедиа будет воссоздан иконостас собора. Зрители смогут увидеть более 70 икон из фондов Новгородского музея-заповедника, которые входили в состав 5-ярусного Никольского иконостаса и находились в нем вплоть до 80-х годов прошлого века. Работы по созданию мультимедийного контента для панорамы планируется завершить до конца 2014 года сюжетом об особенностях архитектуры памятников Ярославова дворища и торга, которые, по словам знаменитого новгородского архитектораГ.М. Штендера, являются «страницами каменной летописи Новгородской истории».

Внедрение современных цифровых технологий, поиск новых способов коммуникации с посетителями являются тенденцией развития современных музеев. Проект с созданием панорамных изображений по-новому знакомит гостей музея с историей Великого Новгорода, хранителем которой является Новгородский музей-заповедник.

Стоимость входного билета на выставку — 50 руб. (взрослый), 30 руб. (учащиеся). Единый билет в Никольский собор и на Мультимедийную панораму — 100 руб. (взрослый), 50 руб. (учащиеся).

  1. Новгородский Кремль, или Детинец, как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, — древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.).

Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный — Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Любоваться стенами новгородского Кремля лучше всего, приближаясь к нему по Волхову со стороны озера Ильмень. Уже от Городища, по отношению к которому укрепление, возведенное в X веке, стали называть Новым городом — Новгородом, видны красно-кирпичные башни и стены крепости. Удивительно красивый в любую погоду, Кремль словно парит над современной застройкой. Колокольный звон, разносящийся на десятки километров по воде, дополняет ощущение сказочности. Приближаясь к Кремлю, начинаешь видеть детали: бойницы башен и зубцы стен, древние и сравнительно новые здания.

Через Кремль проходит дорога, ведущая на мост, как и в древности соединяющий Софийскую и Торговую стороны. От восточной арки видны Ярославово дворище и Антониев монастырь, а в ясную погоду — колокольня Юрьева монастыря. С 41-метровой дозорной башни, получившей в начале XIX века название «Кокуй», открывается вид на весь город и его округу. Южные окрестности сохранили почти нетронутый временем ландшафт. Как и тысячу лет назад, начинает свой путь из Ильменя Волхов, его протоки омывают многочисленные острова, поросшие высокой травой. Хольмгард (страна островов) — так называли варяги это место.

Сегодня Кремль — это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Ансамбль Кремлевских построек своеобразен и живописен, и это делает прогулку по Кремлю приятной и увлекательной.

  1. Башня Кокуй, XI-XV вв. - самая высокая башня Кремля (41 метр), построенная в XVIII в., - открыта для посещения в теплое время года с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00, выходные - понедельник, четверг. С ее вершины открывается замечательный вид на новгородские земли — на много километров вокруг.
  2. Собор Святой Софии Премудрости Божией, 1045-1050 гг. - грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники.

Описание:

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

«Спас на престоле»

«Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

 

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте. На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов.Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.