Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятник – Уставшая туристка





Культурная программа по Великому Новгороду

1й день

  1. Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, 1352 г. Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи, выполненной в 1363 г.
  2. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Поле, 1345 г. Долгое время являлась соборным (главным) храмом Спасо-Ковалева монастыря. Выставка фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёвом поле открылась в историческом центре Великого Новгорода на Ярославовом дворище.
  3. Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г.
  4. Рюриково Городище
  5. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, XII в.
  6. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря В алтарной части собора Рождества Богородицы сохранились фрагменты фресок XII в. На территории Антониева монастыря находится единственный в России реставрационный центр монументальной живописи.
  7. Церковь Симеона Богоприимца Зверина Монастыря, 1467 г. Фрески храма представляют собой уникальный «месяцеслов» или календарь. «Чтение» начинается с сентября и разворачивается по часовой стрелке.
  8. Перынский скит На месте этой уединенной обители до крещения Руси находилось языческое капище бога Перуна.
  9. Свято-Юрьев мужской монастырь, XII в. Колокольня самого древнего из новгородских монастырей по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию, задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.
  10. Музей Витославицы В июне 2014 года музею деревянного зодчества «Витославлицы» исполнится 50 лет. Церковь Рождества Богородицы поражает не только величием архитектуры, но и возрастом. Она была возведена в 1530-х гг.

 



2й день Экскурсия по кремлю

  1. Кремль - или Детинец, как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, — древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.).
  2. Башня Кокуй, XI-XV вв. - самая высокая башня Кремля, построенная в XVIII в., - открыта для посещения в теплое время года с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00, выходные - понедельник, четверг. С ее вершины открывается замечательный вид на новгородские земли — на много километров вокруг.
  3. Собор Святой Софии Премудрости Божией, 1045-1050 гг. - грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники.
  4. Грановитая палата - единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события – приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.
  5. Памятник Тысячелетию России, 1862 г. - в 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.
  6. Софийская звонница, XV-XVIII вв. - грандиозное сооружение с колоколами, которое возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части.
  7. Церковь Андрея стратилата, конец XV-XVII вв. - церковь появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.
  8. Покупка сувениров на Сенной площади.

 



 

Полит инфа

Й день

  1. Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, 1352 г. Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи, выполненной в 1363 г.

Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи, выполненной в 1363 г. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. За возрождение церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, уникального памятника XIV века, архитекторы-реставраторы Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ. Реставрация уникальных фресок ООО «НРМ «Фреска» продолжается. Несколько возрожденных композиций уже вмонтированы в стены.



Уникальные иконы XV в. из праздничного чина ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.

Режим работы:
10:00 – 17:30
Выходные: Пн, Вт, каждая третья Ср месяца

 

  1. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Поле, 1345 г. Долгое время являлась соборным (главным) храмом Спасо-Ковалева монастыря. Выставка фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёвом поле открылась в историческом центре Великого Новгорода на Ярославовом дворище.

Построена в 1345 г. по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина. Долгое время являлась соборным (главным) храмом Спасо-Ковалева монастыря. Храм расписали в 1380 г. Наиболее выразительны были фреска барабана и огромные изображения воинов (в нижних регистрах стен), ставших олицетворением эпохи, начавшейся победой русских на Куликовом поле. В 1941 – 1944 гг. храм был превращен в руины. Мастерство и титанический труд реставраторов вернули жизнь и самому храму (архитектор Л. Красноречьев), и его живописи (реставраторы А.П. и В.Б. Грековы).

Сегодня можно увидеть интерьер храма с фрагментами фресок, подняться на хоры и оценить изящество пропорций церкви.

Выставка фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёвом поле открылась в историческом центре Великого Новгорода.

Режим работы:
Летом: 11:00 – 16:00
Октябрь - Апрель:
11:00 – 14:00
Выходные – Чт, Пт
При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.

 

  1. Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г.

Церковь Спаса Преображения расположена в 3 км к югу от Новгорода, рядом с Городищем. Построена она в1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

На следующий после строительства год церковь была расписана фресками. По гипотезе В.Л. Янина, автором росписи мог быть известный в Новгороде Олисей Гречин. Одновременно с возведением храма был основан мужской монастырь, где в 1322 году принял постриг перед смертью и был погребен новгородский князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского.

Храм неоднократно перестраивался. В 1903-1904 годах были проведены реставрационные работы (первая подлинно научная реставрация в России), в ходе которой церкви Спаса на Нередице был почти полностью возвращен первоначальный облик. Фрески храма являются одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства. Роспись Нередицы дошла до XX столетия в превосходном состоянии и активно изучалась и описывалась до 30-х годов XX в. Лишь в отдельных местах были утраты.

В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса была превращена в руины. Уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи (до войны ее сохранилось около 90%). Работы по спасению памятника начались еще в 1944 году. Церковь восстановлена в 1956-1958 гг. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.

До ВОВ являла собой полностью сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в. В настоящее храм восстановлен после разрушений ВОВ, реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается. Выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

До Нередицы ежедневно, 3 раза в день, от автовокзала отправляется автобус №186.

Режим работы:
Летом: 11:00 – 16:00
Октябрь - Апрель: 11:00 – 14:00
Выходные – Чт, Пт
При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.

…На невысоком холме за речкой Спасовкой, к востоку от Рюрикова Городища, в одной из наиболее живописных окрестностей Великого Новгорода стоит небольшая церковь, известная во всем мире под именем Спаса-Нередицы. Это единственное здание, сохранившееся от Нередицкого монастыря. В ясную погоду из города хорошо виден лаконичный силуэт церкви, венчающий холм. С холма открывается замечательный вид на заливные луга, широкую ленту Волхова, озеро Ильмень. Весь Новгород виден оттуда, как на ладони.

История церкви восходит к лету 1198 года, когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей. Если первая княжеская постройка – Софийский собор – была самой крупной, то последняя – церковь Спаса на Нередице – самой малой. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение и в строительстве. По своему облику последняя княжеская постройка не отличалась от скромных боярских, купеческих и уличанских храмов конца XII столетия. Это небольшой кубического типа одноглавый храм. Внутреннее пространство его очень простое. Фресковая роспись церкви Спаса на Нередице была исполнена в 1199 году и до своей гибели давала самое точное представление о системе росписи русских храмов в это время.

Вторая мировая война превратила памятник в руины. Обмеры, сделанные в предшествующие годы, позволили его восстановить, но некогда грандиозный фресковый ансамбль был утрачен навсегда. Лишь выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, еще несколько фигур в нижней части алтаря, дают хоть какую-то возможность понять и почувствовать его особенности.

Исследователи этого памятника не раз обращали внимание на сочетание в его живописи глубоко традиционной архаики с новыми элементами, как в выборе сюжетов (образы русских святых Бориса и Глеба), так и в художественном языке. Эти росписи обычно приписывали местным мастерам. Несколько лет назад археологи вскрыли усадьбу конца XII века, где жил художник — Олисей Гречин. Некоторые находки позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работу по созданию фресок храма.

 

  1. Рюриково Городище

Укреплённый посёлок эпохи викингов в истоке Волхова на древних торговых путях: Балтийско-Волжском и «из Варяг в Греки». Здесь находилась резиденция князя Рюрика, основателя первой русской правящей династии, призванного новгородцами на правление в 862 г. Раскопки укреплений, жилых и хозяйственных комплексов IX-X вв. подтверждают, что Рюриково городище и есть «Старый город» по отношению к Новгороду, возникшему в эпоху христианизации (вт. пол. X–нач. XI вв.). В центре Городища находятся величественные руиныБлаговещенского собора, возведенного князем Мстиславом Великим в 1103 г. и перестроенного в XIV в. Оставаясь княжеской резиденцией до правления Ивана Грозного (XVI в.), Городище было центром важнейших событий политической истории Новгорода. Благовещенский храм и расположенный на противоположном берегу ансамбль Юрьева монастыря выглядели величественными воротами на водном пути в Новгород.

До Рюрикова Городища можно добраться на автобусе №186, идущем к церкви Спас на Нередице. Выйдя на Нередице (конечная), нужно вернуться на шоссе и по насыпной дамбе дойти до р. Волхов, свернуть налево и пройти вдоль реки до Рюрикова Городища. Автобус №186 отправляется от автовокзала в 7.25 (кроме сб. и вс.), 8.25 (сб., вс.), 14.00, 19.05; отправление с Нередицы в Великий Новгород в 7.55 (кроме сб. и вс.), 8.55 (сб., вс.), 14.40, 19.50.

С мая по сентябрь проводятся теплоходные прогулки по реке Волхов с посещением Рюрикова городища по субботам (в 11:00) и воскресеньям (в 14:15) на теплоходе "Вече". Справки потелефону

+7 905 290 86 86.

 

22 сентября 2012 года в честь 1150-летия зарождения Российской Государственности на Рюриковом Городище открыли "Княжий камень"

Величавые исторические места с сохранившимися памятниками древнего зодчества издавна влекут к себе людей, желающих прикоснуться к прошлому, силою воображения воскресить голоса гордых жителей этих мест, представить их за молитвой, ремеслом или в подготовке к ратному делу. Но есть такие места, где, казалось бы, воображение бессильно и история навсегда погребена под руинами. Приземистые (новгородская школа архитектуры) или легкие и изящные (влияние более поздней московской) церкви не устремляют здесь в небеса своих куполов, и даже древний ров, некогда окаймлявший эти территории, не предстает перед взором.

К таким местам относится Рюриково Городище, находящееся в низовьях Волхова, на правом берегу, напротив Перыни. Несмотря на заброшенность этого места, его удаленность от исторической части города, интерес к нему не ослабевает среди ученых, проводивших здесь неоднократно археологические раскопки, туристов, совершающих свое путешествие, чтобы прикоснуться к нему, новгородцев, выбирающих Городище для долгих летних прогулок.

На первый взгляд, это место – такой же уголок природы, как и все остальные: красивые летом и весной поля, унылый пейзаж русского северо-запада - одни из самых красивых, по словам Д. С. Лихачева, мест Мира. Небольшой холм. Руины древнего храма. Вот, пожалуй, и все, что открывается взору странника. Прибавить к этому великолепные закаты, когда тонущее в воде солнце с усталой улыбкой отдает свои прощальные лучи воде и медленно закрывает отяжелевшее веко, да еще близость к замечательному памятнику архитектуры – церкви Спаса Преображения на Нередице, построенной 1198 г. по приказу князя Ярослава... Но только ли этим влечет к себе Городище?

«Городище»… С точки зрения древнего словообразования буквально означает - «место, где был город». «Рюриково Городище» - как принято называть его с XIX в. вслед за историками и краеведами - вызывает ассоциации с тем Рюриком, что по легенде более 1000 лет назад, в 862 году, был призван на Русь и положил начало русской государственности. Однако где они, истоки русской государственности, и не эту ли тайну хранит Городище? Загадка имени древнего города Новгорода давно привлекает внимание ученых: по отношению к какому еще более древнему оборонительному сооружению – городу – Новгород воспринимался как новый?...

В конце I тысячелетия н. э. исток реки Волхова и северо-западное побережье озера Ильмень, так называемое Поозерье, явились центром пришедшей сюда группы северных славян. Решающую роль в его освоении сыграли плодородные почвы и расположение на перекрестке важнейших путей: балтийско-волжского и «из варяг в греки». На холмах среди поймы Волхова и Ильменя и по берегам реки Веряжа располагались многочисленные поселения славян, а в урочище Перынь – их центральное языческое святилище. Главенствующую роль в этом районе уже в IX веке играло Городище, хорошо известное в русских летописях с 1103 года как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода. Такая роль Рюрикова Городища во многом была обусловлена его удобным географическим положением: населенный пункт, находившийся на острове при разделении Волхова на рукава, занимал при плавании вверх по реке первую возвышенность, представлял собой естественно защищенный ключ ко всему бассейну озера Ильмень.

По словам ученых, Городище в своем развитии повторяет развитие Ладоги, которая прошла путь, характерный для большинства раннегородских торгово-ремесленных балтийских центров. Но в отличие от Городища, также выросшая на основе участия в международной торговле и ремесле Ладога, более древняя по происхождению, не смогла стать центром славянских земель в силу своей отдаленности от славянского мира и отсутствия вокруг нее пригодных для земледелия почв. Городище же изначально развивалось в сгустке земледельческих поселений, образовавших ядро будущей Новгородской земли, кроме того, здесь сходились административныенити управления Приильменьем. Не случайно князь Рюрик, согласно одной из редакций легенды о призвании варяг, именно сюда перешел из Ладоги, что, безусловно, свидетельствует о ключевой роли Городища в IX веке. Здесь же находился его дворец, теперь полностью утраченный. Значение поселений в округе Городища постепенно усиливалось. Социальные верхи местного общества, соблазняемые перспективой расположения недалеко от административного и экономического центра, куда стекались доходы со всей будущей Новгородской земли, переселялись поближе к Городищу. Так постепенно формировалась территория будущего Нового города, по отношению к которому Городище и является тем Старым городом, поиски которого занимали умы ученых Мира.

В середине X века в 2 км от Городища, на холмах, впоследствии занятых Новгородом, уже существовало несколько быстрорастущих поселений. В это время новые поселки и Городище развиваются параллельно. Но при проведении князем Владимиром в 980 году языческой реформы идол главному богу Перуну все же ставится в Перыни (а в Киеве он был поставлен в Кремле), тяготевшей к Городищу, что свидетельствует о центральной роли последнего и в это время.

С конца X века на территории, приблизительно совпадающей с территорией современного Кремля, начинают возникать первые постройки: владычный двор и деревянная София. Постепенно противостоявшие Городищу поселки славянской знати образовали новую поселенческую структуру и переняли к рубежу X-XI веков значительную часть административных и экономических функций Городища.

В начале XI века Ярослав Владимирович перенес свою резиденцию вниз по течению Волхова, к Торгу. Это отразилось на снижении интенсивности жизни на Городище, что словно замерла здесь ненадолго. Но в последней трети XI века в связи с увеличением функций посадника и одновременным снижением роли князя последний вынужден был снова перебраться на Городище, оставляя за собой право на резиденцию внутри города.

В 1103 году на Городище возводится Благовещенский храм, противостоящий общегородскому Софийскому храму. Фасады церкви имели трехлопастное завершение. По плану, форме столбов, лестнице церковь идентична Георгиевскому собору Юрьева монастыря, построенному чуть позже на противоположном берегу Волхова. В ходе археологических раскопок открылось еще одно обстоятельство: церковь Благовещения вместе с Георгиевским собором образовывала величественные «пропилеи» - ворота при подъезде к городу со стороны озера Ильмень, являя взору путешественника красоту неописуемой силы.

На Городище в свое время жил Александр Невский, в 1477 г. Иван III также выбрал его местом своего пребывания, здесь жил Иван IV, и отсюда руководил он расправой над новгородскими боярами. В конце XVI века место утратило свое значение теперь уже царской резиденции – Петр I подарил его Меньшикову.

Совсем не простое, таящее в себе загадки истории место совсем по-другому раскрывается взору пытливого странника, силой своего воображения оживляющего этот теперь уже совсем тихий уголок земли. И, кажется, вот-вот поднимется затерявшийся во времени дворец Рюрика и княжеские дружинники огласят воинским кличем округу, польются из храма звуки заутрени.

До Рюрикова Городища можно добраться на автобусе №186, идущем к церкви Спас на Нередице. Выйдя на Нередице (конечная), нужно вернуться на шоссе и по насыпной дамбе дойти до р. Волхов, свернуть налево и пройти вдоль реки до Рюрикова Городища. Автобус №186 отправляется от автовокзала в 7.25 (кроме сб. и вс.), 8.25 (сб., вс.), 14.00, 19.05; отправление с Нередицы в Великий Новгород в 7.55 (кроме сб. и вс.), 8.55 (сб., вс.), 14.40, 19.50.

 

  1. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, XII в.

Жизнь монастыря тесно связана с именем его основателя Варлаама Хутынского, одного из самых почитаемых святых на севере России. Монастырь появился в XII в. на «худом месте», находившемся во власти злых сил. Силой молитвы Варлааму удалось изгнать злых духов и воздвигнуть храм — церковь Спаса Преображения. Сегодня монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI–XIX вв. На его территории находится святая горка с часовней Варлаама Хутынского, недалеко от монастыря — святой колодец. В Преображенском соборе под спудом почивают мощи прп. Варлаама. В приделе Св. апостола Иоанна Богослова покоится прах великого русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, завещавшего похоронить себя в Хутынском монастыре.

При монастыре есть гостиница. По вопросам проживания звоните +7 (816 2) 74 96 02.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Варлаамо-Хутынский монастырь»

За окном лежит пушистый снег. Стайка воробьев устроила совещание на яблоневой ветке по поводу празднования Нового года. Мысли вертятся вокруг выбора подарков друзьям и родственникам. В вечернем городе суматоха. Все ждут чудес. Тех, от которых бы дух захватывало, хотелось становиться лучше. Тех самых, к которым с благоговением относились наши предки.

Новгородская история знает чудес немало. Многие их них связаны с именами святых. Вам их расскажет любая бабушка. А под Новый год, к тому же, когда невольно подводишь итоги уходящего года, хочется задуматься о вечном. Решено. Едем в Хутынский монастырь. Наслаждаться красотой спокойствия и слушать рассказы о чудесах преподобного.

Мы знаем о Хутынском монастыре и его основателе из жития преподобного Варлаама, одного из первых и наиболее почитаемых северных русских святых.

Варлаам не был ни первым святым в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было так же велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве.

Сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, рано приобщился к книгам и слову Божию и вопреки увещеваниям родителей с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. Верстах в трех ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность Хутынь (иначе Худынь – то слова худой). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.

С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Варлаам не забывал дать каждому отдельные отеческие наставления.

Живя в пустыни, управляя братией и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор (рядом с Софийским собором) лежал через волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали в воду. Проходя однажды по мосту, он увидел приготовления к подобной казни и остановил палача, испросив согласие взять осужденного в монастырь. Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы над преступником, родители которого бросились к ногам преподобного, умоляя вступиться за их сына, но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь совершилась, а когда кто-то из братии, бывший очевидцем происходящего, попросил объяснить этот поступок, Варлаам сказал: «Первый преступник был осужден справедливо, но в сердце его пробудилось чувство раскаяния, и я предвидел, что он может добродетельной жизнью загладить прежние грехи, второй же человек был невиновен, но, чтобы со временем злоба не переменила его разума и лесть не прельстила души его, промысел Божий благоволил потерпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное: вот почему я не мог за него ходатайствовать».

В другой раз, прощаясь с новгородским архиепископом, преп. Варлаам изумил его своим обещанием приехать в следующий раз, в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне) на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом: в ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что действительно преподобный приехал по санному пути в город. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начинали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который теперь погиб от холода. На следующий день наступила жара, снег растаял и напоил землю, как изобильный и благотворный дождь, а урожай в тот год действительно был богатым. В память этого события владыка установил на все временасовершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в обитель. До XVII века было даже два крестных хода: накануне сухопутьем и в сам праздник водой. Водный крестный ход был особенно торжественным. На рассвете процессия с иконами, хоругвями, множество духовенства, с новгородским владыкой во главе, проходила через владычные врата на берег, помещалась на паромы и отплывала. По пути непрерывно пели молебны, читали Евангелие, житие преп. Варлаама. На берегу у монастыря крестный ход встречала братия с настоятелем, присоединялась к процессии и все проходили в главный храм, где совершалась литургия. По окончании службы бояре, воевода, духовные отцы имели в монастыре строгий монашеский стол, за которым обносилась чаша о государевом здравии и раздавался Богородичный хлеб.

Многие новгородцы, бывшие в залах иконописи Новгородского музея, видели большую замечательную икону «Видение пономаря Тарасия», на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505г. По преданию, созданию иконы предшествовали следующие события. В 1505 году в Варлаамо-Хутынском монастыре пономарь Тарасий, пришедший в храм зажечь светильники к заутрени, увидел чудесное видение. Храм был освещен. Из надгробия своего вышел преподобный и молился перед местными иконами Спасителя и Божьей матери и спасении Новгорода. Затем он обратился к Тарасию и сообщил ему, что Господу угодно погубить Новгород за великие грехи его. Трижды посылал он затем Тарасия на церковный кров, чтобы видеть, какие казни уготованы городу. В первый раз Тарасий увидел, что воды Ильменя высоко поднялись над городом. Во второй раз – множество ангелов, стреляющих в народ огненными стрелами, и, наконец, в третий раз – огненную тучу, стоявшую над городом. Преподобный объяснил, что по его молитве Господь отвратил два первых бедствия – потопление и мор, но что торговая сторона Новгорода сгорит, причем погибнет множество народа. После того он лег опять в свою гробницу, и свечи в храме угасли. Тарасий тотчас же рассказал свое видение, и в свое время оно и исполнилось страшным пожаром Торговой стороны Новгорода 20 августа 1508 года со многими человеческими жертвами.

Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине 15 века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.

Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но увидеть мощи князю не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя, настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали летописцы, князь "чудесно пораженный удалился".

Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своей работы. В девяностые годы 20 века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры в России. Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

Обитель всех принимает с теплом и радостью. А если повезет, то и чудо увидите…

 

  1. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря В алтарной части собора Рождества Богородицы сохранились фрагменты фресок XII в. На территории Антониева монастыря находится единственный в России реставрационный центр монументальной живописи.

Согласно легенде, монастырь основан в XII в. Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне, за 3 дня совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Камень этот и сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы, возведенного в 1117 г. Говорят, камень обладает целебными свойствами. В алтарной части собора Рождества Богородицы расчищены фрагменты фресок XII в. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично.

Над одной из фигурок человечка в кафтане нацарапано «Петр». Предполагается, что это имя древнего архитектора, строившего храм. Хорошо сохранившийся иконостас XVI–XVII вв. представлен в экспозиции«Русская икона XI–XIX вв. в собрании Новгородского музея» в Кремле.

 

  1. Церковь Симеона Богоприимца Зверина Монастыря, 1467 г. Фрески храма представляют собой уникальный «месяцеслов» или календарь. «Чтение» начинается с сентября и разворачивается по часовой стрелке.

Двухэтажная миниатюрная церковь Симеона Богоприимца (1467 г.) находится на территории Зверина Покровского монастыря.

Построена она на месте однодневной деревянной, обетной (во избавлении от «мора» – эпидемии чумы, унесшей в 1466 году жизни около 56 000 горожан) в 1468 году.

Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Это типичная постройка своего времени.

Правда, возведена она из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции.

Необычна роспись церкви, прекрасно сохранившаяся до наших дней.

Вскоре после строительства интерьер церкви был расписан. Фрески представляют собой уникальный «месяцеслов» или календарь, в котором каждое изображение святого связано с определенным днем и месяцем года, а их расположение подчинено календарному циклу.

Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений.

В интерьере памятника есть фотовыставка «Памятники Неревского конца», где можно увидеть изображения как сохранившихся, так и утраченных памятников архитектуры этой части древнего Новгорода.

На территории бывшего Зверина монастыря расположены также ныне действующий Покровский собор, где хранятся мощи Преподобного Саввы Вишерского, столпника и чудотворца.

 

  1. Перынский скит

На месте этой уединенной обители до крещения Руси находилось языческое капище бога Перуна.

Неподалёку от Юрьева монастыря, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян - капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, в 991 году на этом месте был построен христианский храм. Впоследствии здесь был основан монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к началу XIII вeка. Чуть сужающиеся кверху стены, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. Внутрь здания ведут три входа. При малых размерах (7,5 на 9,5 на 12 метров) церковь производит впечатление высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальных формах. Является подворьем Юрьева монастыря. Открыт для посещений.

Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь»

Скит - 1. Небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных построек (в православных монастырях).
2. Старообрядческий монастырь или поселок монастырского типа в глухой пустынной местности.

Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Автор Т. Ф. Ефремова.
М.: «Русский язык», 2000.

У истока реки Волхов из озера Ильмень в очень живописном месте расположен Перынский Рождества Богородицы скит. Здесь в дохристианское время находилось капище бога Перуна – первоначально западно-славянского бога грома и молнии Перкунаса, упоминаемого с VI века (в русских летописях - с 907 года). Тот же святой равноапостольный князь Владимир, который крестил Русь в 988 году в Киеве, за 8 лет до этого (когда сам еще был язычником) провел реформу иерархии русских языческих богов, сделал Перуна главным богом и повелел построить капище около озера Ильмень.

В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная статуя Перуна сброшена в Волхов. Им же была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, - так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается. Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12 444 до 5 105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.