Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование и употребление форм имён прилагательных





· варианты употребления полных и кратких форм прилагательных

В современном русском языке краткие прилагательные, образуясь от полных форм качественных прилагательных, в значительном большинстве случаев соотносятся с ними семантически (тождественны по значению). Лишь отдельные краткие прилагательные разошлись семантически с полными, от которых они образованы. Таким образом, некоторые полные и краткие формы прилагательных могут иметь стилистические или семантические варианты.

 

полные краткие
а) семантические варианты
Девочка очень живая. Комната была плохая. Бабушка ещё жива. Больная совсем плоха.
б) указывают на постоянный признак б) указывают на временный признак
У них ребенок здоровый. У него бледный цвет лица. Ребенок здоров. Он бледен.
в) указывают на признак в смягчённом виде в) указывают на категоричный признак
Он смелый. Она глупая. Он смел. Она глупа.
г) употребляются обычно в речи нейтральной и разговорной г) характерны для книжных стилей речи

 

· варианты форм степеней сравнения

Категория степеней сравнения образуется противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной форм степеней сравнения.



Положительная степень называет признак без сопоставления его с другим проявлением этого же признака: сильный мороз, прохладные дни.

Сравнительнаястепень указывает на качество предмета, проявляющееся в большей мере, чем в другом предмете. Различают простую и сложную формы сравнительной степени.

Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ее (продуктивный), (непродуктивный), -ше (в единичных случаях): быстрее, тверже, раньше.

Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова более, менее: более быстрый, менее твердый.

В некоторых случаях простая форма сравнительной степени качественных имён прилагательных может быть образована супплетивно, т.е. от основы слова-синонима, т.к. от основы начальной формы имени прилагательного образование именно этой формы невозможно: плохой – хуже, хороший – лучше, маленький – меньше.



Превосходнаястепень указывает на высшую степень качества, одного предмета по сравнению с другим. Различают простую и сложную формы превосходной степени.

Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ейш-, -айш-: быстрейший, тишайший.

Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова самый, наиболее, наименее: самый быстрый, наиболее тихий, наименее интересный.

Сравнительнаястепень Превосходнаястепень
Простая форма Сложная форма Простая форма Сложная форма
суффиксы -ее;-е; -ше удо'бнее; краси'вее слова более, менее более удобный; менее красивый суффиксы -ейш-, -айш- удобнейший; красивейший слова самый, наиболее, наименее самый удобный

 

· распространенные ошибки при употреблении форм степеней сравнения прилагательных

а) образование простых (сравнительной или превосходной) степеней от прилагательных, которые не образуют степеней сравнения: больной, глухой, дружеский, жидкий, кривой, нищий, слепой, сухой, хромой и т.д.

например: Старушка стала еще слепее, чем была. Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда правее меня.

б) образование форм степеней сравнения ненормативным способом: Я никогда не видел книгу толстее, чем эта. Она богатей была…ну, как это сказать, богачей. Наш парк становится хорошее с каждым годом.

в) смешение простой и составной степеней сравнения в одной конструкции, а также их употребление в качестве однородных членов: Эта задача более легче. Он более образованнее Гринева. Новый сотрудник нашего отдела более способнее, но старее меня.



NB! Не образуют степеней сравнения, как и кратких форм, притяжательные и относительные прилагательные: Этот шоколад еще соевее, чем тот. В нашем озере вода намного речнее, чем в заливе.

 

Образование и употребление форм имён числительных

· вариантное употребление собирательных и количественных числительных

В отличие от количественных числительных, которые употребляются без стилистических ограничений, собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость и являются характеристикой устно-разговорной речи.

Собирательные числительные обычно употребляются:

– с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое зевак;

При этом следует помнить, что в книжных стилях и официальной речи невозможны сочетания типа «пятеро академиков», «четверо министров», «трое монархов», т.к. собирательные числительные не сочетаются с книжными существительными, тяготеющими к официально-деловой речи.

– с одушевлёнными существительными мужского рода на (мужчина, слуга, староста, воевода) употребляются толькособирательные числительные, синонимическая замена на количественное числительное (два мужчины, три слуги) является ошибкой;

– с существительными-названиями детенышей животных: трое ягнят, семеро козлят (невозможно сочетание с названиями взрослых особей животных, птиц, рыб);

– с существительными, называющими парные предметы: трое чулок, четверо брюк – и указывают на количество пар (в сочетаниях два сапога, три носка количественные числительные указывают на количество единичных предметов);

– с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро суток, трое саней;

– с личными местоимениями множественногочисла: нас двое, их было шестеро;

– собирательное числительное оба употребляется только с существительными мужского рода (оба пальца – между обоими пальцами), собирательное числительное обе – только с существительными женского рода (обе руки – между обеими руками).

NB!Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.

склонение количественных числительных вызывает немало трудностей, поэтому при употреблении количественных числительных в речи необходимо помнить следующее:

а) в составных количественных числительных склоняется каждое слово, а в сложных – и каждый корень;

б) при обозначении смешанных чисел (целое число и дробное) существительным управляет не целое число, а дробное: 19,2 тысячи тонн; с 8,4 до 8,6 процента; семь и две третьих килограмма; пять и три десятых метра;

в) в словосочетаниях, обозначающих даты, числительное должно управлять родительнымпадежом следующего за ним слова: отчитаться к 17 декабря (декабрю – ошибка), к первому мая (маю – ошибка).

В живой разговорно-обиходной речи сложные и составные количественные числительные иногда не склоняются, но это совершенно недопустимо в книжных стилях (научной и официально-деловой речи). Ср.: около шестьсот человек (разг.) – около шестисот человек (нейт.).

Ошибки в употреблении форм местоимений

· ненормативное образование местоимений: ихний сосед, ничё не принес. Подобные варианты местоимений являются грубопросторечными.

· местоимение указывает не на тот предмет, на который должно указывать по смыслу: Роман «Мать»! кто не зачитывался ею?! (вместо: им);

· неразличение оттенков местоимений, входящих в один разряд: Он [Молчалин] знает, когда и кому ему надо собачку погладить, в карты сыграть (вместо: когда и чью…, с кем…). Что за люди являются вашими избирателями? (вместо: какие люди…);

· неправильный выбор синонимичных притяжательных местоимений:ты делаешь для тебя самого (вместо: для самого себя);

· нагромождение местоимений или форм одного и того же местоимения: Ларра обижен на девушку из-за ее отказа на его желание стать ей мужем;

· добавление начального -н- в сочетаниях личных местоимений 3-го лица с производными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, вслед, навстречу, наперекор, наподобие, подобно, согласно, соответственно, со стороны): благодаря нему (вместо благодаря ему), согласно ней (вместо согласно ей).

· личное местоимение неоправданно дублирует подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает лекции (характерно для разговорной речи).

 

Задания

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.