Образование и употребление форм имён прилагательных
· варианты употребления полных и кратких форм прилагательных
В современном русском языке краткие прилагательные, образуясь от полных форм качественных прилагательных, в значительном большинстве случаев соотносятся с ними семантически (тождественны по значению). Лишь отдельные краткие прилагательные разошлись семантически с полными, от которых они образованы. Таким образом, некоторые полные и краткие формы прилагательных могут иметь стилистические или семантические варианты.
полные
| краткие
| а) семантические варианты
| Девочка очень живая.
Комната была плохая.
| Бабушка ещё жива.
Больная совсем плоха.
| б) указывают на постоянный признак
| б) указывают на временный признак
| У них ребенок здоровый.
У него бледный цвет лица.
| Ребенок здоров.
Он бледен.
| в) указывают на признак в смягчённом виде
| в) указывают на категоричный признак
| Он смелый.
Она глупая.
| Он смел.
Она глупа.
| г) употребляются обычно в речи нейтральной и разговорной
| г) характерны для книжных стилей речи
|
· варианты форм степеней сравнения
Категория степеней сравнения образуется противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной форм степеней сравнения.
Положительная степень называет признак без сопоставления его с другим проявлением этого же признака: сильный мороз, прохладные дни.
Сравнительнаястепень указывает на качество предмета, проявляющееся в большей мере, чем в другом предмете. Различают простую и сложную формы сравнительной степени.
Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ее (продуктивный), -е (непродуктивный), -ше (в единичных случаях): быстрее, тверже, раньше.
Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова более, менее: более быстрый, менее твердый.
В некоторых случаях простая форма сравнительной степени качественных имён прилагательных может быть образована супплетивно, т.е. от основы слова-синонима, т.к. от основы начальной формы имени прилагательного образование именно этой формы невозможно: плохой – хуже, хороший – лучше, маленький – меньше.
Превосходнаястепень указывает на высшую степень качества, одного предмета по сравнению с другим. Различают простую и сложную формы превосходной степени.
Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ейш-, -айш-: быстрейший, тишайший.
Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова самый, наиболее, наименее: самый быстрый, наиболее тихий, наименее интересный.
Сравнительнаястепень
| Превосходнаястепень
| Простая форма
| Сложная форма
| Простая форма
| Сложная форма
| суффиксы -ее;-е; -ше
удо'бнее;
краси'вее
| слова
более, менее
более удобный;
менее красивый
| суффиксы
-ейш-, -айш-
удобнейший;
красивейший
| слова
самый, наиболее, наименее
самый удобный
|
· распространенные ошибки при употреблении форм степеней сравнения прилагательных
а) образование простых (сравнительной или превосходной) степеней от прилагательных, которые не образуют степеней сравнения: больной, глухой, дружеский, жидкий, кривой, нищий, слепой, сухой, хромой и т.д.
например: Старушка стала еще слепее, чем была. Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда правее меня.
б) образование форм степеней сравнения ненормативным способом: Я никогда не видел книгу толстее, чем эта. Она богатей была…ну, как это сказать, богачей. Наш парк становится хорошее с каждым годом.
в) смешение простой и составной степеней сравнения в одной конструкции, а также их употребление в качестве однородных членов: Эта задача более легче. Он более образованнее Гринева. Новый сотрудник нашего отдела более способнее, но старее меня.
NB! Не образуют степеней сравнения, как и кратких форм, притяжательные и относительные прилагательные: Этот шоколад еще соевее, чем тот. В нашем озере вода намного речнее, чем в заливе.
Образование и употребление форм имён числительных
· вариантное употребление собирательных и количественных числительных
В отличие от количественных числительных, которые употребляются без стилистических ограничений, собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость и являются характеристикой устно-разговорной речи.
Собирательные числительные обычно употребляются:
– с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое зевак;
При этом следует помнить, что в книжных стилях и официальной речи невозможны сочетания типа «пятеро академиков», «четверо министров», «трое монархов», т.к. собирательные числительные не сочетаются с книжными существительными, тяготеющими к официально-деловой речи.
– с одушевлёнными существительными мужского рода на -а (мужчина, слуга, староста, воевода) употребляются толькособирательные числительные, синонимическая замена на количественное числительное (два мужчины, три слуги) является ошибкой;
– с существительными-названиями детенышей животных: трое ягнят, семеро козлят (невозможно сочетание с названиями взрослых особей животных, птиц, рыб);
– с существительными, называющими парные предметы: трое чулок, четверо брюк – и указывают на количество пар (в сочетаниях два сапога, три носка количественные числительные указывают на количество единичных предметов);
– с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро суток, трое саней;
– с личными местоимениями множественногочисла: нас двое, их было шестеро;
– собирательное числительное оба употребляется только с существительными мужского рода (оба пальца – между обоими пальцами), собирательное числительное обе – только с существительными женского рода (обе руки – между обеими руками).
NB!Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.
склонение количественных числительных вызывает немало трудностей, поэтому при употреблении количественных числительных в речи необходимо помнить следующее:
а) в составных количественных числительных склоняется каждое слово, а в сложных – и каждый корень;
б) при обозначении смешанных чисел (целое число и дробное) существительным управляет не целое число, а дробное: 19,2 тысячи тонн; с 8,4 до 8,6 процента; семь и две третьих килограмма; пять и три десятых метра;
в) в словосочетаниях, обозначающих даты, числительное должно управлять родительнымпадежом следующего за ним слова: отчитаться к 17 декабря (декабрю – ошибка), к первому мая (маю – ошибка).
В живой разговорно-обиходной речи сложные и составные количественные числительные иногда не склоняются, но это совершенно недопустимо в книжных стилях (научной и официально-деловой речи). Ср.: около шестьсот человек (разг.) – около шестисот человек (нейт.).
Ошибки в употреблении форм местоимений
· ненормативное образование местоимений: ихний сосед, ничё не принес. Подобные варианты местоимений являются грубопросторечными.
· местоимение указывает не на тот предмет, на который должно указывать по смыслу: Роман «Мать»! кто не зачитывался ею?! (вместо: им);
· неразличение оттенков местоимений, входящих в один разряд: Он [Молчалин] знает, когда и кому ему надо собачку погладить, в карты сыграть (вместо: когда и чью…, с кем…). Что за люди являются вашими избирателями? (вместо: какие люди…);
· неправильный выбор синонимичных притяжательных местоимений:ты делаешь для тебя самого (вместо: для самого себя);
· нагромождение местоимений или форм одного и того же местоимения: Ларра обижен на девушку из-за ее отказа на его желание стать ей мужем;
· добавление начального -н- в сочетаниях личных местоимений 3-го лица с производными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, вслед, навстречу, наперекор, наподобие, подобно, согласно, соответственно, со стороны): благодаря нему (вместо благодаря ему), согласно ней (вместо согласно ей).
· личное местоимение неоправданно дублирует подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает лекции (характерно для разговорной речи).
Задания
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|