Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.5. Нормы орфографии и пунктуации





I. Задания для самостоятельной работы

1. Выучить написания отраслевых терминов: таможня, таможенная декларация, таможенная инфраструктура, таможенная пошлина, таможенная стоимость, таможенное законодательство, таможенное обеспечение, таможенное обложение, таможенное оформление, таможенное регулирование, таможенные преференции, таможенный контроль, таможенный сбор, таможенный терминал, адвалорная пошлина, банковский депозит, беспошлинная торговля, валюта, декларант, декларирование, декларирование в конклюдентной форме, демпинг, варрант, залогодатель, идентификация товаров, классификация товаров, квотирование, клиринг, кодификация, коммерческие документы, компенсационная пошлина, конвенция, коносамент, контрабанда, контрафактные товары, контрафакция, конфискат, конфискация, лицензирование, маркировка, материально-техническая база, невменяемость, постаудит, правообладатель, протекционизм, протокол, реестр, транзит, офшорная зона, реимпорт, реэкспорт, сертификат о происхождении товара, счет-фактура, ходатайство, форс-мажорные обстоятельства (действие непреодолимой силы), эквивалентная компенсация.



2. Повторить все орфографические и пунктуационные правила.

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Программа дисциплины «русский язык и культура речи» для студентов-нефилологов ориентирована на полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы и не предусматривает проведения занятий, направленных на повторение правил орфографии и пунктуации, изучаемых в школе. При необходимости повторения указанного учебного материала студенты обязаны выполнить данную работу самостоятельно.

Владение нормами орфографии и пунктуации проверяется при написании диктанта. Для диктанта используется профессионально ориентированный текст, насыщенный активно функционирующей отраслевой терминологической лексикой, написание которой студентами также должно быть освоено.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под. ред. В.Д.Черняк. - М.: Высшая школа, 2008. – С.313-365.



 

Дополнительная литература

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 14-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2008. – С.270-285.

2. . Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текстов. Выделите основные стилеобразующие элементы. Укажите, какие из них являются полифункциональными.

 

Текст 1. Проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении№2 к приказу МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

 

Текст 2. Взаимоотношения языка и речи обычно определяют как отношения потенции (язык) – реализации (речь). В литературе по языкознанию термин «язык» имеет два основных значения: он обозначает, во-первых, «единство двух его коммуникативных состояний (язык и речь)» и, во-вторых, один из членов дихотомии «язык-речь». Но в противопоставлении термину «речь» термин «язык» имеет единую предметную отнесенность.



Но при употреблении термина «речь» два его совершенно разных значения меняют друг друга не только у разных исследователей, но и в пределах одного и того же описания. Термин «речь» называет то процесс говорения (иногда и понимания), то результат этого процесса. Между тем только предметное понимание речи как результата процесса говорения, коррелируя с пониманием языка как системы, вскрывает реальную двойственность языка и терминологически закрепляет объективно существующую дихотомию «язык» – «речь».

 

Текст 3. Это только твой остров. Вокруг – никого, ни соседей, ни просто любопытных. Только ты и та, что с тобой. И ваш остров. Он не стоил бешеных денег, но он не принадлежит больше никому другому. И все это потому, что вы приехали в Хорватию.

Здесь более тысячи островов, находясь на любом из которых, будешь рад каждому утру и встрече с той жизнью, о которой ты так много слышал. Манящая и угрожающая глубина Адриатики… Цвет Адриатического моря неопределим – оттенков тысячи, и не всем им есть названия. Звуки старинных народных инструментов, кофе с молоком, хлеб с ветчиной, но только давайте договоримся: чтобы никакого телевизора с его новостями, автомобиля и телефона! Только море, скалы и острова с соснами и пальмами, кипарисами и оливками.

У Хорватии тысячелетняя история, но только в 1992 году эта страна нанесена на политическую карту современной Европы. Это место на стыке Средиземноморья и Центральной Европы, Альп и Паннонии. Это неповторимая гармония противоположностей. И о каждом острове можно написать отдельную книгу.

 

2.* Подберите слова, принадлежащие к различным слоям (пластам) лексики: к нейтральной лексике, книжной (научной, деловой, публицистической), разговорной, просторечной. (Для справок используйте толковые словари современного русского языка.)

 

3.* В выбранном самостоятельно тексте нормативно-правового акта (тексте закона, указа и др.) выделите семантические и грамматические средства выражения волюнтативности (долженствования, предписания).

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Выполнению заданий должно предшествовать глубокое изучение теоретического материала. Следует усвоить дифференциальные признаки всех функциональных стилей и при анализе текстов учитывать не только собственно языковые характеристики, но ряд экстралингвистических факторов, которые четко проявляются при восприятии текста (тематика, цель создания текста, степень официальность и др.).

Каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свою сферу применения, свой круг тем. Каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения. Наконец, каждый функциональный стиль имеет общую коммуникативную установку, главную задачу речи. Эти внешние (экстралингвистические) факторы определяют языковой облик функциональных стилей.

Функциональный стиль располагает набором характерных слов и выражений, однако степень насыщенности ими текстов может быть различной. Иногда их доля вообще может быть незначительной, но они определяют языковой облик стиля. Основу каждого стиля составляют межстилевые слова, обеспечивающие единство литературного языка. Будучи общелитературными, они объединяют все функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные языки.

Необходимо помнить также то, что общими для всех функциональных стилей являются и грамматические средства. Грамматика едина, однако каждый стиль по-своему использует ее потенциальные возможности, оказывая предпочтение тем или иным грамматическим формам и конструкциям. Таким образом, особый пласт языковых средств функционального стиля составляют стилистически не маркированные средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), которые становятся приметой стиля в силу их количественного преобладания в данном стиле.

При выполнении Задания 2. предпочтительно использовать Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1985-1988 и последующие издания или другой толковый словарь, выпущенный издательством «Русский язык» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Москва).

Используя любой толковый словарь, следует внимательно изучить систему стилистических помет, употребляемых в данном издании. Стилистическими пометами снабжены в словарях слова и устойчивые сочетания, имеющие различные ограничения в своем применении. Стилистические пометы указывают на сферу применения слова (воен., зоол., лингв., мат., мед., спорт., физ., хим. и др.), отношение к стилям литературного языка (разг., книжн. и др.), выражают оценку (ирон., презр., одобр., неодобр., уменьш., уменьш.-ласк., ласк., уничиж. и др.). Перечень стилистических помет и описание структуры словарной статьи обычно даются в Предисловии словаря.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под. ред. В.Д.Черняк. - М.: Высшая школа, 2008. – С. 371-451.

 

Дополнительная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С.59-67.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2005. – С. 73- 93.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005.- С. 26-28.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.