|
Художественная культура эпохи Возрождения
Зарождавшееся научное видение мира неразрывно связано с художественной культурой, которая дала миру величайших творцов эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и др.). Их не случайноназывают титанами эпохи Ренессанса, так как их творчество носило чрезвычайно разнообразный и одновременно фундаментальный характер. Главное, что объединяет всех великих деятелей эпохи Возрождения — это то, что их творчество являлось результатом эксперимента, обобщением опыта.
Природа была для них тем великим источником знаний, из которого они черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве. Это и изучение анатомического строения тела человека для создания титанических образов, которыми изобиловали произведения Микеланджело и пластические образы Леонардо, и изучение законов механики, которые приводили к познанию законов движения человеческого тела и к открытиям в технических сферах.
Наука и художественное творчество слились в едином пространстве, создаваемом мыслителями, учеными и творцами величайших произведений искусства, выступавших в этих качествах одновременно. Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность красоты. В это время появляется труд Луки Пачоли, посвященный исследованию золотого сечения.
Идея эксперимента, поиска новизны распространялась практически на все художественное творчество, начиная с создания научных основ построения линейной (прямой) перспективы и заканчивая экспериментами в области технологии красок и принципов конструирования в архитектуре. Это позволило создать масштабные, возвышенные и титанические образы, которыми особо изобилует Итальянское Возрождение («Джоконда» Леонардо да Винчи, «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэль и др.). Так искусство позволяло - хотя и в иллюзорном виде - решить в кратчайшие сроки задачу зримого воплощения возвышенных идеалов эпохи Возрождения, создавая новые, доселе невиданные, архитектурные сооружения и отражая в визуальных образах идеал нового человека — высокого духом и прекрасного телом.
Внимание к нравственно-индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило особые художественные решения в Северном Возрождении. Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьями и т.д. (Ван Эйк, П. Брейгель, Лукас Кранах и др.). Особым образом представлена природа. Она перестает быть условным фоном, на котором разворачиваются события, она становится частью интимного мира человека.
Вторая, не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения, - различные нравоучения, иронические произведения, важнейшая цель которых - улучшение, исправление дурной человеческой природы. Эта тема проходит в русле христианской традиции, приобретая в культуре Северного Возрождения некоторые гротескные черты, опираясь на традиции народной смеховой культуры (Ф. Рабле в литературе, И. Босх в живописи).
Белорусское возрождение
Эпоха Возрождения на Беларуси практически имеет те же хронологические рамки, что и во всей Европе. Идеи Возрождения на белорусских землях связаны с именами Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного.
Белорусское Возрождение по своим характеристикам ближе к Северному Возрождению, важнейшими задачами которого являются нравственное совершенствование, просвещение народа, донесение до народного сознания представлений об уникальности собственной культуры. Именно в это время происходит формирование особой языковой среды, которая послужила мощнейшим стимулом в развитии языка и этнического самосознания белорусского народа.
Важнейшую роль в этом процессе играла издательская деятельность, развернутая Ф. Скориной, который первым в Европе осуществил перевод Библии на национальный (старобелорусский) язык. Кроме этого, он сопровождал публикуемые им книги комментариями, в которых в значительной степени отходил от средневековой ортодоксии, следуя традициям возрожденческого гуманизма и утверждая великое значение человеческого разума в познании божественных тайн Вселенной.
Ф. Скорина выдвигал и определенные политические идеи, которые были направлены на создание образа идеального правителя. Это было время написания Статута Великого княжества Литовского, быстрого роста городов на территории ВКЛ, обретения белорусскими городами магдебургского права и создания братств, которые носили национально-патриотический и культурно-просветительский характер. В связи с этим идеи Ф. Скорины о значимости деятельностного, граждански направленного поведения человека приобретают все большее значение. Он закладывает основы белорусского поэтического языка, включая в свои произведения рифмованные строки. Благодаря Ф. Скорине современная ему белорусская культура была введена в смысловое поле европейской культуры, ценности и гуманистические идеалы того времени включаются в контекст белорусской культуры.
Особое место в белорусской и европейской культуре занимает Сымон Будный, который не только осуществлял переводческую деятельность, но и публиковал работы собственного сочинения, весь пафос которых был направлен против засилья латинско-католической традиции на белорусских землях. Сымоном Будным был написан ряд работ, в которых он подвергает критике существующий сословно-феодальный строй, видя идеал государственности в просвещенной монархии, ограниченной сословным представительством и законом. Он высказывал атеистические взгляды, первым в Европе осуществил попытку всесторонней критики текстов Нового Завета, которая во многом опередила западноевропейскую рационалистическую традицию критики религии.
Николаем Гусовским была открыта для Европы совершенно неизвестная ей культура — культура белорусского народа. Впервые в мировую литературу были введены художественные образы и лексика белорусского народного творчества, пропагандировались идеи объединения народа перед лицом внешнего врага. Переведенная на многие европейские языки поэма «Песнь про зубра» стала явлением мировой культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|